Напоминание

Этнокультурное содержание деятельности литературного кружка


Автор: Янченкова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: с. Первомайское Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурное содержание деятельности литературного кружка
Раздел: полное образование





Назад







Этнокультурное содержание деятельности литературного кружка.
Этнокультурный аспект обучения - это обучение с широким применением народного опыта воспитания. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет огромную силу. Через воспитание, через чувственное восприятие и освоение художественных ценностей человек полнее и глубже осознаёт свою принадлежность не только к определённому народу, нации, но и к роду человеческому. Этнокультурный аспект обучения преследует цель приобщение детей к культуре родного народа, родного края. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребёнка. Вырастить из «маленького школьника» «большого читателя»- сверхзадача учителя литературы, цель- мечта. Каждый из детей - личность; одна выявленная, другая затаенная. Вот оно, поле деятельности. Выявлять, рассекречивать, помогать детям справиться с внутренними конфликтами, воспитывать через искусство. Решить проблему духовно- нравственного воспитания можно через литературное творчество. Я убеждена, что в каждом ребёнке заложены огромные творческие способности. Возможность реализовать их ребята получили на занятиях литературного кружка «Родничок». С этой целью мною была разработана программа «Мы - это много- много я», в задачу которой входит - подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя образному видению и логическому осмыслению виденного, учить стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди людей. Скажи «Родник»- И вот возник, Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. Кому посчастливилось видеть, как тоненькой алмазной струйкой выбиваются из-под земли роднички? Робкими маленькими ручейками начинают они свой путь к рекам. Вот так же робко делают первые шаги в литературу будущие поэты и писатели. И их первые творения свежи и чисты, как родниковая водица. Воспитание человека, гражданина - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Я убеждена в том, что в каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности, и в том, что под час они не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые,- педагоги, родители, все, кто окружает ребёнка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Необходимо воспитывать личность самостоятельно мыслящую, творческую, с активной гражданской позицией, с чётким мировоззрением. Решить проблему нравственного воспитания возможно через литературное творчество. Я убеждена, что разбуженное творческое начало непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. Словесное творчество это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.
Принципы работы.

1.
Включение в работу всех детей. Когда пишет каждый, каждый творит, никто никем не подавлен, - каждый должен почувствовать свою силу, узнать свои слабости. Я считаю этот принцип самым важным, потому что он объединяет весь коллектив вокруг общего дела.
2.
Глубокое взаимодоверие между руководителем и ребёнком, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.

Система работы.

1.
Беседа.
2.
Создание творческой работы.
3.
Обсуждение.
4.
Иллюстрирование
5.
Подготовка стендовой презентации.
6.
Представление работы (школьная и районная газеты, творческие конкурсы разных уровней)
Методика работы.
Сочинения ребят по определённой теме. Тема должна увлечь ребят, быть одновременно и актуальной для данного коллектива, и общественно значимой, и, конечно, доступной возрасту; кроме того, тема должна побуждать каждого в известной степени к самоанализу, затрагивать его личное, но в тоже время не провоцировать на излишнюю откровенность. Первый круг тем «Космический» - «Земля», «Небо», «Солнце», «Звёзды» - органичны для начала пути ребёнка. Постановка их и разрешение дают полную возможность внутренне определить себя в огромном, непостижимом мире, протянуть первую ниточку между собой и Солнцем. Ценность нравственного воздействия таких работ очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на их возрастном уровне и их языком. Второй круг тем «Ребёнок и мир природы» - это «Этюд о животном», «Этюд о цветке», сказки о цветах, деревьях и т.д. Когда ребята пишут о животных, о цветках, они впервые пробуют понять, что они получают от тех, кто живёт рядом, и что отдают им. Это первый разговор об обязанностях, причём не разговор, начатый взрослыми в назидание, а разговор, возникший в самих детских работах. В подобных работах нравственное воспитание, нравственное воздействие носит конкретный характер, идёт изнутри, от себя, поскольку и постановка проблемы, и её решение идут от самих ребят. Детям нравится писать стихи, связанные с явлениями природы. Они восхищаются красотой природы, сопереживают растениям, животным. Но здесь звучат и философские раздумья, нравственная оценка, мечта. В поэтическом творчестве ребёнок овладевает самой сутью языка - возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие он только может найти. Любопытен тот факт, что стихи членов кружка поражают разнообразием, отражающим индивидуальность авторов, глубиной, поэтичностью восприятия мира. Опыт показывает, что нам, взрослым, надо дать ребёнку возможность среди природы послушать, посмотреть, почувствовать, поразмышлять, задуматься и постараться как можно дольше сохранять эти желания. Сам по себе интересен их процесс задумчивости и наблюдений за окружающим миром. Во время наблюдений за природой оказалось, что дети могут очень быстро подмечать тончайшие детали: Его на карте не найти, Село моё родное. Туда ведут лишь все пути, Там лес и небо голубое. Река Чулым и мост горбатый, Дорога в область над водой. Там лес густой стоит оградой, Поля, луга и бор грибной. (Калинников Антон, 7 класс)
Дети улавливают переходные явления в природе, обращают на них особое внимание: Моё село родное! Моё село родное - родина моя! Как люблю тебя я, слов не утая! Радуйтесь же, люди, что есть край родной, Есть опора наша с дивной красотой. Летом солнышко сияет, дарит радость и тепло, Бабочки кругом порхают, дарят счастье и добро. Ну, а осенью, конечно, золотистый листопад, Разноцветные деревья как рисуночки стоят. Кажется, как будто их раскрасили гуашью, Кажется, как будто предо мной мираж. Вот и наша зимушка- зима в снежных одеялах И, на солнце, отражаясь, вся она в кристаллах. А весеннюю порою, птицы к нам летят, И про наш красивый край песни их звучат. (Гришкевич Анжелика, 7 класс) Им хочется описать широкую панораму увиденного и здесь же заявить о себе, о своих переживаниях: В моем краю родном луга, поля И реченька большая. Над ней повис горбатый мост. В село ведет дороженька прямая. И все в моем краю так чудно, так красиво. Здесь Родина моя, здесь дом родной, Здесь все, что сердцу мило! (Селезнев Толя, 7 класс). Или вот такое лирическое рассуждение:
Родина.


Кругом поля раздольные, Широкие поля. Где реки многоводные – Там родина моя. Ребята загорелые На улице шумят, И, словно вишни спелые, Их личики горят. Вдали село, и сельский храм Приветливо глядит. А там опять к родным полям Широкий путь лежит. (Мезина Настя, 7 класс). При сочинении стихов, дети находятся в состоянии вдохновения - напряженной мобилизованности. Происходит наибольшая концентрация душевных сил.
Первомайское село!


Домик мой, припавший к трем березам, Широкая дорога за леском, Речка с паромной переправой, А теперь уже с высоким Троицким мостом. Вот здесь мне посчастливилось родиться, В том месте, что зовется – Первомайское село, И в будущем мы будем все гордиться.
И помнить тех людей, что делали добро. Таких людей в деревне очень много, По именам нам всех их не назвать, Строитель, врач, учитель года, Мы будем здесь их дело продолжать. Первомайское село – оно всегда красиво, Строятся здесь новые дома, И тополя качаются верхушками учтиво, На улицах всегда царит здесь чистота. (Шатрукова Люда, 7 класс). Изучение природы - это наблюдение за животными, растениями, интерес к жизни птиц. Благодаря этому интересу ребёнок приходит к ощущению самоценности жизни. В стихах он рассказывает о том, что его трогает. У каждого что-то своё, особенное. Райское Первомайское! Наше село Первомайское – Это местечко райское! Кто здесь день пробудет, Тот его никогда не забудет. У нас в селе есть самолет, К нему тянется народ, А к фонтану детвора Ходит радостно всегда. И музеи - просто класс Получаются у нас. Комплексы спортивные – Дети все активные. Церковь звоном подзывает. Камень скорби люд встречает. Везде порядок, чистота В Первомайском как всегда. Любим мы свое село – Очень дружное оно! (Качаун Наталья, 7 класс) Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.


В раздел образования