Напоминание

Задачи музыкального воспитания в раннем и дошкольном детстве


Автор: Нечаева Ирина Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Капитошка"
Населённый пункт: г.Назарово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Задачи музыкального воспитания в раннем и дошкольном детстве
Раздел: дошкольное образование





Назад





Задачи музыкального воспитания в раннем и дошкольном детстве
Эти задачи отражены в федеральной программе «Детство». Обобщенные цели музыкального воспитания детей в каждой возрастной группе:  развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;  развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя- создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания. Задачи в каждой возрастной группе ориентированы на:  детское музыкальное восприятие – слушание – интерпретацию;  детское музыкальное исполнительство – импровизацию - творчество.
Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста

Первый год жизни.
Одним из способов освоения малышом нового пространства существования становятся слуховые ощущения. Первый год жизни - это период наиболее благоприятный для накопления ребенком звукового опыта и развития музыкального слуха. Задачи на данном этапе:  накопление слухового опыта младенца, освоение музыкально- сенсорных эталонов;  развитие интереса к немузыкальным и музыкальным звукам, речевой и певческой интонации;  развитие слухового восприятия, элементарного восприятия музыки и эмоциональных реакций на нее;  активизация движений, игровых действий под музыку, речевого общения;  приобщение к элементарной музыкально-исполнительской деятельности.
Второй год жизни
. Высокая двигательная активность обусловлена результатом нервно-психическим и физическим развитием ребенка. Эмоциональность пронизывает все сферы жизнедеятельности: речевое общение, предметные действия, элементарную игру, интерес к сверстникам.
Основные задачи на данном этапе:  развитие интереса к музыке и музыкально-исполнительской деятельности;  обогащение слухового опыта, музыкально-сенсорных эталонов;  развитие восприятия музыки и музыкальной памяти, умений элементарного музыкального анализа;  развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и умений ее выражения в различных видах художественной деятельности: слове- движении-игре;  воспитание потребности в музыке, накопление опыта общения с ней;  развитие элементарной музыкально-исполнительской деятельности и творческих проявлений.
Третий год жизни.
Период интенсивных изменений в развитии ребенка. Совершенствуются психические процессы, познавательная сфера, речь, оформляется сюжетно-ролевая игра, существенно обогащаются эмоции и чувства, развивается потребность в художественных видах деятельности. Основные задачи на данном этапе:  развитие устойчивого отношения к музыке и интереса к музыкально- исполнительской деятельности, воспитание потребности в общении с музыкой;  продолжающееся обогащение слухового опыта, музыкально-сенсорных эталонов;  активное развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и умений ее выражения в разных видах художественной деятельности: речевой – двигательной – игровой - изобразительной;  активизация слуховой сосредоточенности, музыкальной памяти и музыкального мышления;  развитие музыкально-исполнительской деятельности и элементарного детского творчества, музыкальной импровизационности;  становление музыкальной субкультуры ребенка.
Задачи музыкального воспитания детей младшего дошкольного

возраста.
В возрасте 3-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются музыкальные
звуки. Необходимо создать условия для активного экспериментирования и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Особое значение в этом возрасте придается
развитию

метроритмического чувства.

Задачи в области музыкального восприятия – слушания –

интерпретации:
 воспитание слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку;  организация детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;  активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.
Примечания:
необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные виды деятельности (рассказывание сказок с музыкальным вступлением; двигательные образные импровизации под музыку; сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах и т.д.) Ориентация в свойствах музыкального звука позволяет детям устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы – музыка медленная и т.д.). Различает контрастные регистры, простой характер музыки и т.д.
Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации –

творчества:
 развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности – музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах;  развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах;  формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому;  стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
Примечания:
в этом возрасте создаются предпосылки для развития голосового аппарата (артикуляционная гимнастика; интонационно- фонетические игровые упражнения; приемы звукоподражания…). В музыкально-ритмических движениях используются различные предметы (шары, мячи, ленты…)
Приобретает опыт элементарного музицирования, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения малых форм народного поэтического творчества игрой на простейших народных инструментах.


В раздел образования