Автор: Шакирова Ирина Степановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ №59" Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край Наименование материала: методическая разработка Тема: ролевая игра "Секреты успеха" Раздел: полное образование
Шакирова Ирина Степановна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №59» г. Пермь
Ролевая игра «Секреты успеха»
(практикум по составлению деловых бумаг)
Оформление кабинета:
Доска объявлений из раздела «Нарочно не придумаешь»
Столы расставлены по периметру класса с обозначением «офисов» и
«учреждений», которые они имитируют. На них таблички: «Фирма Х»,
«Кабинет директора», «Бухгалтерия», «03», «Библиотека»,
«Краеведческий музей», «Редакция газеты «Уральский шахтер»
I.
Слово учителя:
- Сегодня я рада видеть вас на обобщающем уроке речевого
мастерства, посвященном изучению официально- делового стиля
русского литературного языка.
Цель сегодняшнего занятия будет заключаться в следующем:
во-первых, в форме ролевой игры вы проверите свои умения в
составлении деловых бумаг;
во-вторых, покажете уровень владения речевыми нормами русского
литературного языка;
в-третьих, проверите свою коммуникативную компетенцию в
различных жизненных ситуациях.
- Наша игра называется «Секреты успеха». Я прошу обратить
внимание на эпиграф: «Самый несчастный из людей тот, для кого в
мире не оказалось работы» ( Томас Карлей, анг. писатель, историк,
философ).
- Я очень хочу, чтобы в жизни каждый из вас нашел свое место,
был успешен и самодостаточен. В чем заключаются секреты успеха,
вы узнаете в ходе игры. И пусть она станет первым шагом к вашей
будущей карьере и принесет вам конкретную пользу. Удачи!
II. Условия игры.
- В нашей жизни многое зависит от Его Величества Случая.
Поэтому роли в игре мы будем выбирать, доверяясь рулетке. А пока крутится
волчок, я прошу вас записать в порядке убывания 5 самых важных качеств
современного делового человека.
- По жребию выбираем участников игры:
Экспертная комиссия – 3 чел.
Работодатель «Фирмы Х» - 1 чел.
Директор школы – 1 чел.
Библиотекарь 1 чел.
Работник редакции газеты - 1 чел.
Директор краеведческого музея -1 чел.
Дежурный станции скорой помощи - 1 чел.
Бухгалтер – 1чел.
III. Ход игры.
- Прошу занять свои рабочие места, заполненные карточки сдать
экспертам. Остальные участники игры отправляются в наши
«офисы» и «учреждения» ( по усмотрению учителя).
- 4 человека работают по индивидуальным заданиям:
Исправить ошибки на доске объявлений (2 чел.)
Объяснить написание слов: д…ректор, р…кв…зиты, пр…л…
гается, об…снова(?)ный, традиц…он(?)ый,
ком(?)ентированный, иниц…атива, уч(?)реждение, довере(?)
ность, об(?)яснительная записка, с…пр…водительный
документ, адм…н…стратор (1чел.)
Объясните значение слов мэр, департамент, коммерсант,
менеджер, брокер, акция, дивиденды, спонсор, меценат (1чел.)
По мере выполнения заданий ответы сдаем членам экспертной комиссии.
Озвучиваем задания:
Директор музея
- Вы учитесь в 11 классе? Чтобы посетить выставку в нашем музее всем
классом я прошу составить заявку на посещение выставки (название на
афише) на имя директора музея Симакова А.А. от лица вашего классного
руководителя Сватовой И.И.
Библиотекарь.
- Я не могу выдать вам книги, пока не получу расписку от имени
директора вашей школы на имя заведующей городской библиотекой с
просьбой разрешить вам пользоваться фондами отдела редких книг для
написания реферата по творчеству поэтов XIX века; в конце документа
укажите, что школа несет ответственность за сохранность книг.
Редакция газеты «Вечерняя Пермь»
- У вас пропала собака? Напишите объявление, мы поместим его в
газете. Это существенно облегчит поиски.
- Вы хотите купить однокомнатную квартиру под офис?
Пожалуйста, напишите объявление.
Дежурная «Скорой помощи»
- Разыграйте диалог по телефону: вызов «неотложки» соседке по
дому (температура, высокое давление, головная боль).
Директор школы
- Вызывает ученика, который пропустил 5 уроков физкультуры
подряд. Если так пойдет дело дальше, то ученику грозит «неуд» за четверть.
Просит написать объяснительную записку с указанием причины
случившегося.
Работодатель «Фирмы Х»
- В фирме появилась вакансия на должность секретаря -
референта. Нужен человек. На прием приходит очередной посетитель. Вы
беседуете с ним, задавая вопросы, обращая внимание на правила, которых тот
должен придерживаться.
-Какова ваша профессиональная подготовка?
- Почему вы обратились именно в нашу фирму?
- Почему вы оставили свою прежнюю работу?
- Как бы вы могли охарактеризовать самого себя?
Нанимающийся на работу
- Вы пришли на собеседование в офис «Фирмы Х», в которой
освободилось место секретаря – референта.
- Заполните таблицу самооценки деловых качеств.
- Познакомьтесь с правилами ведения такой беседы. Мысленно
«проиграйте» возможные вопросы вам и ваши ответы на них.
Разыграйте сцену приема на работу.
IV. Итоги игры.
Слово экспертам: 5 качеств современного делового человека. В чем же
заключаются секреты успеха?
- Пока эксперты подводят итоги, я бы хотела познакомить вас с еще
одной деловой бумагой.
- Вспомните, когда мы покупаем нужную вещь, на что прежде всего
обращаем внимание? Правильно, на ее внешний вид. Когда устраиваемся на
работу, работодатель так же оценивающе смотрит на то, что (а вернее, кого)
мы ему предлагаем.
Одно из самых эффективных средств показать себя с положительной стороны
– это представить хорошее резюме.
Далеко не каждый может его правильно оформить. Поэтому дома возьмите
чистый лист бумаги, ручку и поучитесь составлять резюме.
V. Рефлексия.