Напоминание

"Порядок составления схем учебных занятий для портфолио преподавателя СПО"


Автор: Кошелева Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КК ССХТ
Населённый пункт: город Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Порядок составления схем учебных занятий для портфолио преподавателя СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ГБПОУ КК «СЛАВЯНСКИЙ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

«ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СХЕМ УЧЕБНЫЙ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ

ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО»

Автор: Кошелева Т.И., преподаватель

ГБПОУ КК ССХТ

Славянск - на Кубани, 2015 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Технологическая карта урока как современная форма планирования

педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Глава 2. Шаблон заполнения схем урока

Заключение

Приложения:
- схема бинарного урока; - схема урока-экскурсии; - схема лекции – беседы.
Введение

Актуальность работы:
1. В настоящее время появилась необходимость максимального детализирования записей урока еще на стадии подготовки, оценка рациональности и эффективно- сти выбранных форм, методов, средств и видов учебной деятельности создала предпосылки для внедрения современной формы планирования взаимодействия преподавателя и обучающихся, а именно, создание технологических карт урока. 2. Полностью переход от заполнения традиционного плана урока к качественно разработанным технологическим картам урока связан с внедрением новых тре-
бований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ФГОС СПО третьего поколения), где приоритетное внимание уделя- ется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризую- щих будущую профессиональную деятельность выпускников. Подготовку специ- алистов в учреждениях СПО необходимо осуществлять с учетом корректировки методологических и технологических аспектов образования, пересмотра преж- них целевых приоритетов, целевых установок, основанных на знаниях, умениях и навыках. Необходимо более активное внедрение в учебную деятельность инно- вационных образовательных технологий, учитывающих индивидуальное разви- тие личности, жизненные ценности и устремления.
Проблема:
- в традиционном плане урока рассматривается только содержательная сторона (ход урока), и при осуществлении преподавателем самоанализа, нередко происходит про- стое «пересказывание» этапов занятия, что затрудняет обоснование выбора содержа- ния, используемых методов и форм обучения; - нет унифицированной, устоявшейся формы технологической карты урока.
Объект:
Рассмотрение технологии заполнения технологических карт урока, подстроенная под «шаблон» схем урока аттестуемого педагога, в которых будет отражены все основ- ные структурные элементы моделирования урока, а, следовательно, соблюдение всех правил составления технологических карт урока. Это: - тема, цели, задачи, вид/тип урока, формируемые компетенции, ожидаемые ре- зультаты обучения; - ресурсы (технические средства обучения, наглядные приложения и др.); - учебные элементы (цель, длительность, основные виды деятельности обучаю- щихся, основные виды деятельности преподавателя, формы контроля и др.).
Цели:
- приобретение опыта создания технологических карт и полностью отказ от при- менения традиционных планов урока, в дальнейшем не вызывает опасений и затруд- нений при заполнении схем урока аттестуемого педагога для оформления портфолио преподавателя; - каждый педагог в процессе заполнения таких схем учебного занятия будет ар- гументировано относится к тому, чем будет пользоваться в процессе обучения, будет стараться искать новые интересные приемы и методы работы с обучающимися, делит- ся своим опытом с коллегами; - опыт создания схем учебных занятий в дальнейшем найдет усовершенствова- ние у коллег, что в свою очередь, приведен к составлению более детальной декомпози- ции учебных элементов, их конкретизации.
Задачи:
- теоретический анализ литературы по практике применения технологических карт урока; - выявление возможностей более детальной и глубокой проработки схем урока; - анализ фактического материала, который послужил основой составления схем; - поиск рациональной формы составления схем урока педагога для портолио преподавателя.
Практическая значимость:

Разработан «шаблон» или «модель» схем урока для порфолио педагога, отража- ющая по сути технологическую карту урока. Кроме того, приведено 3 схемы уроков по дисциплинам общепрофессиональных дисциплин, которые в дальнейшем могут быть использованы педагогами для составления своих схем урока, желающих эффективно организовать урок, опираясь на детальное изложение данного материала.
Глава 1. Технологическая карта урока как современная форма планиро-

вания педагогического взаимодействия преподавателя и

обучающихся.
Если мы будем учить сегодня так, Как мы учили вчера, Мы украдем у детей завтра. Д. Дьюи Образование – это индустрия, Направленная в будущее. С.П.Капица Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов СПО основано на идеологии формирования образования « от результата», и его систе- матизирующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятель- ности выпускников. Ключевым понятием современного образования является понятие компетенции, а формирование компетенций – одна из главных целей профессионального обучения. Формирование общих и профессиональных компетенций во многом зависит от применения в образовательной деятельности современных инновационных техноло- гий. Образовательное учреждение должно предусмотреть в целях реализации компе- тентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерак- тивных форм проведения занятий (деловых, ролевых и имитационных игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и др.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профес- сиональных компетенций обучающихся. Данное требование ФГОС СПО (п. 7.1.) осу- ществимо с введением необходимости внедрения новых технологий образовательной деятельности, способов (методов, форм) ее осуществления и контроля. Реализация образовательной программы будет успешной, если ее методическое обеспечение позволяет четко ответить на следующие вопросы: - какие именно компетенции формируют те или иные темы и разделы учебного материала; - какие именно методы обучения, образовательные технологии позволяют их вы- брать; - как именно проверяются формирование компетенции, т.е. какие оценочные средства применяются. Наглядно представить себе соотношение результатов обучения (знаний, умений, практического опыта, формируемых компетенций), средств их формирования и оценки помогают технологические карты занятий. Качественно разработанная технологиче- ская карта урока может быть использована как схема урока аттестуемого педагога для портфолио.
Технологическая карта урока является обобщенно-графическим выражением проекта учебного занятия, позволяющее структурировать его по определенным пара- метрам (одна из версий):
1.Наименование дисциплины; специальность, тема занятия; тип и вид уро-

ка; цели занятия, ожидаемые результаты, формируемые компетенции, ресурсы

(оборудование, наглядные и демонстрационные

2. Организационная структура занятия:

Учебный элемент 1. Организационный момент.
Включает: цели, формы организации деятельности обучающихся; основные виды деятельности обучающихся; функции преподавателя на данном этапе; основные виды деятельности преподавателя; основной вид деятельности с ИКТ.
Учебный элемент 2. Проверка домашнего задания.
Включает цели, формы организации деятельности обучающихся; основные виды деятельности обучающихся; функции преподавателя на данном этапе; основные виды деятельности преподавателя; основной вид деятельности с ИКТ.
Учебный элемент № 3. Повторение основных вопросов темы.
Включает цели, формы организации деятельности обучающихся; основные виды деятельности обучающихся; функции преподавателя на данном этапе; основные виды деятельности преподавателя; основной вид деятельности с ИКТ.
Учебный элемент № 4. Изучение нового материала с первичным закрепле-

нием знаний.
Включает цели, формы организации деятельности обучающихся; основные виды деятельности обучающихся; функции преподавателя на данном этапе; основные виды деятельности преподавателя; основной вид деятельности с ИКТ.
Учебный элемент № 4. Закрепление знаний.
Включает цели, формы организации деятельности обучающихся; основные виды деятельности обучающихся; функции преподавателя на данном этапе; основные виды деятельности преподавателя; основной вид деятельности с ИКТ.
Учебный элемент № 5. Рефлексия.
Включает цели, формы организации деятельности обучающихся; основные виды деятельности обучающихся; функции преподавателя на данном этапе; основные виды деятельности преподавателя; основной вид деятельности с ИКТ.
Учебный элемент № 6. Задание на дом.
Включает цели, формы организации деятельности обучающихся; основные виды деятельности обучающихся; функции преподавателя на данном этапе; основные виды деятельности преподавателя; основной вид деятельности с ИКТ.
Другая версия схемы урока по освоению нового материала
1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности. 10. Итоги урока, прогнозирование домашнего задания.
Такое детальное заполнение технологической карты является современным сред- ством планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся. На первых порах преподавателю трудно создать схему урока, поскольку вызывает сложность конкретизация учебных элементов, видов деятельности педагога и видов деятельности обучающегося и др. Для разъяснения порядка заполнения схем урока (а соответственно, технологи- ческих карт урока), в дальнейшем будет представлен шаблон, по которому можно со- ставить свои схемы уроков. Но перед этим хотелось остановиться на некоторых моментах, которыми необ- ходимо руководствоваться при заполнении схем урока. В помощь преподавателю можно предложить следующие формулировки. 1. Виды деятельности преподавателя: - наглядная передача информации и зрительного восприятия информации ( прием: показ компьютерной презентации); - обсуждение задач и этапов учебного занятия; - мотивация к обучению; - проверка готовности обучающихся к учебному занятию; - сообщение темы и постановка цели учебного занятия; - формулирование учебного задания; - выявление проблем через организацию фронтальной беседы; - получение информации с помощью практической деятельности (самостоятельная, групповая, исследовательская); - актуализация знаний студентов (прием стартовой актуализации жизненного опыта обучающихся); - рефлексия; - анализ типичных ошибок; - консультирование и взаимопомощь; - помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов; - отмечает подготовленность студентов к занятию; - определяет степень достижения целей занятия; - выставляет и объявляет оценки. - сообщает о домашнем задании, комментирует его выполнение; - дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов и др. 2. Виды деятельности обучающихся: - конспектирование; - выполнение (по вариантам) тестового задания; - осмысление; - выполнение упражнений, учебных задач; - комментирование (по очереди); - обоснование выбора решения, ответа; - аргументированная оценка… - приведение примеров… - составление схем; - определение понятия… - чтение и запоминание… - сравнение, анализ… - осуществление самооценки и самоконтроля, самопроверки, взаимопроверки;
- формулирование конечных результатов совей учебной деятельности. 3. Этапы деятельности обучающегося на уроке 1. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. 2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. 3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. 4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. 5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ дей- ствия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. 6. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 4. Использование приемов и методов витагенного образования. Реализация витагенного образования – образования, основанного на актуализа- ции (востребовании) жизненного опыта личности, её интеллектуально-психологиче- ского потенциала. Для повышения компетенций при преподавании курса используются положения вита- генного образования: - формирование многоплановых навыков адаптации к современной жизни; - формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил; - перевод витагенной информации в жизненный опыт студента с опорой на витаген- ную, конструирующую и дидактическую. Реализация этих положений осуществляется с помощью следующих приемов и мето- дов: Прием стартовой актуализации анализа жизненного опыта студентов. Прежде чем студенты получат необходимый запас образовательных знаний, необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания они обладают. Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в об- разовательном процессе («Что было бы, если..»). Прием раскрытия актуализации между причинами и следствиями (например: «Масштабное использование продуктов с ГМО может привести к всплеску аллергиче- ских реакций, развитию бесплодия, онкологических заболеваний... Прием опережающей проекции преподавания. Образовательная технология должна на- кладываться на витагенную , придавая ей опережающее научное объяснение. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели («Я предлагаю вам идею»). Пример подобного задания: - Что будет, если не соблюдать правила пожарной безопасности при использовании бы- товой техники… (Здесь необходимо дополнить и закончить на основе своего жизненного опыта). Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) направлен на приучение студентов к си- стеме аналитического поведения в окружающей среде. В результате происходит накоп- ление жизненного опыта студентов посредством анализа причин произошедших ситу- аций, они приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений дру- гих людей. Таким образом, метод АКС обогащает опыт бесконфликтного поведения
студентов, учит их адекватно оценивать происходящие события, находить оптималь- ные пути решения (предвидеть опасности, по возможности их избегать, при необходи- мости – действовать.)
5
. Использование метода создания проблемных ситуаций На своих уроках при изложении нового материала необходимо использовать ме- тод создания проблемных ситуаций, побуждающих к поиску новых знаний и способов преодоления из затруднительного положения, а именно: - ситуация неожиданности (приведение фактов, вызывающих удивление). Почему из- вестный американский маркетолог Ф. Котлер отнес такой товар, как зонт - к товарам для экстренных случаев? Почему ювелирные изделия недорогой стоимости относятся к товарам предваритель- ного выбора, а ювелирные изделия с бриллиантами – к товарам особого спроса (по Ф. Котлеру)?; - ситуация противоречия. Почему некоторые товары можно отнести одновременно и к товарам предварительного выбора и к товарам особого спроса, и к товарам пассивного спроса? Какие причины есть для этого? Почему товары не остаются в одной и той же классификационной ка- тегории? - ситуаций предположения. Например, как увеличить жизненный цикл товаров? - ситуации –версии: «Многие обвиняют … Ваше мнение по этому поводу? - ситуации прогнозирования альтернативных путей развития. Например, что произо- шло бы с любым товаром, если исключить из его « ядра» - поддержку продукта и инструменты маркетинга? 6. Задачи развития умений на уроке: • готовить сообщения по нескольким источникам; • определить собственное отношение к той или иной проблеме и аргументировать свою точку зрения; • делать выводы на основе анализа документов, материалов учебных пособий; • способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников; • способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, составлять план, делать выводы; • развивать умение учащихся работать в разноуровневых группах; • развить навыки анализа собственных поступков; • развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу; • развивать мотивацию и самосовершенствование личности, формирование разум- ных потребностей; • проверить и оценить усвоение материала, изученного на предшествующих заня- тиях; • осуществлять контроль знаний, умений, навыков; • ознакомить с основными формами и особенностями… • дать представление… • сформировать представление (некоторые умения)… • ознакомить с научными подходами… • познакомить с методами (сущностью, различными представлениями, особенно- стями)…
• познакомить с причинами… • разъяснить основные подходы… • расширить и углубить знания… • охарактеризовать особенности… • сформировать знания (умения анализировать различные подходы)… • систематизировать знания… • закрепить знания (умения анализировать диполярные взгляды и высказывать собственную позицию). 7. Самообразование Самообразование (самоучение) – целенаправленная учебная деятельность, управляе- мая самой личностью без участия педагога. Основные формы самоучения: - изучение литературы; - прослушивание лекции, докладов; - консультации специалистов; - просмотр кинофильмов; - посещение музеев, выставок; - различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты и т.п. 8. Самостоятельная учебная работа Самостоятельная учебная работа в современной педагогике признана высшей формой учебной деятельности. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного вербаль- ного контакта с педагогом, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть: - фронтальной – обучающиеся пишут одно и тоже задание; - групповой – для выполнения заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3- 6 человек); - парной; - индивидуальной - каждый обучающийся выполняет отдельное задание , напри- мер, пишет реферат на заданную тему. Рекомендуемые виды заданий для самостоятельной работы студентов: - чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); - составление плана текста; - конспектирование текста; - работа со словарями и справочниками; - поиск информации в интернете. В целях закрепления и систематизации знаний по дисциплине: - работа с конспектом лекций; - составление плана и тезисов ответа; - подготовка рефератов, докладов; - аналитическая обработка текста; - составление таблиц для систематизации учебного материала; - ответы на контрольные вопросы; - тестирование. В целях формирования умений: - составление схем, таблиц, тестов, тематических кроссвордов; - решение ситуационных задач;
- подготовка к деловым играм и др.
Заключение
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятель- ностного и личностно-ориентированного подходов требует от преподавателя не только детальной операционно- деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты урока не суще- ствует. Но поскольку для оформления и предоставления портфолио требуются схе- мы уроков для подтверждения применяемых педагогических технологий, то разум- ным было подстроить под «шаблон» схем урока аттестуемого педагога технологи- ческую карту урока. И соответственно пользоваться такой «моделью» при состав- лении всех планов урока.

Шаблон заполнения схем урока

Схема конспекта урока № 1
Аттестуемый педагог Предмет Группа Тема урока Вид занятия № п/п Этапы работы Содержание этапа 1 Организационный момент включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, кото- рых учитель хочет достичь на дан- ном этапе урока; описание методов организации ра- боты учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учеб- ную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особен- ностей класса, с которым работает педагог) Организационный момент: приветствие, проверка наличия студентов, готовности аудитории к занятиям и др., тем самым обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить студентов к предстоящему занятию. Форма организации деятельности обучающихся – фронтальная. После организационного момента преподаватель знакомит студентов с темой и вопросами урока, сообщает цели). (Сообщение темы, вопросов и целей урока позволяет настроить студентов на учебную деятельность; принять, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата, постановка и принятие обуча- ющимися целей учебного занятия способствует формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельно- сти).
1.Образовательные цели:
- - -
2. Воспитательные цели:
- - -
3. Развивающие цели:
- - -
4. Деятельностные цели:
- - -
Формируемые компетенции:
ОК 1 ОК 2. ОК 3. И др.

Ресурсы занятия
: - Оборудование: ▪ посадочные места по количеству обучающихся; ▪ рабочее место преподавателя; - комплект инструментов (линейка, карандаши и др.) - рабочая тетрадь и др. - Наглядные и демонстрационные материалы: ▪ мультимедийная презентация по теме «…….», - плакаты; - НП и др. - Аппаратное и программное обеспечение: ▪ компьютер; ▪ мультимедийный проектор; ▪ экран. ▪ программное обеспечение MS PowerPoint (если используется презентация) , MS Word. Далее озвучиваются межпредметные связи; указываются, какие дисциплины помогут в изучении темы урока, ставятся виды деятельности обучающихся (см. виды деятельности обучающихся (перечислить все используемые на уроке) Изучение учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой ре- зультат должен быть достигнут учащимися на данном этапе уро- ка); • определение целей и задач, кото- рые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, кото- рый должен быть освоен учащими- ся (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов изло- жения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и мето- дов организации индивидуальной и групповой деятельности учащих- ся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
Постановка цели урока:
Вариант 1. Целью урока является раскрытие у студентов творческого потенциала, творческих возможностей; Вариант 2. Целью урока является повторение и обобщение полученных теоретических знаний и навыков по теме, их систематизация. Вариант 3. Целью урока является формирование системы знаний …..(по вопросам темы…. (перечислить)) ; целью урока является знаком- ство с особенностями …( по вопросам темы…, ), развитие умений ориентироваться …. ) и др.
Объяснение материала
: Вариант 1. Объяснение материала производится с помощью компьютерной презентации с кратким конспектирование основных моментов по ходу всей лекции. Вариант 2. Изложение материала ведется с помощью мультимедийной презентации. Студентам предлагается по ходу изложения материала фиксировать опорные понятия, составляя опорную схему и др.
Ставятся задачи развития умений на уроке
(см. задачи развития умений на уроке).
Форма организации деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, парная. Излагаются вопросы темы, подчеркивая при этом, что студенты сделали на каждом этапе раскрытия каждого вопроса темы. Например, студенты конспектируют, обосновывают выбор решения, находят нужный ответ, проводят аргументированную оцен- ку выбора …, приводят примеры, выявляют закономерности, формулируют выводы и предложения и др. (см. виды деятельно- сти студентов).
• описание критериев определения уровня внимания и интереса уча- щихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной актив- ности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.
При изложении материала
следует описать методы и приемы работы со студентами (см. метод создания проблемных ситуа- ций, методы и приемы витагенного образования и др.
)
По ходу изложения материала, если преподавателем проводится закрепление материала, то описывается каким образом, виды деятельности обучающихся при этом закреплении.
Формы и методы контроля качества обучения преподавателем:
Вариант 1. Зрительная оценка активности и эмоционального настроя студентов Вариант 2. Зрительный контроль качества ведения конспекта и др. 3 Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой ре- зультат должен быть достигнут учащимися на данном этапе уро- ка); • определение целей и задач, кото- рые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов дости- жения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного мате- риала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которы- ми работает педагог. • описание критериев, позволяю- щих определить степень усвоения учащимися нового учебного мате- риала; • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Задачей закрепления учебного материала является:
Вариант 1. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Организовать деятельность обучающихся по применению изученных знаний в аналогичных ситуациях. Преподавателю необходимо проверить, как студенты уяснили новый материал, поэтому проводится опрос методом ….. Вариант № 2 Закрепление материала происходит по ходу проведения урока. Активным студентам выставляются оценки. (Студенты, таким образом, соотносят результаты деятельности с поставленной целью, формулируют конечные результаты своей деятельности, оценивают вместе с преподавателями свою работу на занятии). Вариант № 3. Критерием диагностики эффективности занятия являются оценки за решение ситуационной задачи по пройденному материалу и за активную работу на уроке. ( См. самостоятельная учебная работа.)
Проведение этапа рефлексии,
в ходе которого преподаватель должен знать, как себя чувствовали обучающиеся в той или иной обстановке, как оценивают они свои действия. Например: 1. Что на уроке было новым? 2. Что было главным? 3. Что было интересным? 4. Что вызвало затруднения? и др. 5. Сегодня на уроке я узнал… 6. Теперь я могу… 7. Было интересно… (Студенты, таким образом, формулируют конечные результаты своей деятельности, оценивают вместе с преподавателями свою работу). 4 Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятель- ной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе Сообщение цели, содержания и способа выполнения домашнего задания…(см. самостоятельная учебная работа)
Форма деятельности обучающихся
: фиксация домашнего задания. (Студенты, таким образом, осуществляют самоконтроль и самооценку изученного материала, повышают актуальность предло- женной информации и создают для себя более оптимальные условия для усвоения материала).
выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хо- чет достичь учитель, задавая зада- ние на дом; определение и разъяснение уча- щимся критериев успешного вы- полнения домашнего задания.
Схема конспекта урока № 2.
Аттестуемый педагог Предмет Группа Тема урока Вид занятия № п/п Этапы работы Содержание этапа 1 Организационный момент включающий: • постановку цели, которая должна быть до- стигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффек- тивной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы уча- щихся на начальном этапе урока, настроя уче- ников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог Организационный момент: приветствие, проверка наличия студентов, готовности аудитории к занятиям и др., тем самым обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить сту- дентов к предстоящему занятию. После организационного момента преподаватель знакомит студентов с темой и ходом проведения урока, сооб- щает цели). (Сообщение темы, ходом проведения занятия и целей урока позволяет настроить студентов на учебную деятель- ность; принять, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата, постановка и принятие обучающимися целей учебного занятия способствует формированию позитив- ной мотивации и росту интереса к учебной деятельности).
1.Образовательные цели:
- - -
2. Воспитательные цели:
- - -
3. Развивающие цели:
- - -
4. Деятельностные цели:
- - -

Формируемые компетенции:
ОК 1 ОК 2. ОК 3. И др.
Ресурсы занятия
: - Оборудование: ▪ посадочные места по количеству обучающихся; ▪ рабочее место преподавателя; - комплект инструментов (линейка, карандаши и др.) - рабочая тетрадь и др. - Наглядные и демонстрационные материалы: ▪ мультимедийная презентация по теме «…….», - плакаты; - НП и др. - Аппаратное и программное обеспечение: ▪ компьютер; ▪ мультимедийный проектор; ▪ экран. ▪ программное обеспечение MS PowerPoint (если используется презентация) , MS Word. Далее озвучиваются межпредметные связи; указываются, какие дисциплины помогут в изучении темы урока, ставятся виды деятельности обучающихся (
см. виды деятельности обучающихся
(перечислить все используемые на уроке) Самостоятельная работа студентов путем вы- полнения заданий Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть до- стигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание основных форм и методов органи- зации индивидуальной и групповой деятель- ности учащихся с учетом особенностей клас- са, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулиро- вания) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. Преподавателем проводится актуализация ранее изученного материала. Вариант №1. Проводит проверку домашнего задания (может выборочно). Вариант № 2. Перед проведением практического занятия студенты выполняют по вариантам тестовое задание и др.
Постановка цели урока на данном этапе урока:
Вариант 1. Целью урока является раскрытие у студентов творческого потенциала, творческих возможностей; Вариант 2. Целью урока является повторение и обобщение полученных теоретических знаний и навыков по теме, их система- тизация. Вариант 3. Целью урока является формирование системы знаний …..(по вопросам темы…. (перечислить)) ; целью урока яв- ляется знакомство с особенностями …( по вопросам темы…, ), развитие умений ориентироваться …. ) и др.
Объяснение последовательности заданий:
Например, объяснение последовательности заданий производится с помощью компьютерной презентации.
Ставятся задачи развития умений на уроке
(см. задачи развития умений на уроке).

Форма организации деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальна, парная.
Формы и методы контроля качества обучения преподавателем:
Вариант 1. Зрительная оценка активности и эмоционального настроя студентов Вариант 2. Зрительный контроль качества ведения работы и др. 3 Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть до- стигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения по- ставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих опреде- лить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • Описание возможных путей и методов реа- гирования на ситуации, когда учитель опреде- ляет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Задачей закрепления учебного материала является:
Вариант 1. Устный опрос Вариант № 2 Контролирующий тест и др. (Студенты, таким образом, соотносят результаты деятельности с поставленной целью, формулируют конечные ре- зультаты своей деятельности, оценивают вместе с преподавателями свою работу на занятии). 4 Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся крите- риев успешного выполнения домашнего зада- ния. Сообщение цели, содержания и способа выполнения домашнего задания…
Форма деятельности обучающихся
: фиксация домашнего задания. (Студенты, таким образом, осуществляют самоконтроль и самооценку изученного материала, повышают актуаль- ность предложенной информации и создают для себя более оптимальные условия для усвоения материала). Кроме того, в шаблоне можно разбить учебные этапы работы на учебные элементы (см. пример схемы урока по теме «Ценообразование» ).
Приложение Схема конспекта урока Аттестуемый педагог Кошелева Татьяна Ивановна Предмет «Экономика организации (предприятия)» и «Маркетинг» Группа 2-Б- 3 Тема урока Ценообразование Вид урока интегрированный № п/ п Этапы работы Содержание этапа 1 Организационный момент включающий: • постановку цели, которая должна быть до- стигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффек- тивной) • определение целей и задач, которых учи- тель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы уча- щихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенно- стей класса, с которым работает педагог)
Учебный элемент № 1. Организационный момент
Организационный момент: приветствие, проверка наличия студентов, готовности аудитории к занятиям и др., тем самым обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически под- готовить студентов к предстоящему занятию.
Учебный элемент № 2. Логический подход к изложению нового материала. Сообщение новой темы и

вопросов к изучаемой теме, постановка целей, видов деятельности преподавателя и обучающихся,

построение структуры нового материала, озвучивание междпредметных связей.
Вступительные слова преподавателя. Наш урок хочется начать со слов профессора Финансовой Академии при Правительстве РФ А.В.Пуни- на: «Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынке, независимо от форм собственно- сти вопрос о ценах - вопрос жизни и смерти» После вступительных слов преподаватель знакомит студентов с ходом проведения урока. Подчеркивает- ся, что урок будут одновременно вести два преподавателя - преподаватель дисциплины «Экономики орга- низации» Бадунц А.Ю. и преподаватель дисциплины «Маркетинг» Кошелева Т.И. Студентам раздаются опорные конспекты по теме. (Вступительные слова преподавателей, сообщение темы и вопросов изучаемой темы позволяют настроить студентов на учебную деятельность, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата). На первом и втором слайде студенты видят тему урока, вопросы изучаемой темы. Далее озвучива- ются цели урока (слайд 3). (Постановка и принятие обучающимися целей учебного занятия способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности).
1.образовательные цели:
- изучение теоретического материала по новому способу действия;
- обучение выполнения задания по образцу; - обучение применению знаний в новой ситуации; - расширение и углубление знаний по теме.
2. воспитательные цели:
- развитие логики, гибкости, системности мышления и анализа на основании изученного материала; - формирование у студентов целостного восприятия общей картины в вопросах ценообразования; - развитие способности к сотрудничеству, общению.
3. развивающие цели:

-
развитие познавательных способностей студентов; - развитие абстрактного мышления; - умения выдвигать гипотезы и проблемы; - умение работать с опорными конспектами; - умение анализировать проблемные ситуации; - развитие навыков видения причинно-следственных связей.
4. деятельностные цели:

-
увязать вопросы теории по ценообразованию с практикой; - уметь правильно и быстро решать предложенные задания по теме; - уметь принимать решения в предложенных проблемных ситуациях; - определять оптовые, розничные и отпускные цены.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчи- вый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения про- фессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения про- фессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием ин- формационно-коммуникационных технологий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самооб- разованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ресурсы занятия
: - Оборудование: ▪ посадочные места по количеству обучающихся; ▪ рабочее место преподавателя; ▪ опорные конспекты для обучающихся. - Наглядные и демонстрационные материалы: ▪ мультимедийная презентация по теме «Ценообразование». - Аппаратное и программное обеспечение: ▪ компьютер;
▪ мультимедийный проектор; ▪ экран. ▪ программное обеспечение MS PowerPoint, MS Word. Далее озвучиваются межпредметные связи; указываются, какие дисциплины помогут в изучении темы урока, ставятся виды деятельности обучающихся (конспектирование, осмысление, выполнение заданий , обсуждение методов решения, составление схем и др.) Изучение учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов орга- низации индивидуальной и групповой дея- тельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемо- му педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимули- рования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.
Учебный элемент № 3. Изложение материала урока.
Перед началом объяснения темы предлагается телевизионный материал по ценообразованию в нашей стране, где наглядно объясняется - с какими трудностями сталкиваются производители, продавцы и поку- патели. Далее преподаватель «Экономики организации» Бадунц А.Ю. предлагает вниманию рассказ производственников по проблемам ценообразования. На урок были приглашены два производственника: главный экономист ЗАО «Сад-Гигант» и главный бухгалтер ЗАО «Новопетровское». Изложение материала урока производится с помощью интерактивной доски методом лекции-визуализа- ции. Студенты будут вести работу в предложенных им опорных конспектах урока по каждому вопросу темы. Первый вопрос темы излагает с помощью слайда № 4 , на экран выводятся определения «цены» и «про- цесса ценообразования». (Студенты конспектируют определения «цены и «ценообразования» в свои опор- ные конспекты, осмысливая при этом их понятия). Далее рассматриваются функции цен и ценообразова- ния (слайд № 5, № 6, № 7). (Студенты работают в опорных конспектах, заполняя при этом схемы). В ходе рассмотрения второго вопроса темы на слайде №8, №9 и №10 преподаватель «Экономики орга- низации» Бадунц А.Ю. разъясняет виды цен с позиции экономики. (Студенты одновременно в своих опор- ных конспектам находят связь предложенных определений с названием цен). Преподаватель дисциплины «Маркетинг» Кошелева Т.И. подчеркивает, что цена является важнейшим элементом комплекса маркетин- га. Разъясняет наиболее важные цены (оптовые, отпускные и розничные) для процесса товародвижения.
Учебный элемент № 4. Решение производственной ситуации.
Обучающимся предлагается производственная ситуация по нахождению быстрого пути реализации про- дукции. (Студенты выполняют следующие виды деятельности: комментирование, осмысление, обсужде- ние наилучшего метода решения предложенной ситуации).
Учебный элемент № 5. Продолжение изложения нового материала.
В этом же изучаемом вопросе рассматривается структура цен (слайд 11). Преподаватель дисциплины «Эко- номики организации» Бадунц А.Ю. делает упор на различие понятий «состав цены» и «структура цены». В конспектах обучающихся структура цен уже записана, им необходимо после объяснения материала выпол- нить расчетным путем отпускную цену без НДС, отпускную цену с учетом НДС, оптовую цену и рознич- ную цену. Преподаватель дисциплины «Экономики организации» Бадунц А.Ю. записывает решение для проверки правильности нахождения учебной задачи. После проверки правильности нахождения цен пре- подаватель дисциплины «Маркетинг» Кошелева Т.И. подводит студентов к выводу о значении определения структуры цен. Третий вопрос темы предлагается с помощью видеоматериала из художественного фильма «Двенадцать стульев» по роману И.Ильфа и Е. Петрова. Преподаватель дисциплины «Маркетинг» Кошелева Т.И. увязы-
вает видеосюжет с каждым этапом процесса ценообразования, поскольку в «шутливой форме» процесс це- нообразования называют планом Остапа Бендера по «покорению» города Васюки. (Осмысление вопроса темы обучающимися происходит через приведение примера, видеосюжета, выявления закономерностей в восприятии материала). Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения по- ставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуаль- ных особенностей учащихся, с которыми ра- ботает педагог. • описание критериев, позволяющих опреде- лить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • Описание возможных путей и методов реа- гирования на ситуации, когда учитель опре- деляет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Учебный элемент № 6. Закрепление учебного материала.
Преподавателям необходимо проверить, как студенты уяснили новый материал, поэтому проводится опрос методом контроля-консультации по функциям и видам цен: 1. Каковы основные цели ценообразования? 2. В чем важность ценовых решений? 3. Дайте понятие «оптовой цены»? 4. Дайте «розничной цены»? 5. Перечислить функции цен и дать им краткую характеристику? и др. Структура цен закрепляется по ходу проведения урока нахождением видов цен в опорном конспекте, а один из преподавателей на доске записывает решение для проверки правильности.
Учебный элемент № 7. Рефлексия.
Обязательным в ходе интегрированного урока является этап рефлексии, поскольку преподаватель должен знать, как себя чувствовали обучающиеся в обстановке пространственного общения с двумя педагогами, как оценивают они свои действия. Вопросы: 8. Что на уроке было новым? 9. Что было главным? 10. Что было интересным? 11. Что вызвало затруднения? 12. Какой этап работы принес наиболее полное удовлетворение? 13. Что бы вы пожелали преподавателям в организации дальнейшей работы? и др. Преподаватели в свою очередь, высказывают пожелания обучающимся, благодарят за проведенный урок.
Учебный элемент № 8. Подведение итогов.
Выставляются оценки наиболее активным студентам (Студенты, таким образом, формулируют конечные результаты своей деятельности, оценивают вместе с преподавателями свою работу). 4 . Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся крите- риев успешного выполнения домашнего за- дания
Учебный элемент № 9. Задание на дом.
В качестве задания на дом студентам предлагается самостоятельно составить ценовую карту города на определенный день. (Студенты, фиксируют домашние задание, в ходе выполнения которого они осуще- ствляют самоконтроль и самооценку изученного материала, повышают актуальность предложенной инфор- мации и создают для себя более оптимальные условия для усвоения материала).
Схема конспекта урока Аттестуемый педагог Кошелева Татьяна Ивановна Предмет Экономика отрасли Группа 3-Т-1 Тема урока Маркетинговая деятельность организации Вид урока интегрированный урок-экскурсия № п/ п Этапы работы Содержание этапа 1 Организационный момент включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, кото- рых учитель хочет достичь на дан- ном этапе урока; описание методов организации ра- боты учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учеб- ную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особен- ностей класса, с которым работает педагог) Организационный момент: приветствие, проверка наличия студентов, готовности аудитории к занятиям и др., тем самым обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить сту- дентов к предстоящему занятию. Вступительные слова преподавателя дисциплины «Экономика отрасли» Бадунц А.Ю.: «Сегодня мы часто слы- шим такое слово как «маркетинг», но что это слово означает? Вопрос мы оставляем открытым…». После вступительных слов преподаватель знакомит студентов с ходом проведения урока, ставит цели занятия. Подчеркивается, что урок будут одновременно вести два преподавателя - преподаватель дисциплины «Экономики отрасли» Бадунц А.Ю. и преподаватель дисциплины «Маркетинг» Кошелева Т.И.. Дальнейший ход урока будет проходить необычно, поскольку после изучения вопросов темы преподаватели выезжают вместе со студентами на предприятие «Вимм Билль Дамм» в г. Тимашевск. (Вступительные слова преподавателей, сообщение темы и вопросов изучаемой темы позволяют настроить студен- тов на учебную деятельность, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата, постановка и принятие обучающимися целей учебного занятия способствует формирова- нию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности).
1. Образовательные цели
: - формирование системы знаний по маркетинговой деятельности организации; - формирование системы знаний по целям, принципам и функциям маркетинга; - выявлять взаимосвязи в маркетинговой структуре предприятия; - изучение теоретического и практического материалов по новому способу действия; - обучение применению знаний в новой ситуации.
2. Воспитательные:
- воспитание ответственности; - формирование познавательного интереса к дисциплинам и окружающим явлениям.
3. Развивающие
:
- развитие коммуникативных навыков; - развитие самостоятельности, гибкости мышления, умения анализировать; - развитие логического мышления, профессионального интереса.
4. Деятельностные цели:
- увязать вопросы теории по маркетинговой деятельности с практической частью; - сформировать навыки систематизации и анализа учебного материала; - принимать решения в предложенных ситуациях; - умения составлять схемы взаимосвязей различных элементов; - сформировать умения использовать профессиональную лексику; - составлять функциональную схему маркетинга и др.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый ин- терес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессио- нальных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессио- нальных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразовани- ем, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Ресурсы занятия
: - Оборудование: ▪ посадочные места по количеству обучающихся; ▪ рабочее место преподавателя; - Наглядные и демонстрационные материалы: ▪ мультимедийная презентация по теме «Маркетинговая деятельность организации» - Аппаратное и программное обеспечение: ▪ компьютер; ▪ мультимедийный проектор; ▪ экран. ▪ программное обеспечение MS PowerPoint, MS Word. Далее озвучиваются межпредметные связи; указываются, какие дисциплины помогут в изучении темы урока, ставятся виды деятельности обучающихся (конспектирование, осмысление, выполнение упражнений, обсуждение вопросов темы, конспектирование материалов экскурсии, выполнение творческого отчета, составление схем, запо- минание, формулирование наблюдений, выводов и др.) Изучение учебного материа- Изучение вопросов темы преподаватель дисциплины «Экономика отрасли» Бадунц А.Ю. начинает с «мозгового
ла. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой ре- зультат должен быть достигнут учащимися на данном этапе уро- ка); • определение целей и задач, кото- рые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, кото- рый должен быть освоен учащими- ся (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов изло- жения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и мето- дов организации индивидуальной и групповой деятельности учащих- ся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса уча- щихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной актив- ности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. штурма», ставя вопрос: «Дайте свое понимание маркетинга». Обучающимся дается время на обдумывание вопроса. Ответ через 3- 5 минут, студенты представляют презентацию ответа на интерактивной доске. Слушатели выбирают с помощью педагога наиболее удачный ответ. Свое изложение материала темы преподаватель дисциплины «Маркетинг» Кошелева Т.И. начинает с небольшой притчи: «Однажды Юлий Цезарь решил пригласить к себе гостей и удивить их необыкновенным блюдом. Он вы- звал своего повара и сказал: «Клодий, ты должен потрясти моих гостей». «Хорошо, - ответил Клодий, - я сделаю это». Настал час обеда. Клодий вынес огромное блюдо раков. «Как?- захохотали римляне. – Ты хочешь нас этим удивить?». «Да, - сказал Клодий, - вы посмотрите, раки вареные, но все же они двигаются». Римляне были потрясе- ны. «Ну, хорошо, - сказал Цезарь. – Как ты этого достиг? Повар ответил: «Очень просто, я в середину положил од- ного живого рака. Он шевелится, и все остальные вместе с ним…» Подобно живому раку из притчи маркетинг движется сам и заставляет двигаться все в рыночной экономике. Как это происходит и почему – задача, стоящая в нашей теме. При изложении первого вопроса темы обращается внимание на вопрос о том, нужна ли стратегия маркетинга в дея- тельности предприятия. Приводится преподавателем Кошелевой Т.И. возможно большее количество определений понятия «маркетинг». Раскрывается история развития маркетинга за рубежом и в нашей стране. Подчеркиваются категорийные понятия маркетинга: нужда, потребность, запрос, рынок, товар и др. ; приводится ситуации, подчер- кивающие необходимость маркетинговой деятельности. Преподаватель Бадунц А.Ю. проводит метод создания проблемных ситуаций, побуждающих к поиску новых знаний и способов, а именно ситуация противоречия, когда некоторые люди не только «за», но и «против» маркетинга, как вида деятельности. (Студенты осмысливают, конспектируют, обсуждают вопрос темы) Во втором вопросе раскрываются принципы и цели маркетинговой деятельности. В третьем вопросе раскрываются функции и этапы маркетинговой деятельности. После озвучивания вопросов темы предлагается просмотр видеоматериала о деятельности предприятия, где будет совершена экскурсия, определяется задание экскурсии (происходит в учебной аудитории). Каждому обучающемуся выдается задание (комплект «шпаргалок» (портфель экскурсовода). В "шпаргалки" вносится следующая информация: - наименование объекта; - историческая справка об объекте экскурсии; - краткое описание объекта - план рассмотрения необходимой информации для творческого отчета. (Через просмотр видеоматериала, определения заданий обучающиеся осмысливают предстоящий вид деятельно- сти – конспектирование материала экскурсии, выделение главного, формулирование вопросов экскурсоводу, выде- ление главного и др.) Далее группа выезжает на производство. Инструктаж по прохождению экскурсии проводится на производстве. Студенты по ходу экскурсии выполняют задания, фотографируют, ведут записи, составляют схемы, поскольку ито- гом экскурсии является отчет, который выполняется в определенной заданной форме. Проводит экскурсию на производстве экскурсовод, но преподаватели остаются организаторами и руководи- телями познавательной деятельности обучающихся на протяжении всего мероприятия. Знакомство с объектами при проведении экскурсии проводится по заранее составленному маршруту. Необходимые вопросы экскурсии студентам известны заранее. В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает ве-
дущее место. Убедительность рассказа достигается с помощью зрительных доказательств. 3 Закрепление учебного материа- ла, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой ре- зультат должен быть достигнут учащимися на данном этапе уро- ка); • определение целей и задач, кото- рые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов дости- жения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного мате- риала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которы- ми работает педагог. • описание критериев, позволяю- щих определить степень усвоения учащимися нового учебного мате- риала; • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. Задачей закрепления изученного материала является: на основе приобретенных знаний выработать соответ- ствующие навыки и умения; организовать деятельность обучающихся по применению изученных знаний. Заканчивается урок-экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагоги совместно с обучающимися обобща- ют, систематизируют увиденное и услышанное, включают полученные знания в общую систему изученного по теме, выделяют самое существенное из увиденного, выявляют впечатления и оценки обучающихся. Кроме того, преподаватели оценивают знания, приобретенные студентами во время экскурсии, рекомендуют прочитать дополнительную литературу, которая позволит глубже ознакомиться с вопросами. Оценивание урока бу- дет произведено после предоставления творческого отчета. Обязательным в ходе урока-экскурсии является этап рефлексии, поскольку преподаватели должны знать, как себя чувствовали обучающиеся в производственной обстановке, как оценивают они свои действия. Вопросы: 1. Что на уроке было новым? 2. Что было главным? 3. Что было интересным? 4. Что вызвало затруднения? и др. (Студенты, таким образом, формулируют конечные результаты своей деятельности, оценивают вместе с преподава- телями свою работу). 4 Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятель- ной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хо- чет достичь учитель, задавая зада- ние на дом; определение и разъяснение уча- щимся критериев успешного вы- полнения домашнего задания. Преподаватель дисциплины «Экономика отрасли» Бадунц А.Ю. намечает творческие задания: подготовить докла- ды, составить альбомы, сделать электронную презентацию, либо подготовить раздаточные материалы для последу- ющих уроков (форма представления может быть любая). (Студенты, таким образом, осуществляют самоконтроль и самооценку изученного материала, повышают актуаль- ность предложенной информации и создают для себя более оптимальные условия для усвоения материала).

Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог Кошелева Татьяна Ивановна Предмет Маркетинг Группа 1-Б, 2-Б-1, 2-Б-2, 2-Б-3 Тема урока Понятие и классификация товаров Вид урока лекция – беседа № п/ п Этапы работы Содержание этапа 1 Организационный момент включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на дан- ном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их даль- нейшая работа на уроке была эффек- тивной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном эта- пе урока; описание методов организации рабо- ты учащихся на начальном этапе уро- ка, настроя учеников на учебную дея- тельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей клас- са, с которым работает педагог) Организационный момент: приветствие, проверка наличия студентов, готовности аудитории к занятиям и др., тем самым обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подгото- вить студентов к предстоящему занятию. После организационного момента преподаватель знакомит студентов с темой и вопросами урока, сообщает цели). (Сообщение темы, вопросов и целей урока позволяет настроить студентов на учебную деятельность, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата, постановка и принятие обучающимися целей учебного занятия способствует формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности).
1. Обучающие (образовательные):
- дать обучающимся знания о «ядре» товара, классификации товаров широкого потребления, этапах РЖЦТ; - активизировать мышление студентов с помощью задаваемых вопросов, чтобы студенты самостоятельно могли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации;
2. Воспитательные:
развитие у обучающихся познавательного интереса и экономического мышления.
3. Развивающие:
воспитание предпринимательской культуры; - научить владеть устной речью; - развитие мыслительной активности.
4. Экологическое воспитание:
каждый потребитель имеет право на получение достоверной информации на то- варах, отражающая подлинность продукта, его экологическую чистоту
5. Деятельностные цели:
- изучить свойства продукта; - научиться определять «ядро» товара; - уметь классифицировать товары: повседневного спроса, особого спроса, предварительного выбора и пассивно- го спроса.
Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый ин- терес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессио- нальных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профес- сиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информа- ционно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразова- нием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Ресурсы занятия
: - Оборудование: ▪ посадочные места по количеству обучающихся; ▪ рабочее место преподавателя; - Наглядные и демонстрационные материалы: ▪ мультимедийная презентация по теме «Понятие и классификация товаров» (в работе) - Аппаратное и программное обеспечение: ▪ компьютер; ▪ мультимедийный проектор; ▪ экран. ▪ программное обеспечение MS PowerPoint, MS Word. Далее озвучиваются межпредметные связи; указываются, какие дисциплины помогут в изучении темы урока, ставятся виды деятельности обучающихся (конспектирование, осмысление, выполнение упражнений, обсужде- ние вариантов классификации и др.) Изучение учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой ре- зультат должен быть достигнут уча- щимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений но- вого учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта При изложении первого вопроса темы обращается внимание на «формулу» или «ядро» товара: продукт, каче- ство продукта, поддержка продукта и инструменты маркетинга. Раскрывает ядро товар на примере продукта - маргарина сливочного. Преподаватель активизирует мышление студентов с помощью задаваемых вопросов: 1. Как Вы понимаете свойства продуктов – дизайн и стайлинг»? 2. Что означает «экономичность» продукта? 3. Дать характеристику эргономических свойств по отношению к таким товарам, как: электромясорубка, со- ковыжималка, мягкая мебель и др.? При характеристики качеств продукта преподавателем приводится ограниченная классификация свойств про- дукта (8-9 позиций). Студенты данную классификацию могут в процессе беседы продолжить. Второй вопрос темы раскрывается путем записи «шапки» таблицы на доске, отражение примеров классифи-
эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным мате- риалом); • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного ма- териала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и груп- повой деятельности учащихся с уче- том особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащих- ся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материла. кации товаров по мере беседы со студентами записываются в табличную форму. Преподаватель производит де- монстрацию товаров пассивного спроса («сторож» для молока, дорожная вешалка, йогуртницу, яйцеварку и др.) Третий вопрос темы объясняется с помощью НП № 12. В процессе беседы проводится метод создания проблемных ситуаций, побуждающих к поиску новых знаний и способов, а именно: - ситуация неожиданности (приведение фактов, вызывающих удивление). Например, почему известный амери- канский маркетолог Ф. Котлер отнес такой товар, как зонт - к товарам для экстренных случаев? Почему ювелирные изделия недорогой стоимости относятся к товарам предварительного выбора, а ювелирные изделия с бриллиантами – к товарам особого спроса (по Ф. Котлеру)? ; - ситуация противоречия. Например, почему некоторые товары можно отнести одновременно и к товарам пред- варительного выбора и к товарам особого спроса, и к товарам пассивного спроса? Какие причины есть для это- го? Почему товары не остаются в одной и той же классификационной категории? - ситуаций предположения. Например, как увеличить ЖЦТ товаров? - ситуации прогнозирования альтернативных путей развития. Например, что произошло бы с любым товаром, если исключить из его « ядра» - поддержку продукта и инструменты маркетинга? ( Студенты по всем трем вопросам темы , кроме поиска нахождения выхода из проблемных ситуаций проводят конспектирование, осмысление, обсуждение свойств товара и классификации товаров, приводят примеры, про- водят аргументацию фактов и др.).
3 Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой ре- зультат должен быть достигнут уча- щимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достиже- ния поставленных целей в ходе за- крепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенно- стей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащи- мися нового учебного материала; • Описание возможных путей и мето- дов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащих- ся не освоила новый учебный матери- ал. Метод: фронтального опроса 1. Дать характеристику свойств товара? 2. Перечислить примеры мер по поддержке продукта. 3. Перечислить этапы РЖЦТ и дать им краткую характеристику? Закрепление материала происходит по ходу проведения урока. Активным студентам выставляются оценки. (Студенты, таким образом, формулируют конечные результаты своей деятельности, оценивают вместе с препо- давателями свою работу). 4 Задание на дом, включающее: ˑпостановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);определение це- лей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения до- машнего задания. В качестве задания на дом студентам предлагается самостоятельно найти классификацию по Ф.Котлеру в вос- приятии товара в трех измерениях: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с расширением. (Сту- денты, таким образом, осуществляют самоконтроль и самооценку изученного материала, повышают актуаль- ность предложенной информации и создают для себя более оптимальные условия для усвоения материала).


В раздел образования