Напоминание

Конспект игры-путешествия "В гостях у мальчика Онфима"


Автор: Ильюшина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБОУ "Адаптированная школа-интернат № 4"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект игры-путешествия "В гостях у мальчика Онфима"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Конспект игры-путешествия «В гостях у мальчика Онфима»
Автор: Ильюшина Татьяна Николаевна -воспитатель ГОБОУ "Адаптированная школа-интернат № 4" г. Великий Новгород. Категория детей: разновозрастная группа – глухие и слабослышащие (ЗПР, УО). Возраст детей: от 15 лет до 17 лет.
Цель:
Сохранение, возрождение и применение русских народных традиций культуры и быта в организации досуговой деятельности воспитанников, воспитание гражданско-патриотических чувств.
Задачи:

Образовательные:
1. Закрепить знания и представления детей о жизни, быте и творчестве русского народа. 2. Познакомить детей с древней техникой плетения поясов, с народными традициями и играми. 3. Закрепить словарь музыкальных инструментов и кукол наших предков..
Воспитательные
: 1. Воспитывать чувство патриотизма, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству. 2.Воспитывать в личности ребёнка гордость за свой народ, уважение к прошлому. 3. Воспитывать у детей бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества. 4. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Коррекционные:
1. Развивать связную речь, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 2. Развивать художественно-т ворческие способности детей, игровое мышление, память, воображение, мелкую моторику.
Оборудование
: Ноутбук; чугунки и глиняные горшки разной величины, 2-3 ухвата, «русская печка», деревянные ложки, музыкальные инструменты -баян, балалайка; 2 деревянных бруска, гвоздики, 2 молотка; прялки с куделью, веретено 2-3 шт.; куклы из текстиля: лихоманки, лихорадки, трясовицы; самовар, 2 русские рубахи, женские головные уборы; запись колокольного звона, колокольчики разных размеров, 1-2 подковы.
Заготовки:
Слайды: Новгородских колоколов, звонницы, рисунков Онфима, кроссворда и загадок к нему, древних музыкальных инструментов, писало; 2-3 одинаковых разрезанных картинки горшка с орнаментом, карточки с загадками, кроссворд по загадкам русского быта, картонные «баранки» разного цвета (для рефлексии), «подковы» бумажные, карточки-картинки с продуктами питания древних новгородцев, рисунок Онфима (№200) и такой же с отличием(3 пары), шнуры или толстые нити для плетения поясов, кусочки бересты (по количеству детей).

Предварительная работа.
- Экскурсии: в Новгородский областной краеведческий музей, в Новгородский Кремль, на Троицкий раскоп города. - Участие в мастер-классах музея деревянного зодчества «Витославлицы» на празднике «Кто с конём, тот с добром» -Участие в школьном проекте «Куклы крестьянской избы», беседы в школьном музее «Русская изба». Ход игры-путешествия Деятельность воспитателя Деятельность обучающихся Проверка наличия слуховых аппаратов и восприятия речи на слух (у всех детей за экраном), знакомство с темой занятия. -Л…, как ты меня слышишь? (За экраном) -М…, спроси О…, какая сегодня тема занятия? Слайд: Рисунки мальчика Онфима. -Кто нарисовал эти рисунки? Правильно. В каком веке жил Онфим? (За экраном)-В…, спроси К…, в каком городе жил Онфим? -Сегодня мы отправимся в гости к мальчику Онфиму(вывешивается тема занятия). (За зкраном)- М…, прочитай тему занятия. -Я слышу Вас хорошо. - С…, какая сегодня тема занятия? -Я не знаю темы занятия. -Эти рисунки нарисовал мальчик Онфим. -Онфим жил в ХIII веке. -К…, в каком городе жил Онфим? -Онфим жил в Новгороде. -В гостях у мальчика Онфима. Работа с рисунками Онфима в парах. -Сравните эти рисунки. Найдите отличие. Молодцы, вы были внимательны. З…, спроси В…, кого нарисовал Онфим? Ребята находят отличие -На этом рисунке « всадник» нарисован пятипалый, а у Онфима он трёхпалый. -В…, кого нарисовал Онфим? Онфим нарисовал себя всадником и врага, которого он побеждает. Отгадайте кроссворд и узнайте на каком транспорте мы могли бы путешествовать в ХIII веке? Слайд с кроссвордом и загадками к нему. Ребятам выдаётся большой лист с пустыми клетками кроссворда. Загадки по горизонтали. Привяжешь- пойдут, отвяжешь- остануться.(лапти) Ни свет, ни заря пошёл согнувшись со двора. (коромысло) Утка в море, хвост на заборе.(ковш) Не бык, а бодает, не ест а горшок хватает. Что схватит отдаёт, сам в угол идёт.(ухват) Лето придёт-не глядят на неё, Зима придет обнимают её. (печь) По вертикали-лошадь.
Молодцы. Вы быстро справились с заданием. (За экраном) Л…, спроси В…, как мы доберёмся в древний Новгород? А теперь мальчикам нужно «подковать лошадь», а девочкам напрясти пряжи. -В…, как мы доберёмся в древний Новгород? -Мы поедем на лошади. Мальчики рассматривают подковы, а затем прибивают бумажные «подковы» на бруски. Девочки садятся за прялки, берут веретено и пробуют прясти нить. (Каждое действие, предмет проговаривается) -М…, спроси мальчиков, что они сделали? -О…, спроси девочек, что они делали. -Мальчики, что вы сделали? -Мы подковали лошадь. Девочки, что вы делали? Мы пряли пряжу. -Надо одеться в русскую одежду, иначе нас не поймут древние новгородцы. Мальчики одевают рубахи. Девочки примеряют головные уборы. -Чего -то не хватает у нас в одежде. Продолжите пословицу: Носи грудь с крестом, а …. ….(с поясом) -Дети добавляют - «рубаху с поясом». Нет пояса. -Плетение поясов. Воспитатель показывает как плести пояс. (за экраном) Н…, спроси К…, что она делал(а)? Плетение поясов. -К…, что ты делал(а)? - Я плел(а) пояс. Подвязывание поясов. Молодцы. Теперь мы готовы к посещению древнего Новгорода. Включается колокольный праздничный звон. -К…,спроси, Г…, что она слышит? -Г…, что ты слышишь? -Я слышу звон. Это звонят колокола. К…, спроси С…, кто звонит в колокола? Словарная работа - «Звонарь». Слайды: (Придумай названия к слайдам) Звонарь на колокольне. Колокольня(Звонница). Новгородские колокола. -С…, кто звонит в колокола? -В колокола звонит звонарь. Звонарь- это человек, который умеет звонить в колокола. Просмотр слайдов. -Звонарь звонит в колокола. -Колокола на колокольне. -Новгородские колокола. -Звонница в Кремле. Попробуем и мы быть звонарями. Перед ребятами колокольчики различных размеров. -Кем вы сейчас были? По очереди ребята ударяют в свои колокольчики по 2-3раза. А затем- все вместе. Мы были звонарями.
Колокольный звон известил всех о празднике. Новгородцы на праздниках умели веселиться. Слайд с музыкальными инструментами. Выберите, какие инструменты лишние для ХIII века. Покажите как играли на своих инструментах новгородцы. Перед ребятами выставлены картинки: гусли, балалайка, баян, гудок, варган. -Лишнее здесь балалайка и баян. Дети изображают игру на инструментах. -Так играли на гуслях. -Так играли на гудке. -Так играли на варгане. Молодцы. Наступило время поиграть в народные игры. Дети играют в народные игры. А теперь Онфим приглашает вас в мастерскую. Слайд: Гончарная мастерская. -Н…, спроси С... что это? -Это кто? Что он делает. Работа в парах. Соберите горшок. Каждой паре выдаётся разрезанная картинка с горшком. -С…, спроси М…, что вы делали? - С... что это? -Это гончарная мастерская. -Это гончар. Он делает глиняные горшки. -М…, что вы делали? -Мы собирали глиняный горшок. -М…, спроси О…, где готовили пищу новгородцы? -О…, где готовили пищу новгородцы? -Пищу готовили в печке. Подойдите к «печке». Достаньте «из печки» чугунок, горшок. Поставьте их на стол. Ребята ухватами достают из «печки» чугунки и горшки, ставят их на стол. -Я достала чугунок. -Я достала из печки ухватом горшок. -Ребята, а я что-то нашла на печке. Используется методика работы с закрытым предметом. (Подсказка: это не один предмет, их много) Открывается коробочка- в ней куклы. -Как называются эти куклы? -Сколько их? Для чего их держали на печи? -Молодцы. Мне приятно, что вы помните наши изделия из ткани. -Этот предмет деревянный? -Он сделан из глины? -Это куклы! Я угадала! -Эти куклы называются «лихоманки», «лихорадки», «трясовицы». Мы их делали из ткани. Их 13, одна из них старшая. Куклы оберегали дом от злых духов, которые могли попасть через трубу. -А теперь «приступим к трапезе». Трапеза- это что? -Выберите, какую пищу ели новгородцы в ХIII веке. На столе Трапеза- приём пищи. Ребята выбирают продукты питания. -Лишнее - картофель. -Лишнее — кофе.
картинки с овощами, мясом, рыбой, хлебом,ягодами, грибами, мёдом. (Лишнее картофель, кофе, помидоры) И…, спроси Н…, что ел мальчик Онфим. Вы правильно выбрали продукты. Молодцы. -Лишнее — помидоры. -Н…, что ел мальчик Онфим. -Мальчик Онфим ел овощи, мясо, рыбу, хлеб, ягоды, грибы, мёд. Новгородцы были гостеприимны. Что ставили на стол? К…, прочитай загадку. П…, попроси М…, поставить самовар на стол. -Кто такой стоит пузатый И блестящие бока, Торчит носик крючковатый, В нём вода из родника. -Это самовар. -М…, поставь самовар на стол. -Я поставила самовар на стол. (Звучит колокольный звон.) Ребята, колокольный звон извещает, что наше путешествие заканчивается. Давайте оставим свои письма Онфиму. Выдаются кусочки бересты. -В…, спроси л…, чем писали на бересте? Слайд: Писало. А писалом будут современные ручки. Все письма собираем в горшок. - Л…, чем писали на бересте? - На бересте писали писалом. Ребята пишут на бересте слова «спасибо», «до свидания» «Я из школы -интерната № 4», или рисуют дома, «портреты». «Письма» опускают в горшок. Рефлексия. Ребята, давайте повесим на самовар разноцветные «баранки». Если вам было весело, хорошо и занятие вам понравилось, то повесьте красные «баранки», если не очень, то зеленые, а если что-то беспокоило и было непонятным, то повесьте желтые «баранки». Воспитатель предлагает разноцветные «баранки» из картона. Дети вешают «баранки» на самовар. В конце занятия возможно чаепитие с настоящими баранками.


В раздел образования