" Значение дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста "
Автор: Соловьева Татьяна Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Брусничка" Населённый пункт: г. Тарко -Сале Наименование материала: Обобщение опыта работы Тема: " Значение дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста " Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Брусничка»
Обобщение опыта
« Значение дидактических игр в математическом
развитии детей дошкольного возраста »
Соловьевой Т.Г.
г. Тарко - Сале
1
В
дошкольном
возрасте
игра
имеет
важное
значение
в
жизни
маленького
ребенка.
Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их
обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством,
временем.
В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре
каких-либо иных целей, чем играть.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба,
игра для них - игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ
познания окружающего мира.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы
ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,
инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.
В игре ребёнок приобретает новые знания, умения навыки. Задача воспитателей и родителей –
помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в
активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.
К.Д.Ушинский
считал игру свободной деятельностью ребёнка, вносящей в его развитие такой
вклад, который не может сравниться ни с чем другим.
Последние годы тесно связаны с социально – экономическими преобразованиями в обществе.
На
фоне
этих
событий
меняется
отношение
к
воспитанию
и
бучению.
Сегодня
в
эпоху
компьютеризации, жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее, сложнее. Всё чаще от
человека требуются не шаблонные, привычные действия, а подвижность мышления, быстрота
ориентировки, творческий подход к решению больших и малых задач.
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Задача,
стоящая
перед
воспитателем,
приобщение
детей
к
материалу,
дающему
пищу
воображению,
затрагивающему
не
только
интеллектуальную,
но
и
эмоциональную
сферу.
Одним
из
видов
игровой
деятельности
является
дидактическая
игра,
позволяющая
шире
приобщать
детей
к
текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности,
нравственных
и
эстетических
переживаний.
Дидактическая
игра
даёт
возможность
решать
различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для
детей.
Потребность
в
игре
и
желание
играть
у
дошкольников
необходимо
использовать
и
направлять в целях решения определённых учебных, воспитательных задач.
Необходимость выделения данного аспекта определила цель моей работы:
развитие
умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной активности и
самостоятельности, у детей дошкольного возраста при организации дидактических игр.
Было выдвинуто предположение о том, что если:
систематически использовать дидактические игры математического содержания;
включить моделирование;
организовать игровую деятельность;
спланировать и проводить интегрированные занятия;
сотрудничать с семьёй;
организовать развивающую математическую среду,
то:
у детей повысится уровень логическое мышление;
повысится интерес к дидактическим играм,
сформируется бережное отношение к пособиям;
появится
стремление
получить
лучший
результат
в
игре,
играть
в
игры,
которые
понравились;
2
Анализ названных выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений,
имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы:
1.
Приобщить дошкольников к самостоятельному оперированию дидактическими играми.
2.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические
умения и навыки.
3.
Реализовать умственные способности воспитанников, развить воображение, логическое
мышление.
4.
Формировать у детей систематичный, целенаправленный процесс познания окружающего
мира, элементарных математических знаний, умений, навыков.
5.
Разнообразить предметно-развивающую среду.
6.
Создать картотеку дидактических игр.
В работе по созданию игр математического содержания я использовала дидактические принципы:
доступность;
систематичность и последовательность;
динамичность.
При этом учитывала:
возрастные особенности детей;
индивидуальные интересы детей;
участие родителей.
Дидактические игры
–
это
интересные
игры,
в
процессе
которых
малыш
начинает
интересоваться
такими предметами, которые практически его не интересуют за пределами
игровой ситуации.
Дидактические игры – занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного
характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата.
Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда
каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи, и ориентируют своё
поведение на выигрыш.
Работая в детском саду, я заинтересовалась проблемой: как эффективнее обеспечить
математическое развитие детей.
Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу. Что наибольшего эффекта при изучении
математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения задачи,
развлечения.
Свою работу начала с детьми младшей группы, которые пришли из дома. Проверка знаний
показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память, а так же сенсорные
навыки развиты слабо. Результаты отражены в диагностике. (Приложение №1)
Учитывая, то, что для детей четвёртого года жизни характерно преобладание чувственного
познания окружающего мира, я старалась подбирать такой дидактический материал (игрушки),
который дети могли обследовать и активно действовать, применяя его.
3
Радость детей и неудержимое стремление к игре вызывают народные дидактические игрушки.
Пирамиды из ярких цветных колец разной величины, ярко окрашенные шарики, яйца, мисочки,
матрёшки – всё это весёлое разноцветье содержит народную педагогическую мудрость – «учить
на малом, но привлекающем детей содержании».
Поэтому я использовала их как обучающее начало – привлекала внимание детей к цвету, форме,
величине,
объёму,
к
целому
и
составляющим
частям
игрушки.
Этот
метод
способствовал
самообучению ребёнка через игровые действия, поиску правильного решения задачи, достижению
успешного результата.
Например, в игре « Собери пирамидку» дети собирали пирамиду сначала по показу
воспитателя, а когда они усвоили правила, я ввела элемент соревнования: кто быстрее соберёт
пирамиду. Для знакомства с геометрическими фигурами проводила игры: «Чудесный мешочек»,
«Заплатка на сапожок», «Геометрическое лото» и др. в этих играх дети не только закрепляли
названия геометрических фигур, но и цвета. Очень детям нравилась игра «Собери бусы», в
которой дети собирали на верёвочки из множества бусин одинаковые по цвету, форме, а затем
научились чередовать по цвету и форме – тем самым закрепляла знание цветов, развивала мелкую
моторику.
4
Во второй младшей группе начала знакомить детей с блоками Дьенеша – эти игры проводила с
целью:
познакомить
детей
с
формой,
цветом,
размером,
толщиной
объекта,
для
развития
пространственных представлений, развития логического мышления, познавательных процессов
восприятия памяти, внимания, воображения.
5
Так же вела большую работу по составлению целого из частей, например, игры «Сложи квадрат»,
«Сложи картинку», игры с пазлами.
Чтобы игра проходила успешнее проводила предварительную работу: знакомила детей с
предметами, которые будут использованы в игре, их свойствами.
В течение года родителям предложила консультации: «Ловкие пальчики». Почему важно, чтобы
у ребёнка работали пальчики?» (Приложение №2), «Логико – математическое развитие детей 3
года жизни», в которых познакомила родителей с играми, пальчиковой гимнастикой,
массажем для рук, как в интересной, игровой форме можно прививать интерес к математики.
(Приложение №3).
Подводя итоги в конце года, по данным диагностики, я отметила, что дети хорошо усвоили
счёт
в
пределах
пяти,
лучше
стали
ориентироваться
в
пространстве,
повысился
интерес
к
дидактическим играм. Результаты отражены в диагностике. (Приложение №1).
Но всё же в группе остались дети, которые редко отвечали на вопросы, сомневались в своих
ответах, логическое мышление развито слабо. Я поставила перед собою цель на следующий
учебный год - усилить работу с этими детьми.
В средней группе я продолжила работу по развитию математических способностей детей с
помощью дидактических игр.
В первые дни учебного года проводила дидактические игры математического содержания, в
которые дети играли во второй младшей группе, с целью выявления знаний, умений, навыков
полученных детьми. Результаты отражены в диагностике. (Приложение №4).
Так как у детей 5 лет внимание более устойчивое, я использовала в своей работе такие игры:
«Продолжи ряд», «Найди лишнюю фигуру», «Пропущенная фигура» - с помощью их развивала у
детей логическое мышление, речь, умение обосновывать свои рассуждения.
Обучая детей счёту в прямом и обратном порядке, организовывала такие игры: «Какой цифры не
стало!», «Назови соседей», «Считай не ошибись». Дети научились свободно оперировать числами
в пределах десяти и сопровождать словами свои действия.
Очень часто
использовала в дидактических играх
счётные палочки. Сначала просила
выложить узор по образцу, по памяти, затем задание усложняла, предлагала переложить у фигуры
палочки, так чтобы получилась другая фигура.
Всё чаще во время игр с детьми роль «ведущего» старалась передать ребенку, а сама принимала
роль
«игрока»
-
это
способствовало
проявлению
у
ребёнка
активности
инициативы,
целеустремлённости, желание помогать товарищам в затруднениях.
Со всей группой проводила игры на ориентировку в пространстве с движением. В таких играх
как: «Найди свой домик», «Весёлая зарядка», дети бегали, разыскивали тот домик, которому
прикреплена
соответствующая
фигура,
цифра,
под
музыку
выполняли
команды
по
умению
определять правую и левую стороны. В таких играх дети так же закрепляли геометрические
фигуры, цвета, цифры.
Особое внимание уделяла тем детям, которые по результатам диагностики показали низкий
уровень
знаний,
с
ними
проводила
индивидуальную
работу
с
подбором
дидактических
игр
определенного содержания. Во время игр обращала внимание ребёнка на его успехи, если даже
они
были
незначительными.
У
одного
отмечала
быстроту
решения
задания,
у
другого
старательность. Тем самым помогая ребёнку поверить в свои силы.
С родителями этих детей провела консультацию: « Игры с использованием занимательного
математического
материала
в
детском
саду
и
дома»
(Приложение
№5),
в
которой
дала
рекомендации по организации игр с математическим уклоном в домашних условиях. Так же была
предложена родителям консультация «Играем и учимся со счётными палочками», в которой
рассказала какие функции могут выполнять счётные палочки в математическом развитии ребёнка,
показала
различные игровые
приемы с применением счетных палочек для игры с детьми.
(Приложение №6)
В средней группе продолжала работу по развитию мелкой моторики. Дети играли в такие игры:
«Мозаика», разнообразные шнуровки, очень детям нравилось собирать бисер разного диаметра и
цвета.
Так же продолжала работу по ознакомлению с логическими блоками Дьенеша – эти игры
способствовали развитию логического мышления у детей, умение выявлять свойства в объектах,
называть их обобщать объекты по их свойствам, воспитывать самостоятельность, инициативу,
настойчивость в достижение цели.
К концу года у детей увеличился темп игр, они смело оперировали играми с правилами,
появилась
самостоятельность
в
играх,
все
игры
проходили
в
доброжелательной,
радостной
обстановке, дети научились радоваться успехам сверстников и стойко переносить свои неудачи.
Результаты отражены в диагностике. (Приложение № 4).
В
старшей
группе
большое
внимание
стала
уделять
играм
на
развитие
логического
мышления. Более трудным для детей было восприятие времени - ориентировка во времени суток, в
оценках разных промежутков времени (неделя, месяц, времена года). Для того, чтобы дети лучше
воспринимали временные промежутки, играли в такие игры: «Назови соседей» - дети называют
соседей, как у дней недели, так и у месяцев и чисел. «Назови пропущенное слово», «Когда это
бывает?», «Живая неделя» - все эти игры помогали
детям быстро запомнить названия дней
недели, месяцев, их последовательность. Результаты отражены в диагностике. (Приложение № 7)
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур, предлагала детям узнать в
окружающих предметах форму круга, квадрата, треугольника. Проводила игры типа лото, домино.
В этих играх дети закрепляли: понятия очерёдности, правила игры; развивали память,
внимание, быстроту реакции, мышление; знакомились с окружающим миром.
Для
развития
восприятия
и
логики
предлагала
дидактические
игры
такого
характера:
«Продолжи цепочку», « Какой фигуры не стало?», «Какая фигура лишняя?».
Познакомила детей с лабиринтами, для разгадывания которых, требовалось
решить
практическую задачу, когда дети находили правильное решение, постепенно усложняла задание.
Этим
самым
развивала
у
детей:
настойчивость,
умение
сосредоточиться,
выполнять
мыслительные операции, стремление достичь цели.
Так же обучала детей игре в шашки. Перед началом игры познакомила детей с правилами. В
совместной игре с ребёнком советовала обдумывать каждый ход, подчеркивала необходимость
выполнение правил игры, поощряла стремление ребят выиграть.
Совместно с родителями изготовили для детей игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово
яйцо», «Волшебный круг», «Листик» и др.
Развивающее,
воспитывающее
и
обучающее
влияние
геометрических
конструкторов
многогранно.
Они
развивают
пространственные
представления,
воображение,
конструктивное
мышление,
комбинаторские
способности,
сообразительность,
смекалку,
находчивость,
целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной
подготовке детей к школе.
Я начала работу с детьми от создания самых простых плоскостных фигур, постепенно
усложняя
составляемый
предмет.
С
теми
детьми,
которые
не
усвоили
правила
игр,
давала
возможность рассмотреть образцы, выбрать понравившийся или составить что-то своё.
Сначала дети испытывали трудности в составлении плоскостных фигур. Но потом научились на
образце выкладывать части игры, создавая целую картину игры.
Так же продолжала работу по обогащению предметно – развивающей среды в группе. Создала
картотеку дидактических игр как методическое пособие для работы с детьми. Расширила и
пополнила уголок занимательной математики. Организовала его в доступном месте для детей, тем
самым обеспечив свободный доступ
к находящимся там
материалам. Детям
предоставлена
возможность в свободное время
выбрать интересующую их игру, пособие математического
содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.
Организовывая уголок занимательной математики, я исходила из принципа «доступности»,
для детей помещала в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых возможно на
разном уровне. В уголок поместила разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый
из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно – печатные игры, игры для
развития
логического
мышления,
головоломки,
логические
задачи,
лабиринты,
игры
на
составление
целого
из
частей,
на
воссоздание
фигур
–
силуэтов.
Все
они
интересны
и
занимательны.
Неиссякаемые
возможности
для
творчества
скрыты
в
играх
«Танграм»,
«Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др. Дети научились придумывать новые более сложные
силуэты не только из одного, но и 2-3 наборов игр. Для стимулирования коллективных игр,
творческой деятельности детей в своей работе использую фланелеграф, магнитную доску, наборы
счётных палочек, тетради со штриховками.
Всю работу в уголке организовала с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагала
детям игры, ориентируясь на их
умственное и нравственно – волевое развития, проявление
активности. Вовлекала в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывала их, помогала
освоить игру.
Воспитанию интереса к играм способствовало осознание детьми своих успехов в освоении
игр.
Ребёнок, который составил интересный силуэт, решил задачу - стремится к новым достижениям
постепенно развивая детскую самостоятельность, инициативу, творчество.
Активное участие в пополнении уголка занимательной математики принимали родители
группы: они оказали помощь в изготовлении таких игр: лабиринты, головоломки, настольно –
печатные.
В начале учебного года родителям была предложена консультация « Зачем детям
математика?», в которой рассказала об истории математики и что даёт математика ребёнку, какие
качества у ребёнка она развивает. (Приложение № 8).
Используя, различные дидактические игры в работе с детьми я убедилась в том, что
играя, дети:
лучше усваивают программный материал;
научились выполнять сложные задачи;
у них сформировался интерес к дидактическим играм;
бережное отношение к пособиям;
появилось стремление получить лучший результат в игре;
повысился уровень логического мышления.