Напоминание

Оптимизация образовательного процесса на уроках обществознания в условиях работы "КОР № 1".


Автор: Дашивец Ольга Васильевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: СПБ ГБОУ СПО "Колледж олимпийского резерва № 1"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Оптимизация образовательного процесса на уроках обществознания в условиях работы "КОР № 1".
Раздел: полное образование





Назад




Оптимизация образовательного процесса на уроках обществознания в условиях работы «КОР № 1». Дашивец Ольга Васильевна, учитель обществознания. Для спортсменов школьного возраста в России существуют специальные образовательные организации, позволяющие им сочетать занятие спортом с учебной деятельностью. К таким учебным заведениям относится Колледж олимпийского резерва № 1, в котором обучаются, в частности, учащиеся 8-11 классов. Сложность и проблемы успешной реализации целей образовательного процесса учащихся-спортсменов старших классов связаны с организацией их спортивной деятельности, а также психологическими особенностями данной категории подрастающего поколения. Ввиду того, что большинство из них являются членами юношеских сборных Санкт- Петербурга и России, время на получение образования у них очень ограничено. Связано это с тем, что ребята тренируются два раза в день (до уроков и после них), а также регулярно выезжают на учебно-тренировочные сборы и соревнования. Кроме того, являясь успешными спортсменами, ряд учащихся уверен в том, что учебная деятельность гораздо легче спортивной. Это приводит к тому, что они, даже при желании, не могут рационально организовать свою самостоятельную работу, крайне необходимую в сложившихся условиях. Следствием этого зачастую является нежелание прилагать какие-либо усилия и ожидание того, что проблема получения знаний как-то решится без их участия. Есть группа учащихся, которая в образовательном процессе ставит для себя единственную цель: с минимальными усилиями аттестоваться по предмету здесь и сейчас, не задумываясь о необходимости получения системных знаний. Большой проблемой для организации успешной работы на уроках обществознания является узость кругозора учащихся. Кроме того, известен факт, что учащиеся старших классов в первую очередь ориентированы на предметы, необходимые им для поступления в ВУЗ. ЕГЭ по обществознанию сдают многие, но «на всякий случай», считая предметом легким, особо готовиться к которому не надо. Таким образом, большинство учеников имеют слабую мотивацию своей учебной деятельности. При этом учащиеся-спортсмены разных видов спорта имеют свои психологические особенности. Нельзя забывать и о том, что все старшеклассники находятся в пубертатном периоде. Есть и ещё один важный момент. В отличие от общеобразовательных школ, гимназий и т.п., где хороший учитель, классный руководитель является очень авторитетным человеком для своих учеников и их родителей, для учащихся-спортсменов таким человеком является тренер, с которым они связывают свои победы и свое будущее. Поэтому учителю приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы быть услышанным учеником и на уроке, и в повседневном общении, без чего невозможно достижение положительного результата в учебно- воспитательном процессе. Исходя из вышеизложенного, для успешной реализации целей современного образования учителю обществознания в данном образовательном учреждении приходится решать довольно сложные задачи. Во-первых, проблема социализации выпускников 11-х классов стоит особенно остро. Опыт 90-х годов прошлого века, да и ряд событий века нынешнего показывает, что спортсмены, которые по различным причинам не смогли остаться в спорте высших достижений, могут легко оказаться в криминальной среде, которая с удовольствием использует их физическое развитие. Поэтому вопрос приобщения
учащихся к общечеловеческим ценностям является одним из приоритетных. Во-вторых, каждый ученик должен освоить обязательные образовательные компетенции и «научиться учиться», чтобы стать конкурентноспособным членом общества и в дальнейшем успешно организовать свою жизнь в спорте или вне спорта. В условиях дефицита учебного времени у каждого учащегося, узости их кругозора только личностно-ориентированный подход и создание ситуации успеха на уроках позволяют получить положительные результаты. Поэтому учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться и внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии, не забывая при этом и хорошо зарекомендовавшие себя старые, при этом вести тщательный их отбор, так как далеко не все образовательные технологии могут использоваться в работе с учащимися-спортсменами. Итак, основные технологии, используемые на уроках обществознания для оптимизации образовательного процесса.
Использование компьютерных презентаций, созданных самостоятельно.
Для оптимизации образовательного процесса в 10-11 классах практически на каждом уроке мною используются самостоятельно созданные компьютерные презентации. Это позволяет удерживать внимание учащихся-спортсменов в течение всего урока, так как форма и содержание презентаций им доступны; задействовать одновременно зрительную, слуховую и механическую память (основные положения темы записываются в тетрадь); активизировать их познавательную активность (презентации снабжены учебно- методическим комплексом, позволяющим использовать различные методы обучения). Кроме того, показ презентации сопровождается различными видами беседы, что способствует формированию конструктивного критического мышления у учащихся.
Проектная деятельность.
Проектная деятельность – это технология, которая в силу своей сущности позволяет решать задачи, стоящие перед современной школой. В нашем специфическом учебном заведении эта технология, на мой взгляд, является оптимальной (позволяет растянутую по времени реализацию) и необходимой (способствует решению образовательных задач). Планы работы над проектами разных видов несколько различны и адаптированы к условиям учреждения. При организации проектной деятельности я ставлю перед собой следующие цели: - активизация познавательной деятельности учащихся-спортсменов, что должно способствовать их успешной социализации; - формирование всех ключевых компетенций учащихся. Название компетенции Сущность Реализация Личностная Формирование личных качеств, ценностей. Самостоятельность, организованность, ответственность. Социально- личностная Определение своего поведения в обществе. Возможность самооценки, рефлексия успеха. Социальная Определение своего положения и роли в обществе. Выполнение определенной роли в группе, социальная значимость деятельности. Коммуникативная Способность эффективно Работа в группе, отстаивание позиции,
взаимодействовать с людьми. публичные выступления. Информационные Умение работать с различными источниками информации. (Зависит от типа проекта) Интеллектуальные Развитие мыслительных умений. Развитие логического мышления, анализ, обобщение информации. Креативные. Развитие творческих способностей. Предложить самостоятельный вариант решения задачи, оригинальность. Общекультурные. Расширение кругозора. Повышение интереса к социальному знанию, расширение информационного пространства. Валеологическая Сохранение здоровья. Выбор своей темы работы, свой вид деятельности, эмоционально- положительный настрой. Виды проектов, реализуемые учащимися. По роду деятельности: информационные (основной), исследовательские. По содержанию: межпредметные, монопредметные. По числу участников: индивидуальные, групповые. По продолжительности: среднесрочный, долгосрочный. По характеру контактов: внутри классные, внутри ступени обучения, внутри спортивной группы.
Работа в группах.

«Мозговой штурм».


Метод «Мозговой штурм» является методом, стимулирующим творческую активность учащихся, что крайне необходимо для старшеклассников «КОР № 1». Как правило, у многих учеников отсутствуют глубокие, системные знания по предмету. Данный метод позволяет им на основе имеющихся знаний, в том числе и бытовых, очень активно работать на уроке, высказывать множество идей, что создает ситуацию успеха .
Деловая игра.
В виду того, что наши старшеклассники большую часть времени проводят в спортивной среде, на мой взгляд, им необходимо примерять на себя взрослые социальные роли, не связанные со спортом, так как многие из них, закончив 11 класс, окажутся в разных социальных стратах. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Это некий элемент социализации учащихся- спортсменов. Такие игры, помогают решать и практические задачи, связанные с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.
Технологии развития критического мышления.
Именно технологии развития критического мышления очень важны на уроках обществознания. Не обладая достаточными знаниями, но, зачастую не осознавая этого, так как большую часть времени ученик-спортсмен находится в среде подобных ему, умение анализировать, аргументировать свою точку зрения заменяется обычным бытовым критиканством. Для реализации данной технологии на уроках важно создать следующие условия:
 Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.  Давать возможность учащимся размышлять.  Принимать различные идеи и мнения.  Способствовать активности учащихся на уроке.  Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.  Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.  Ценить проявления критического мышления. Реализации данной технологии в условиях КОР № 1 способствует, например, использование тетради-тренажёра (О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 10 класс. Тетрадь-тренажёр. М: «Просвещение», 2015). Выполнение предложенных в тетради заданий позволяет в полной мере развивать критическое мышление обучающихся.
Синквейн,

как элемент технологии развития критического мышления.
Использование синквейна позволяет наиболее эффективно провести рефлексию проделанной коллективной работы, оценить её, выработать общую «систему координат», позволяющую ученикам научиться понимать друг друга. Кроме того, работа над синквейном не требует много времени, что очень важно в условиях его дефицита в нашем образовательном учреждении.
Личностно-ориентированные технологии.
Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе – закон для каждого современного учителя, а в нашем образовательном учреждении он особо актуален. На уроке могут находиться две (иногда и три) группы учеников, находящихся на разных стадиях изучения темы. Кроме того, ежегодно группа спортсменов старших классов, являясь членами сборных команд России или команд высшей лиги, обучаются по индивидуальным программам. Учитель обязан создать условия для успешного освоения программы по предмету учащимися данной группы. Одним их методов личностно-ориентированной технологии является метод погружения. Для этого я использую опорные конспекты по обществознанию П.А. Баранова, ознакомившись с которыми ученик отвечает на ряд вопросов и выполняет тестовую работу. Результатом работы учащегося является: 1. Получение учеником минимального объема знаний по теме, развитие навыков учебной деятельности, получение необходимых компетенций. 2. Осознание учащимся сложности образовательного процесса , необходимости трудиться и в этой сфере деятельности. Ещё один метод данной технологии – использование дифференцированного подхода при контроле знаний учащихся, а также выполнение ими разноуровневых заданий при закреплении пройденного материала.
Элементы технологии дистанционного обучения учащихся.

В условиях работы нашего учреждения дистанционное обучение учащихся имеет так же большое значение. При организации дистанционное обучение учащихся я ставлю следующие цели: 1. Оказать помощь учащимся в освоении образовательной программы по обществознанию. 2. Активизировать познавательную активность учащихся и способствовать расширению их кругозора. В электронном виде в библиотеке колледжа, выложен учебник по обществознанию и тетрадь-тренажер. Кроме этого, до учеников доводится информация об электронном адресе опорных конспектов (автор П.А. Баранов). Учащиеся имеют возможность изучать новый материал, выполнять задания и отправлять результаты своего труда по электронной почте учителю. Таким образом, для ученика-спортсмена получение полноценного среднего полного образования является определенной социальной защитой, созданием условий для его конкурентноспособности, самореализации и социализации в будущей взрослой жизни. Главная цель учителя обществознания в КОР № 1 в настоящее время, на мой взгляд – сделать все возможное для осознания этого каждым учащимся, оптимизировать образовательный процесс и сделать его по настоящему субъект-субъектным.


В раздел образования