Напоминание

" Значение дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста "


Автор: Соловьева Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Брусничка"
Населённый пункт: г. Тарко -Сале
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: " Значение дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Брусничка» Обобщение опыта « Значение дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста » Соловьевой Т.Г. г. Тарко - Сале 1
В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения навыки. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. К.Д.Ушинский считал игру свободной деятельностью ребёнка, вносящей в его развитие такой вклад, который не может сравниться ни с чем другим. Последние годы тесно связаны с социально – экономическими преобразованиями в обществе. На фоне этих событий меняется отношение к воспитанию и бучению. Сегодня в эпоху компьютеризации, жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее, сложнее. Всё чаще от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а подвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решению больших и малых задач. Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Задача, стоящая перед воспитателем, приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных, воспитательных задач. Необходимость выделения данного аспекта определила цель моей работы: развитие умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста при организации дидактических игр. Было выдвинуто предположение о том, что если:  систематически использовать дидактические игры математического содержания;  включить моделирование;  организовать игровую деятельность;  спланировать и проводить интегрированные занятия;  сотрудничать с семьёй;  организовать развивающую математическую среду, то:  у детей повысится уровень логическое мышление;  повысится интерес к дидактическим играм,  сформируется бережное отношение к пособиям;  появится стремление получить лучший результат в игре, играть в игры, которые понравились; 2
Анализ названных выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы: 1. Приобщить дошкольников к самостоятельному оперированию дидактическими играми. 2. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки. 3. Реализовать умственные способности воспитанников, развить воображение, логическое мышление. 4. Формировать у детей систематичный, целенаправленный процесс познания окружающего мира, элементарных математических знаний, умений, навыков. 5. Разнообразить предметно-развивающую среду. 6. Создать картотеку дидактических игр. В работе по созданию игр математического содержания я использовала дидактические принципы:  доступность;  систематичность и последовательность;  динамичность. При этом учитывала:  возрастные особенности детей;  индивидуальные интересы детей;  участие родителей. Дидактические игры – это интересные игры, в процессе которых малыш начинает интересоваться такими предметами, которые практически его не интересуют за пределами игровой ситуации. Дидактические игры – занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи, и ориентируют своё поведение на выигрыш. Работая в детском саду, я заинтересовалась проблемой: как эффективнее обеспечить математическое развитие детей. Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу. Что наибольшего эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения задачи, развлечения. Свою работу начала с детьми младшей группы, которые пришли из дома. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память, а так же сенсорные навыки развиты слабо. Результаты отражены в диагностике. (Приложение №1) Учитывая, то, что для детей четвёртого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира, я старалась подбирать такой дидактический материал (игрушки), который дети могли обследовать и активно действовать, применяя его. 3
Радость детей и неудержимое стремление к игре вызывают народные дидактические игрушки. Пирамиды из ярких цветных колец разной величины, ярко окрашенные шарики, яйца, мисочки, матрёшки – всё это весёлое разноцветье содержит народную педагогическую мудрость – «учить на малом, но привлекающем детей содержании». Поэтому я использовала их как обучающее начало – привлекала внимание детей к цвету, форме, величине, объёму, к целому и составляющим частям игрушки. Этот метод способствовал самообучению ребёнка через игровые действия, поиску правильного решения задачи, достижению успешного результата. Например, в игре « Собери пирамидку» дети собирали пирамиду сначала по показу воспитателя, а когда они усвоили правила, я ввела элемент соревнования: кто быстрее соберёт пирамиду. Для знакомства с геометрическими фигурами проводила игры: «Чудесный мешочек», «Заплатка на сапожок», «Геометрическое лото» и др. в этих играх дети не только закрепляли названия геометрических фигур, но и цвета. Очень детям нравилась игра «Собери бусы», в которой дети собирали на верёвочки из множества бусин одинаковые по цвету, форме, а затем научились чередовать по цвету и форме – тем самым закрепляла знание цветов, развивала мелкую моторику. 4
Во второй младшей группе начала знакомить детей с блоками Дьенеша – эти игры проводила с целью: познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объекта, для развития пространственных представлений, развития логического мышления, познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения. 5
Так же вела большую работу по составлению целого из частей, например, игры «Сложи квадрат», «Сложи картинку», игры с пазлами. Чтобы игра проходила успешнее проводила предварительную работу: знакомила детей с предметами, которые будут использованы в игре, их свойствами. В течение года родителям предложила консультации: «Ловкие пальчики». Почему важно, чтобы у ребёнка работали пальчики?» (Приложение №2), «Логико – математическое развитие детей 3 года жизни», в которых познакомила родителей с играми, пальчиковой гимнастикой, массажем для рук, как в интересной, игровой форме можно прививать интерес к математики. (Приложение №3). Подводя итоги в конце года, по данным диагностики, я отметила, что дети хорошо усвоили счёт в пределах пяти, лучше стали ориентироваться в пространстве, повысился интерес к дидактическим играм. Результаты отражены в диагностике. (Приложение №1). Но всё же в группе остались дети, которые редко отвечали на вопросы, сомневались в своих ответах, логическое мышление развито слабо. Я поставила перед собою цель на следующий учебный год - усилить работу с этими детьми. В средней группе я продолжила работу по развитию математических способностей детей с помощью дидактических игр. В первые дни учебного года проводила дидактические игры математического содержания, в которые дети играли во второй младшей группе, с целью выявления знаний, умений, навыков полученных детьми. Результаты отражены в диагностике. (Приложение №4). Так как у детей 5 лет внимание более устойчивое, я использовала в своей работе такие игры: «Продолжи ряд», «Найди лишнюю фигуру», «Пропущенная фигура» - с помощью их развивала у детей логическое мышление, речь, умение обосновывать свои рассуждения. Обучая детей счёту в прямом и обратном порядке, организовывала такие игры: «Какой цифры не стало!», «Назови соседей», «Считай не ошибись». Дети научились свободно оперировать числами в пределах десяти и сопровождать словами свои действия. Очень часто использовала в дидактических играх счётные палочки. Сначала просила выложить узор по образцу, по памяти, затем задание усложняла, предлагала переложить у фигуры палочки, так чтобы получилась другая фигура.
Всё чаще во время игр с детьми роль «ведущего» старалась передать ребенку, а сама принимала роль «игрока» - это способствовало проявлению у ребёнка активности инициативы, целеустремлённости, желание помогать товарищам в затруднениях. Со всей группой проводила игры на ориентировку в пространстве с движением. В таких играх как: «Найди свой домик», «Весёлая зарядка», дети бегали, разыскивали тот домик, которому прикреплена соответствующая фигура, цифра, под музыку выполняли команды по умению определять правую и левую стороны. В таких играх дети так же закрепляли геометрические фигуры, цвета, цифры. Особое внимание уделяла тем детям, которые по результатам диагностики показали низкий уровень знаний, с ними проводила индивидуальную работу с подбором дидактических игр определенного содержания. Во время игр обращала внимание ребёнка на его успехи, если даже они были незначительными. У одного отмечала быстроту решения задания, у другого старательность. Тем самым помогая ребёнку поверить в свои силы.
С родителями этих детей провела консультацию: « Игры с использованием занимательного математического материала в детском саду и дома» (Приложение №5), в которой дала рекомендации по организации игр с математическим уклоном в домашних условиях. Так же была предложена родителям консультация «Играем и учимся со счётными палочками», в которой рассказала какие функции могут выполнять счётные палочки в математическом развитии ребёнка, показала различные игровые приемы с применением счетных палочек для игры с детьми. (Приложение №6) В средней группе продолжала работу по развитию мелкой моторики. Дети играли в такие игры: «Мозаика», разнообразные шнуровки, очень детям нравилось собирать бисер разного диаметра и цвета. Так же продолжала работу по ознакомлению с логическими блоками Дьенеша – эти игры способствовали развитию логического мышления у детей, умение выявлять свойства в объектах, называть их обобщать объекты по их свойствам, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижение цели. К концу года у детей увеличился темп игр, они смело оперировали играми с правилами, появилась самостоятельность в играх, все игры проходили в доброжелательной, радостной обстановке, дети научились радоваться успехам сверстников и стойко переносить свои неудачи. Результаты отражены в диагностике. (Приложение № 4).
В старшей группе большое внимание стала уделять играм на развитие логического мышления. Более трудным для детей было восприятие времени - ориентировка во времени суток, в оценках разных промежутков времени (неделя, месяц, времена года). Для того, чтобы дети лучше воспринимали временные промежутки, играли в такие игры: «Назови соседей» - дети называют соседей, как у дней недели, так и у месяцев и чисел. «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает?», «Живая неделя» - все эти игры помогали детям быстро запомнить названия дней недели, месяцев, их последовательность. Результаты отражены в диагностике. (Приложение № 7) Для закрепления знаний о форме геометрических фигур, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, квадрата, треугольника. Проводила игры типа лото, домино. В этих играх дети закрепляли: понятия очерёдности, правила игры; развивали память, внимание, быстроту реакции, мышление; знакомились с окружающим миром. Для развития восприятия и логики предлагала дидактические игры такого характера: «Продолжи цепочку», « Какой фигуры не стало?», «Какая фигура лишняя?».
Познакомила детей с лабиринтами, для разгадывания которых, требовалось решить практическую задачу, когда дети находили правильное решение, постепенно усложняла задание. Этим самым развивала у детей: настойчивость, умение сосредоточиться, выполнять мыслительные операции, стремление достичь цели. Так же обучала детей игре в шашки. Перед началом игры познакомила детей с правилами. В совместной игре с ребёнком советовала обдумывать каждый ход, подчеркивала необходимость выполнение правил игры, поощряла стремление ребят выиграть.
Совместно с родителями изготовили для детей игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Листик» и др. Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе. Я начала работу с детьми от создания самых простых плоскостных фигур, постепенно усложняя составляемый предмет. С теми детьми, которые не усвоили правила игр, давала возможность рассмотреть образцы, выбрать понравившийся или составить что-то своё. Сначала дети испытывали трудности в составлении плоскостных фигур. Но потом научились на образце выкладывать части игры, создавая целую картину игры.
Так же продолжала работу по обогащению предметно – развивающей среды в группе. Создала картотеку дидактических игр как методическое пособие для работы с детьми. Расширила и пополнила уголок занимательной математики. Организовала его в доступном месте для детей, тем самым обеспечив свободный доступ к находящимся там материалам. Детям предоставлена возможность в свободное время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми. Организовывая уголок занимательной математики, я исходила из принципа «доступности», для детей помещала в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых возможно на разном уровне. В уголок поместила разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно – печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур – силуэтов. Все они интересны и занимательны. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др. Дети научились придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и 2-3 наборов игр. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности детей в своей работе использую фланелеграф, магнитную доску, наборы счётных палочек, тетради со штриховками. Всю работу в уголке организовала с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагала детям игры, ориентируясь на их умственное и нравственно – волевое развития, проявление активности. Вовлекала в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывала их, помогала освоить игру.
Воспитанию интереса к играм способствовало осознание детьми своих успехов в освоении игр. Ребёнок, который составил интересный силуэт, решил задачу - стремится к новым достижениям постепенно развивая детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Активное участие в пополнении уголка занимательной математики принимали родители группы: они оказали помощь в изготовлении таких игр: лабиринты, головоломки, настольно – печатные. В начале учебного года родителям была предложена консультация « Зачем детям математика?», в которой рассказала об истории математики и что даёт математика ребёнку, какие качества у ребёнка она развивает. (Приложение № 8).
Используя, различные дидактические игры в работе с детьми я убедилась в том, что

играя, дети:

лучше усваивают программный материал;

научились выполнять сложные задачи;

у них сформировался интерес к дидактическим играм;

бережное отношение к пособиям;

появилось стремление получить лучший результат в игре;

повысился уровень логического мышления.



В раздел образования