Автор: Бренз Елена Юрьевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ФГКОУ Нахимовское ВМУ МО РФ Населённый пункт: С-Петербург Наименование материала: статья Тема: Изложение как средство развития речи Раздел: среднее образование
Изложение как вид речевой деятельности.
Изложение - такой вид работы, которому служат все разделы учебного курса:
фонетика, грамматика, лексика, стилистика.
Эпизоды, выбранные для изложений из произведений, содержат высокий
нравственный потенциал, могут играть большую воспитательную роль. Они
рассчитаны на продолжение работы по осмыслению услышанного и
написанного, располагают к размышлению, активизируют работу мыслей,
способствуют развитию связной речи. Изложение содействует и решению
многих воспитательных задач: содержание текста , его образы воздействуют
на ум и чувства учащихся, формируют их нравственные представления,
воспитывают культуру умственного труда. Изложения помогают раскрыть
понимание художественного содержания , особенности языка и стиля
литературного произведения. При отборе текстов должна учитываться
доступность информации ее новизна для учащегося. Соответствие
возрастным интересам. Текс должен вести за собой ученика, направлять его
речевое развитие. Решающим фактором при отборе текстов должно быть
наличие в них тех лингвистических явлений, над которыми проводится
наблюдение. Тексты должны иметь ясную типологическую структуру,
представлять собой взаимодействие разных функционально-смысловых
типов речи.
В работе над изложением необходимо всегда иметь в виду три стороны
связной речи: содержание, логика и язык , при изложении содержание
отрывка из литературного произведения необходимо уяснить отношение
автора к изображаемому, чтобы отразить идейную сторону произведения,
творческий замысел автора и собственных работах. Требование логичности
предполагает изложение материала в определенной последовательности, по
плану. В нем не должно быть разрывов, иначе нарушается главная мысль.
Недостаточное логическое развитие мысли приводит к различным нарушения
норм. В работе над повествовательным текстом важно уяснить логику фактов
, временные и причинно - следственные связи). В описании изложение
материала иногда диктуются тем порядком, в каком описываемое явление
раскрывается перед слушателем или читателем. В рассуждении
продумываются те положения, которые нуждаются в пояснении, обосновании
и доказательствах.
Основные требования к языковой стороне изложений: достичь наибольшей
эффективности речи ( использовать такие лексико - грамматические средства
языка , которые способствуют точности и выразительности речи;. показать
богатство словарного запаса. использовать разнообразные грамматические
средств языка); соблюдать определенные нормы литературного
языка( правильно употреблять слова в смысле их литературности и
соответствия контексту. Правильно образовывать формы слова, правильно
строить связную речь ).
Текст изложения должен представлять собой законченный в целом
отрывок. Наиболее часто используются тексты из художественных
произведений классической, современной научно - популярной литературы.
При написании работы учащийся должен передать содержание текста,
сохраняя последовательность развития действия , используя язык автора
свой лексический запас и свои синтаксические конструкции не нарушая
принадлежности текста к тому или иному стилю.
Каковы приемы работы с текстом ? Что можно порекомендовать
учащимся? При первом прослушивании текста ученики следят за его
содержанием, определяют тему, определяют основной функциональный тип
речи. Определяют логическую связь отдельных микратем и запоминают их
последовательность. При повторном чтении (прослушивании) уточняют,
правильно ли запомнили последовательность текста, обращают внимание на
фактическую сторону (место действия, время), обращают внимание на
синтаксическое своеобразие текста. Дальнейшая работа предполагает
написание чернового материала. Это может быть план краткие наброски
исходного текста. Главным этапом работы над изложением является
редактирование на черновике . Следует помнить, что письменный пересказ
исходного текста требует орфографических и пунктуационных навыков и
речевых умений. Поэтому при подготовке следует повторить основные
правила по орфографии, синтаксису и пунктуации. С помощью изложения
проверяются и умение раскрывать тему, и умение использовать языковые
средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания.
Соблюдение языковых норм и правил правописания.
Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном
и речевом развитии учащихся.
В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к
видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для
ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как
производящее, так и творческое мышление.
В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать,
синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних
явлениях и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных
текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать
образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.
Литература.
1. В.В. Колесов. “Культура речи”. Дрофа, 2010.
2. И.О. Родина. “Изложение 8-9 классы”. Москва, Просвещение, 2011.
3. В.И. Капинос. “Развитие речи: теория и практика обучения”. Москва,
Просвещение, 1991.