Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе


Автор: Макарова Ираида Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ №35 с УИОП"
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Раздел: полное образование





Назад





Здоровьесберегающие технологии

в образовательном процессе.
Макарова Ираида Михайловна, учитель английского языка МОУ «СОШ №35 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты Здоровье - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно, если в школе не созданы условия, позволяющие не только сохранить, но и укрепить здоровье ученика. Перед учителями и администрацией общеобразровательной школы стоят важные задачи:  организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся;  включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Основной организационной формой образовательного процесса является урок. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. И только в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Правило 1. Правильная организация урока
Это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Главная цель учителя - научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Учитель может добиться интереса разными способами: во- первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным; во-вторых, за счет личностных качеств учителя; в-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление. Организация урока должна обязательно включать три этапа:
1-й этап - учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); 2-й этап - ученики формулируют и задают вопросы; 3-й этап - учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями:  левополушарные, для которых характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению. Поэтому необходимо на уроке давать ясные и четкие инструкции; излагать информацию линейно: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке;  правополушарные, у которых развиты конкретно-образное мышление и воображение. Для таких детей должны быть на уроке: связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм
.
;  равнополушарные. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают аудиальное, визуальное, кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. В первой половине учебных занятий у большинства учащихся работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и еще больше снижаются к концу четвертого урока. Согласованно с динамикой показателей работоспособности изменяется поведение учащихся в течение учебного дня. В начале третьего урока наблюдается снижение внимания у учащихся. Они смотрят в окно, рассеянно слушают объяснения учителя, часто меняют положение тела. Короткий период возбуждения у большинства детей со второй половины третьего урока сменяется вялостью.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута - 80%; 25-35-я минута - 60-40%; 35-40-я минута - 10%.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Этап

урока

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность
I Вырабатывание 5 мин Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение II Максимальная работоспособность 20-25 мин Максимальное снижение на 15-й минуте Продуктивная, творческая. Знакомство с новым материалом III Конечный порыв 10-15 мин Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная. Отработка узловых моментов пройденного Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников. Утомление часто возникает в следующие периоды:  начало учебного года и недели;  возникает ежедневно к 3-4-му урокам;  сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;  окончание четверти, учебного года, недели.
Принципы здоровьесберегающего урока
Принцип двигательной активности: разработка уроков в режиме двигательной активности - проведение большей части урока в свободной форме. Принцип оздоровительного режима: организация обучения в режиме динамических поз (чередование сидения, стояния и передвижения по классу). Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания: для формирования правильной осанки на уроке включаются упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса; для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей формируется привычка правильно дышать.
Принцип психологической комфортности: создание ситуации успеха, способствующей повышению самооценки учащихся, снижаются барьеры страха, формируется доверие к педагогу, развиваются доброжелательные взаимоотношения в классе. Принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка: при этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Принцип профилактического эффекта. Этот принцип касается, в первую очередь, мировоззрения:  человек самодостаточен, в нем есть все необходимое для жизни, то есть здоровье в человеке заложено, его надо только сохранить;  человек посредством управления своей психикой способен влиять на состояние своего организма;  психическое здоровье первично (относительно физического).
Методы, приемы и формы обучения, используемые на уроке здоровьесбережения
Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:  использование положительных установок на успех в деятельности: "У меня все получится", "Я справлюсь" и т.д.;  умение настроить себя на положительную волну: "Улыбнись самому себе";  рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке. Валеологические паузы, дыхательная гимнастика, самомассаж, упражнения, направленные на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Ученики осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. Этот метод помогает ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора. Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаются детям разноуровневые задания.
Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка. Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость. Оценку ставить ученику только тогда, когда он хочет отвечать и, действительно, знает материал урока. На каждом здоровьесберегающем уроке важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Заботясь о нравственном здоровье учеников, важно включать в содержание уроков "Этюды для души". Личный пример учителя. Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения; умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности. Организация саморефлексии. Каждый день начинается и заканчивается фиксацией на специальном месте "настроения" состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогло и что могут использовать впоследствии в жизни. Игровые методы психокоррекции - это игры на разных этапах урока, когда выполнена учебная программа, а именно игры на внимание, памяти и восприятия, наблюдательности; произвольных движений и самоконтроля; сообразительности, самодисциплины и самоорганизации; игры, способствующие снятию страхов в общении; развитие мышления и речи.
Формы организации деятельности учащихся на уроке
Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителям не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:  работа в группах (как статическая, так и подвижного);  работа в парах сменного состава;  фронтальный опрос;  использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки одноклассников;  деятельность с элементами соревнований.
Средства, способствующие реализации принципов урока здоровьесбережения


1-я группа
включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами. Это:  физминутки;  упражнения для глаз (по В.Ф. Базарному);  упражнения, стимулирующие биологические активные точки (по А.А. Усманской);  комплекс физических упражнений.
2-я группа
включает средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие:  физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий 
3-я группа
включает средства, которые можно назвать "завлекалочками". Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по усвоению предметного содержания. Это картинки, на которых даны различные задания. Задача учителя - переключить внимание и интерес учащихся с формы на содержание самих заданий.
4 - я

г р у п п а
включает средства, которые затрагивают сущностные, смысловые характеристики изучаемого материала и личностные качества обучаемых (работа на перспективу).
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье

школьников?

1.

С целью предупреждения утомления

и усталости
учащихся применяются:  дидактические игры,  физкультминутки,  вводится искусствоведческий м ат е р и а л, благоприят но воздейст вую щ ий н а эмоциональную сферу школьников,  школьники включаются в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор,  перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 3 до 5;  планируется смена вида занятий через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2
.
Решая

проблему

гиподинамии

и

снижения

интеллектуальной

активности

школьников
в течение урока, необходимо:  следить за посадкой учащихся;
 проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз;  использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся:
 используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;  обязательность дифференцированных (разноуровневых) заданий. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.
4.

С целью укрепления психологического здоровья школьников важно
добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью:  создания ситуаций успеха для учащихся (школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради),  корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;  недопущение в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;  доступность и преемственность информации,  использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий,  установление межпредметных связей.
5
.
Решая

проблему

ценностного

отношения

учащихся

к

собственному

здоровью
, необходимо:  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа;  обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;  освещение классной доски,  введение утренней зарядки перед первым уроком.
6.

Формируя у учащихся знания о здоровье
, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Памятка «Как подготовить и провести здоровьесберегающий урок»

1. Обстановка в классе должна соответствовать гигиеническим нормам. 2. Виды учебной деятельности должны чередоваться. Норма – 3-5 видов. 3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. 4. Число видов преподавания за урок должно быть не менее трех, их чередование – через 10-15 минут. 5. Выбор методов проведения урока должен способствовать активизации учащихся. 6. Длительность применения ТСО должна соответствовать гигиеническим нормам. 7. Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения. 8. Позы учащихся должны находиться под контролем учителя. 9. Физкультминутки на уроке обязательно должны присутствовать. 10. Содержательная часть урока должна иметь позиции, направленные на формирование и привитие навыков здорового образа жизни. 11. Необходимо формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности. 12. Психологический климат на уроке должен быть благоприятным. 13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок обязательно. 14. При планировании урока необходимо обратить внимание на его плотность. 15. Урок необходимо построить таким образом, чтобы момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности соответствовал возрасту и развитию учащихся. 16. Темп окончания урока должен быть оптимальным. 1. Блинова Н. Г., Варич Л. Ф., Сапего А. В. Здоровьесберегающий урок / под ред. Т. М. Чурековой. Кемерово, 2006. 2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / Сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград, Учитель, 2009. 3. Образовательные здоровьесберегающие технологии. / авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2009. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2014 год.


В раздел образования