Напоминание

Возрастные особенности


Автор: Гребенщикова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида"№155
Населённый пункт: г Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Возрастные особенности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. В.А.Гребенщикова. М.Б.Д.О.У.№ 155 Городского округа г Воронеж. Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребёнка и является определённым этапом созревания организма. В этот период идёт интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечнососудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является также развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимание, мышление, воображение, память, речь. Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребёнка является непроизвольное внимание , то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребёнок начинает его сознательно направлять и удерживать на определённых предметах и объектах. Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребёнка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира , формированию способности сравнения, общения, классификации. Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идёт развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции. Для деятельности ребёнка 6-7лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения: складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребёнка превращается из полевого в волевое. Воля и произвольность являются важнейшими личностными новообразованиями дошкольного возраста. Развитие воли связано со становлением и оформлением
мотивационной сферы ребёнка; развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В тоже время воля и произвольность единицы в своём генезисе. Превращение культурных образцов действия в собственные средства ребёнка происходит в процессе приобщения, в котором взрослый передаёт смысл и способ новой деятельности в их единстве. В дошкольном возрасте развитие воли и произвольности наиболее эффективно происходит в ролевой игре и в играх с правилами. Развивающий эффект игр с правилами обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно является и участником и организатором игры. В дошкольном возрасте возникают первичные этические инстанции: формируются моральное сознание и моральные оттенки, складывается моральная регуляция поведения, интненсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Межличностные отношения детей имеют определённую возрастную динамику и проходят через три этапа. К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстником и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможным как переживание, так и содействие другому.
Самосознание ребёнка и его отношение к другим развиваются в неразрывном единстве и основано на двух началах: субъектном и объектном. Соотношение объектного и субъектного начала с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другим. Преобладание объектного начала самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам. Итак, дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально – потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольников. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинения мотивов и самосознание. Знание воспитателем психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальных качеств личности способствует успешному решению задач нравственного воспитания, в том числе формирования культуры поведения. Работу по воспитанию культуры поведения и отношений нужно строить с учётом механизма нравственного воспитания. Эффективным методом воспитания культуры поведения старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы
должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания. Этическая беседа, как метод воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель даёт характеристику тем фактам и поступкам, которые ребёнок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребёнку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. Также в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования культуры поведения используются чтение художественной литературы, игровые ситуации, игры-занятия. игры-упражнения, игровые приёмы, разнообразные виды деятельности детей. Важная часть воспитания культуры поведения ребёнка производится в семье, поэтому детский сад использует в работе с родителями разнообразные методы и формы работы. Литература. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. М ТЦ Сфера 2009. 128с.
Бархатова ВВ. Воспитание культуры поведения. Дошкольное воспитание. 1991 № 11. С41-44. БасоваНВ. Педагогика и практическая психология. Ростов. Феникс.2009. 388с. Козлова СА.КуликоваТА. Дошкольная педагогика. М.Академия.1998.с112-117. Николаева СН. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М.Владос.2007.с78. ПетеринаАВ. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. Просвещение 1998. 98с.


В раздел образования