Создание предметно-игровой среды для детей раннего дошкольного возраста в ДОО
Автор: Ткачева Снежана Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Создание предметно-игровой среды для детей раннего дошкольного возраста в ДОО Раздел: дошкольное образование
для детей раннего дошкольного возраста
Ткачева Снежана Витальевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37»,г.Новокузнецк
Предметно-развивающая
среда
в
учреждении,
реализующем
программу
дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки
качества
образования.
Это
обусловлено
значимостью
окружающей
обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в
обществе.
Исследования
последних
лет
со
всей
очевидностью
показали
особую
значимость
для
маленького
ребенка
социальных
условий
жизни,
складывающихся
из
общения,
обучающих
игр,
развивающего
влияния
окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания.
Предметно-игровая
среда
рассматривается
как
фактор,
стимулирующий
игровую деятельность ребенка.
Стратегия
и
тактика
построения
игровой
среды
определяется
особенностями
личностно-ориентированной
модели
воспитания.
Её
основные черты таковы:
1.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом,
не над, а вместе!»
2.
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
3.
Это предполагает решение следующих задач:
Обеспечить
чувство
психологической
защищённости
–
доверие
ребёнка к миру
Радости существования (психологическое здоровье)
Формирование начал личности (базис личностной культуры)
Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а
содействие развитию личности).
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство
полноценного развития личности.
4.
Способы
общения
–
понимание,
признание,
принятие
личности
ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на
позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и
эмоции.
5.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из
интересов
ребёнка
и
перспектив
его
дальнейшего
развития
как
полноценного члена общества.
Предметная деятельность является ведущей, имеет все возможности
для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.
Именно в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Взрослый
помогает ему усвоить назначение и способ употребления вещей. Особенность
предметной деятельности в раннем возрасте – сотрудничество ребенка и
взрослого, когда взрослый исполняет роль наставника.
Поэтому
в
нашем
дошкольном
учреждении
большое
внимание
уделяется
подбору
игрового
оборудования,
дидактических
игрушек
и
развивающих пособий.
Предметно-развивающая среда для детей раннего детства предполагает
создание
благоприятных
условий,
призванных
заложить
в
ребенке
необходимые базовые качества будущей деятельности и формирующейся на
их основе психики.
Под б ор
игрушек
и
игрового
об оруд ования
н е о бход и м о
дифференцировать
по
периодам.
Оборудование
должно
отвечать
потребностям
ребенка
в
совместных
действиях
со
взрослым,
создавать
единое игровое поле. Это период (1-1,5 – 1,5-2) интенсивного накопления
сенсорного
опыта,
овладения
простейшими
способами
действий,
обобщенными представлениями о цвете, величине, форме. В этот период
практическую ценность представляют дидактические наборы(шары, кольца,
кубики,
цилиндры,
столбики
и
т.
д.),
лошадки-качалки,
сенсорно-
дидактический
столик,
сухой
бассейн
(развитие
координации),
кубики
(животные, фрукты и др.), пирамиды различной величины.
На 3-ем году жизни вводятся сюжетные игрушки для отображения
действий (кормление, уход, купание кукол). Наборы для игр в больницу,
м а г а з и н ,
п а р и к м а х е р с к у ю ,
ч т о
о б о г а щ а е т
т е м а т и к у
и г р .
Также в предметно-развивающей среде для маленьких детей необходимы
пособия
для
выполнения
предметно-орудийных
действий
(способствуют
формированию
наглядно-действенного
мышления):
наборы
для
уборки
в
доме – щетка, совок, веник, тряпочка; наборы для труда на огороде - грабли,
лейка, лопата и др., тематические наборы: «Чьи детки?», «Курочка Ряба» и
т.д. Также необходимы игрушки для развития движений: каталки, машины от
малых размеров до больших, шары и мячи разных размеров, кольцебросы).
Общие педагогические условия использования предметов и игрушек:
периодические обновления игрушек;
разнообразие предметно-игрового мира;
подбор
предметов
для
развития
ребенка
(речь,
сенсорика,
овладение способами действий);
педагогическая
поддержка
во
всех
способах
использования
предметов;
развитие содержания предметной деятельности.
Правильно
организованная
предметно-игровая
среда
помогает
взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально
положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и
таким
образом
приучать
детей
к
самостоятельным
играм
с
постепенно
усложняющимся содержанием .
Предметная среда в группе должна быть организована таким образом,
чтобы
побуждать
детей
к
игре.
В
игровой
комнате
организуются
зоны,
специально предназначенные для этого.(рисунок 1)
Рис.1
Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им
возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки
должны быть доступные.
Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Вместе с тем не следует
жестко
ограничивать
игровое
пространство.
Игра
–
это
свободная
деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится.
Освоение
более
широкого
пространства
дает
возможность
варьировать
условия игры, открывает простор для детской фантазии. ( Таблица1)
Таблица 1 «Организация предметно-развивающей, игровой среды в группе раннего
возраста»
Зона развития
Материалы и оборудование
«Зона семьи»
Уголком «Ряжения» (для одевания на себя) - используется
стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в
народном стиле, зеркало (в рост или в полроста ребенка).
Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы
на ободочках, узорчатые цветные воротники, различные юбки,
платья, фартучки, кофточки, бусы из различных (но не опасных
для жизни и здоровья ребенка) материалов, ленты, косынки т.д.
Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами):
трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры,
линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских.
Комната (для игровых действий, игры с куклами): Кроватки
разных размеров (3-4), с постельными принадлежностями по
размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник,
подушка, наволочка, покрывало - 3-4 набора), люлька-качалка с
постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в
конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья,
пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков,
девочек, наборы зимней и летней одежды.
Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол,
стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник,
набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая
маленькая кастрюлька, ковшик и т.д., набор овощей и фруктов (из
папье-маше),
Ванночка для купания кукол , тазик, ведро, ковшик, полотенце,
заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный
столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веничек,
щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и
т.д.
«Зона строительно-
конструктивных
игр»
Сюжетное конструирование (важно рациональное расположение
материала): Напольный конструктор (крупный строительный
материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные
транспортные игрушки (со шнуром с наконечником): автомобили
грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные,
инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы,
самолеты, пароходы, лодки и т.д.; крупные игрушки-двигатели
сюжетные фигурки: наборы диких и домашних животных и их
детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные
насекомые, люди и т.д. Настольный конструктор (мелкий
строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания
мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки для
обыгрывания.
«Зона сенсорного
развития»
Детям раннего возраста для самостоятельных игр надо
компоновать в коробку геометрические формы вместе с
материалами для обыгрывания, например: в коробке - 2
кирпичика, 3 кубика, 1 призма и т.д. и тут же сюжетные фигурки,
например: наборы диких, домашних животных, т.е. создаем
игровые ситуации.
Предметы-заместители, неоформленный материал: кубики,
коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся
крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные,
клеенчатые полоски различной длины, ширины.
«Зона воды и песка»
Полые емкости «Черепаха», «Краб», располагается рядом с
уголком природы: ведерки, лопатки, совочки, различные
формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и
средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые,
простые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки,
различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки
(тяжелый-тонет, легкий - не тонет) и т.д.
«Зона природы»
Картины - пейзажи по времени года;
Цветы с крупными листьями: фикус, бегония;
Цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек».
«Книжный уголок»
1) 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по
программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию
сюжета игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку,
к книжкам ставим игрушку - мишку.
2) иллюстрации (ламинированные);
3) сюжетные картинки.
Рядом с книжным уголком рационально расположить театр:
4) театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр
на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на
палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».
«Музыкальный
уголок»
1) музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные
балалайка, пианино и т.д.);
народные игрушки;
музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик,
колокольчики.
«Уголок
именинника»
Оформляется в свободной форме
Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек.
Один из них – реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей,
животных,
черты
реальных
предметов;
например,
куклы
с
ресницами,
закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель,
включающие
подробные
составляющие
их
детали,
например,
плита
с
конфорками и открывающейся духовкой и пр.
Д р у го й
в и д
и г р у ш е к
– прототипические
– лишь
условно
воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом
или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек – предметы-заместители, не имеющие сходства с
реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. В
качестве
заместителей
могут
использоваться
палочки,
кубики,
шарики,
колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки,
скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пр. Их лучше
хранить в коробке неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы
ребенок не тратил много времени на их поиски и не отвлекался от игры.
Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы. Они должны
быть
в
достаточном
количестве,
разных
размеров
и
материалов
(пластмассовые,
резиновые,
тряпичные,
вязаные
и
пр.),
с
подвижными
частями тела. Больших кукол удобно кормить и причесывать, но трудно
держать в руках, купать и баюкать. Кукол-голышей удобно купать, пеленать.
Хорошо, если куклы будут иметь разную мимику. Желательно также, чтобы в
группе
были
куклы,
несущие
отличительные
черты
народов
(имели
характерные черты лица, цвет кожи, одежду). Для разыгрывания различных
сюжетов
необходимы
куклы,
представляющие
профессию:
врача,
милиционера,
пожарного,
повара,
клоуна,
космонавта,
гонщика,
куклы-
солдатики и др.
Помимо этого у детей должны быть игрушечные животные (кошечки,
собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных
материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.
Таким
образом,
разнообразие
и
богатство
сенсорных
впечатлений,
возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют
эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая
среда
не
может
быть
построена
окончательно.
При
организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима
сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников
образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление
поиска
инновационных
подходов
к
организации
предметно-развивающей
среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и
мотивирование стремления к взаимодействию.
Литература
1.Базуева
Е.В.,
Воронова,
К.А.
Роль
педагога
в
преодолении
гендерных
стереотипов//Гендерное
образование
в
подготовке
учителя:
Мат.
Всерос.
конф. – Томск: Изд.Томского гос. пед. ун та, 2006. – С. 34–39
2
Ясвин
В.А.
Тренинг
педагогического
взаимодействия
в
творческой
образовательной среде. – М., 1997. с. 87–129.
3 Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для
всех: Сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
4 Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа.- М.: Изд. «Баласс», 2004.
5
Коломийченко
Л.В.,
Олейниченко
Е.Ф.,
Метечко
А.А.
Организация
предметно развивающей среды по «Программе социального развития» Л.В.
Коломийченко: Метод. реком. – Пермь, 2003.
6
Петровский
В.А.,
Кларина
Л.М.,
Смывина
Л.А.,
Стрелкова
Л.П.
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.