Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к
школе группе
Тема: «Яблоко. Составление рассказа-описания»
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь
и словарь признаков по теме. Учить определять характерные признаки предмета,
используя зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, тактильный
анализаторы. Совершенствовать навыки составления рассказа-описания предмета по
последовательному рисуночному плану;
Определять и называть предмет и его характерные признаки (качества, свойства)
с опорой на условные обозначения (символы)
Учить детей составлять рассказ-описание по последовательному рисуночному
плану;
Коррекционно-развивающие задачи :
Развивать общие речевые навыки, зрительное, слуховое восприятие, память,
мышление.
Воспитательные задачи :
Воспитывать навыки сотрудничества, активности.
Оборудование: условные обозначения формы, цвета, величины, температуры, звука,
вкуса, запаха; предметные картинки, мешочек, яблоки.
1. Организационный момент
Мы продолжаем путешествие с нашим героем Юпиком. В этот раз наш герой
приглашает нас в лабораторию. А вы знаете, кто работает в лаборатории и чем они
занимаются?
В лаборатории работают учёные, научные сотрудники. Они исследуют, изучают,
рассматривают различные предметы и явления, проводят опыты. А какими приборами
и инструментами пользуются учёные?
Они пользуются лупой, микроскопом, пробирками, различными колбами.
Но мы с вами не будем использовать специальные приспособления, а будем
пользоваться только теми инструментами, которые есть у каждого человека.
2. Основная часть
Первый инструмент– это наш нос . Что мы можем узнать о предмете с помощью
носа?
Определить его запах. А каким может быть запах?
Резкий (если понюхали, а запах ударил в нос), если нам очень нравится
(приятный), если он не похож на другие (неповторимый, особенный).
А теперь я вам дам такую возможность самим исследовать предмет. Закройте
глаза. Не открывая глаз, понюхайте носом. Что вы почувствовали?
Запах - Ароматный, вкусный, сладкий, душистый.
Вывод : Что мы можем определить с помощью носа? – запах. И наш предмет
имеет приятный, сладкий, вкусный запах.
А ещё какой инструмент есть у нас всех? Это рот, а именно язык. Что мы
можем сказать о предмете, используя такой инструмент как язык?
Мы может определить вкус. А что означает определить вкус? Как это сделать?
Это значит попробовать.
А какой вкус может быть?
Солёный, кислый, сладкий, приятный, неприятный, нежный, горький.
Закройте глаза. Я дам вам попробовать, а вы скажите, что вы почувствовали?
Какой вкус?
Вкус - Сладкий, кислый, кисло-сладкий (если имеет и сладкий и кислый вкус
одновременно, смешанный), приятный.
Вывод: Значит, что мы определили? Что наш предмет имеет сладко-кислый
приятный нежный вкус.
Следующий инструмент – это уши. А что мы можем определить ушами.
Услышать какой звук издаёт предмет.
Закройте глаза и не открывайте их. Только слушайте, не открывайте, пока я не
скажу (логопед откусывает яблоко). Откройте глаза. Что вы услышали?
Хруст. Значит какой наш предмет? Хрустящий, хрусткий.
Вывод: С помощью ушей мы можем определить звук, который издаёт предмет.
Наш предмет – хрустящий.
Физминутка
Следующий инструмент – это кожа. Что мы можем почувствовать кожей? Что
мы можем определить?
Можем определить форму предмета, температуру, материал, твёрдый – мягкий,
гладкий- шероховатый.
Теперь я вам возможность самостоятельно исследовать предмет. Что вы
определили?
Имеет круглую форму, комнатной температуры, гладкое, твёрдое.
Вывод: Наш предмет имеет круглую форму, гладкий, твёрдый, комнатной
температуры.
И последний инструмент – это глаза. А может уже кто-то догадался какой
предмет мы вместе с Юпиком исследовали?
Посмотрите и скажите, а что можно сказать о яблоке смотря на него глазами?
Назвать его цвет, форму, величину, материал. Какое яблоко может быть по цвету?
Красное, зелёное, жёлтое.
А если цвет неярко выражен? – бледно-жёлтое, бледно-зелёное, ярко-красное,
розовое, жёлто-зелёное, жёлто-красное. Величина – крупное, мелкое.
Давайте же теперь всё-таки посмотрим на наше яблоко. Когда вы посмотрели на
него, что вы увидели в первую очередь?
Вывод: По цвету яблоко жёлто-красное (жёлтое с красным боком), имеет
круглую форму, крупное, красивое.
В учёном мире среди учёных возникает много споров и противоречий. Учёные
никак не могут договориться между собой. Одни утверждают одно, другие другое. И я
хочу с вами поспорить. Я считаю, что яблоко не круглой формы, а имеет форму овала.
Я права? Вы согласны?
Нет. Докажите. Как можно доказать? Покатать, ведь только круглые предметы
можно покатать.
А кто-то ещё может что-либо рассказать о яблоке?
А теперь послушайте, что я хочу добавить, ведь для Юпика, чем больше он
узнает о новом для него предмете, тем лучше.
Яблоко – это фрукт. В нём много витаминов. Внутри яблока – небольшого
размера косточки, сверху оно покрыто кожицей. Из яблока варят варенье, повидло,
компот, используют в выпечке. О яблоке говорят в мифах, в русских народных сказках
и историях. В каких сказках говорится о яблоках? (Гуси-лебеди, Иван-царевич и серый
волк и др.).
Зная о яблоках так много, попробуйте теперь описать этот фрукт.
Вы можете описывать этот фрукт, используя графические изображения, а можете
описать яблоко, используя опорные картинки. Можете пользоваться тем и другим.
Вам постоянно воспитатели, другие специалисты и родители постоянно
загадывают загадки. А вы когда-нибудь задумывались о том, что такое загадка? Как она
составляется? Почему мы в основном сразу отгадывает их?
В загадке говорится о предмете, подбираются слова, которые подробно
описывают этот предмет. Вы сейчас попробуете выбрать любой предмет и составить
самостоятельно загадку.
3. Итог занятия
Что нового узнали? Как вы оцениваете свою работу на занятии?