Автор: Гребенщикова Валентина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида"№155 Населённый пункт: г Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Возрастные особенности Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности психического развития детей
старшего дошкольного возраста.
В.А.Гребенщикова. М.Б.Д.О.У.№ 155
Городского округа г Воронеж.
Старший дошкольный возраст характеризуется как период
существенных изменений в организме ребёнка и является
определённым этапом созревания организма. В этот
период идёт интенсивное развитие и совершенствование
опорно-двигательной и сердечнососудистой систем
организма, развитие мелких мышц, развитие и
дифференцировка различных отделов центральной
нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является
также развитие познавательных и мыслительных
психических процессов: внимание, мышление,
воображение, память, речь.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства
преобладающим у ребёнка является непроизвольное
внимание , то к концу дошкольного возраста начинает
развиваться произвольное внимание. Когда ребёнок
начинает его сознательно направлять и удерживать на
определённых предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит
развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.
Память начинает играть ведущую роль в организации
психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более
высокого уровня достигает развитие наглядно-образного
мышления и начинает развиваться логическое мышление,
что способствует формированию способности ребёнка
выделять существенные свойства и признаки предметов
окружающего мира , формированию способности
сравнения, общения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста
идёт развитие творческого воображения, этому
способствуют различные игры, неожиданные ассоциации,
яркость и конкретность представляемых образов и
впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста
расширяется активный словарный запас и развивается
способность использовать в активной речи различные
сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребёнка 6-7лет характерна
эмоциональность и большая значимость эмоциональных
реакций.
В дошкольном возрасте начинают формироваться
личностные механизмы поведения: складывается
первичное соподчинение мотивов, поведение ребёнка
превращается из полевого в волевое.
Воля и произвольность являются важнейшими
личностными новообразованиями дошкольного возраста.
Развитие воли связано со становлением и оформлением
мотивационной сферы ребёнка; развитие произвольности
определяется формированием осознанности и
опосредованности своего поведения. В тоже время воля и
произвольность единицы в своём генезисе. Превращение
культурных образцов действия в собственные средства
ребёнка происходит в процессе приобщения, в котором
взрослый передаёт смысл и способ новой деятельности в
их единстве.
В дошкольном возрасте развитие воли и произвольности
наиболее эффективно происходит в ролевой игре и в
играх с правилами. Развивающий эффект игр с правилами
обусловлен особой позицией взрослого, который
одновременно является и участником и организатором
игры.
В дошкольном возрасте возникают первичные этические
инстанции: формируются моральное сознание и
моральные оттенки, складывается моральная регуляция
поведения, интненсивно развиваются социальные и
нравственные чувства. Межличностные отношения детей
имеют определённую возрастную динамику и проходят
через три этапа. К старшему дошкольному возрасту
сравнение себя со сверстником и противопоставление
ему перерастает во внутреннюю общность, которая
делает возможным как переживание, так и содействие
другому.
Самосознание ребёнка и его отношение к другим
развиваются в неразрывном единстве и основано на
двух началах: субъектном и объектном.
Соотношение объектного и субъектного начала с возрастом
меняется и определяет характер отношения к себе и
другим. Преобладание объектного начала самосознания
является источником некоторых проблемных форм
поведения и отношения к сверстникам.
Итак, дошкольный возраст - это период первоначального
становления личности. Возникновение эмоционального
предвосхищения последствий своего поведения,
самооценки, усложнение и осознание переживаний,
обогащение новыми чувствами и мотивами
эмоционально – потребностной сферы - вот неполный
перечень особенностей, характерных для личностного
развития дошкольников. Центральными
новообразованиями этого возраста можно считать
соподчинения мотивов и самосознание.
Знание воспитателем психического развития детей
старшего дошкольного возраста, индивидуальных качеств
личности способствует успешному решению задач
нравственного воспитания, в том числе формирования
культуры поведения. Работу по воспитанию культуры
поведения и отношений нужно строить с учётом
механизма нравственного воспитания. Эффективным
методом воспитания культуры поведения старших
дошкольников является этическая беседа. Такие беседы
должны органически быть включены в систему
многообразных методов воспитания. Этическая беседа,
как метод воспитания отличается существенным
своеобразием. Содержание этических бесед составляют в
основном подлинно жизненные ситуации, поведение
окружающих людей и прежде всего самих воспитанников.
Воспитатель даёт характеристику тем фактам и поступкам,
которые ребёнок наблюдал или совершал в общении со
сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики
формируют у детей объективность в оценке событий,
помогают ребёнку ориентироваться в той или иной
ситуации и поступать в соответствии с правилами
нравственного поведения.
Также в работе с детьми старшего дошкольного возраста с
целью формирования культуры поведения используются
чтение художественной литературы, игровые ситуации,
игры-занятия. игры-упражнения, игровые приёмы,
разнообразные виды деятельности детей. Важная часть
воспитания культуры поведения ребёнка производится в
семье, поэтому детский сад использует в работе с
родителями разнообразные методы и формы работы.
Литература.
Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7
лет. М ТЦ Сфера 2009. 128с.
Бархатова ВВ. Воспитание культуры поведения.
Дошкольное воспитание. 1991 № 11. С41-44.
БасоваНВ. Педагогика и практическая психология. Ростов.
Феникс.2009. 388с.
Козлова СА.КуликоваТА. Дошкольная педагогика.
М.Академия.1998.с112-117.
Николаева СН. Занятие по культуре поведения с
дошкольниками и младшими школьниками.
М.Владос.2007.с78.
ПетеринаАВ. Воспитание культуры поведения у детей
дошкольного возраста. М. Просвещение 1998. 98с.