Задачи музыкального воспитания в раннем и дошкольном детстве
Автор: Нечаева Ирина Геннадьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Капитошка" Населённый пункт: г.Назарово Наименование материала: методическая разработка Тема: Задачи музыкального воспитания в раннем и дошкольном детстве Раздел: дошкольное образование
Задачи музыкального воспитания в раннем и дошкольном детстве
Эти задачи отражены в федеральной программе «Детство». Обобщенные
цели музыкального воспитания детей в каждой возрастной группе:
развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него
опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-
создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце,
музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и
чувства, настроения и переживания.
Задачи в каждой возрастной группе ориентированы на:
детское музыкальное восприятие – слушание – интерпретацию;
детское музыкальное исполнительство – импровизацию - творчество.
Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста
Первый год жизни. Одним из способов освоения малышом нового
пространства существования становятся слуховые ощущения. Первый год
жизни - это период наиболее благоприятный для накопления ребенком
звукового опыта и развития музыкального слуха.
Задачи на данном этапе:
накопление слухового опыта младенца, освоение музыкально-
сенсорных эталонов;
развитие интереса к немузыкальным и музыкальным звукам, речевой и
певческой интонации;
развитие слухового восприятия, элементарного восприятия музыки и
эмоциональных реакций на нее;
активизация движений, игровых действий под музыку, речевого
общения;
приобщение к элементарной музыкально-исполнительской
деятельности.
Второй год жизни . Высокая двигательная активность обусловлена
результатом нервно-психическим и физическим развитием ребенка.
Эмоциональность пронизывает все сферы жизнедеятельности: речевое
общение, предметные действия, элементарную игру, интерес к сверстникам.
Основные задачи на данном этапе:
развитие интереса к музыке и музыкально-исполнительской
деятельности;
обогащение слухового опыта, музыкально-сенсорных эталонов;
развитие восприятия музыки и музыкальной памяти, умений
элементарного музыкального анализа;
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и умений ее
выражения в различных видах художественной деятельности: слове-
движении-игре;
воспитание потребности в музыке, накопление опыта общения с ней;
развитие элементарной музыкально-исполнительской деятельности и
творческих проявлений.
Третий год жизни. Период интенсивных изменений в развитии ребенка.
Совершенствуются психические процессы, познавательная сфера, речь,
оформляется сюжетно-ролевая игра, существенно обогащаются эмоции и
чувства, развивается потребность в художественных видах деятельности.
Основные задачи на данном этапе:
развитие устойчивого отношения к музыке и интереса к музыкально-
исполнительской деятельности, воспитание потребности в общении с
музыкой;
продолжающееся обогащение слухового опыта, музыкально-сенсорных
эталонов;
активное развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и умений
ее выражения в разных видах художественной деятельности: речевой –
двигательной – игровой - изобразительной;
активизация слуховой сосредоточенности, музыкальной памяти и
музыкального мышления;
развитие музыкально-исполнительской деятельности и элементарного
детского творчества, музыкальной импровизационности;
становление музыкальной субкультуры ребенка.
Задачи музыкального воспитания детей младшего дошкольного
возраста.
В возрасте 3-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир
людей и предметов. Одним из объектов познания являются музыкальные
звуки. Необходимо создать условия для активного экспериментирования и
практикования со звуками с целью накопления первоначального
музыкального опыта. Особое значение в этом возрасте придается развитию
метроритмического чувства.
Задачи в области музыкального восприятия – слушания –
интерпретации:
воспитание слуховой сосредоточенности и эмоциональной
отзывчивости на музыку;
организация детского экспериментирования с немузыкальными
(шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования
качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.
Примечания: необходимо включать инструментальные произведения в
доступные и привлекательные виды деятельности (рассказывание сказок с
музыкальным вступлением; двигательные образные импровизации под
музыку; сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на
музыкальных инструментах и т.д.)
Ориентация в свойствах музыкального звука позволяет детям устанавливать
простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его
выразительности (колыбельная для куклы – музыка медленная и т.д.).
Различает контрастные регистры, простой характер музыки и т.д.
Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации –
творчества:
развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности –
музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных
инструментах;
развитие координированности движений и мелкой моторики при
обучении приемам игры на инструментах;
формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания
взрослому;
стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие
музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
Примечания: в этом возрасте создаются предпосылки для развития
голосового аппарата (артикуляционная гимнастика; интонационно-
фонетические игровые упражнения; приемы звукоподражания…).
В музыкально-ритмических движениях используются различные предметы
(шары, мячи, ленты…)
Приобретает опыт элементарного музицирования, становится участником и
создателем метроритма музыкальной пьесы. Основы метроритмического
чувства закладываются во время сопровождения малых форм народного
поэтического творчества игрой на простейших народных инструментах.