Планирование работы для детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков речевого этикета возраста в ДОО
Автор: Кабаева Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Планирование работы для детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков речевого этикета возраста в ДОО Раздел: дошкольное образование
Планирование работы по формированию навыков речевого этикета
у детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Кабаева Елена Николаевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37»
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в
семье и детском саду. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором
соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования
детского коллектива, и воспитатель формирует представление о нормах и
правилах
поведения,
тем
самым,
влияя
на
отношения
дошкольника
со
сверстниками,
родителями,
другими
взрослыми
людьми,
знакомыми
и
незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя
навыки
позитивного
общения. К р ом е
то го , необходимость
раннего
формирования положительного опыта общения обусловлена тем, что его
отсутствие приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм
поведения.
Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила,
которым мы следуем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших
взаимоотношений.
При
помощи
таких
с
детства
усвоенных
правил,
мы
регулируем
наши
взаимодействия
с
окружающими,
устанавливаем
или
обнаруживаем в общении отношения типа «старший – младший – равный».
Этикет – это часть нравственной культуры, а нравственные ценности –
главное
содержание
сферы
действия
этикета.
Выбор
этикетного
знака
–
тактический прием реализации этих ценностей. Этикет, как внешняя форма
поведения личности, всегда связан с определенным внутренним содержанием
духовного мира личности.
Следует отметить, что этикет выражается в самых разных сторонах
нашего
поведения.
Например,
этикетное
значение
могут
иметь
2
разнообразные движения человека, позы, которые он принимает. В этикетных
целях
мы
часто
используем
предметы,
особенности
одежды.
Но
самую
важную роль в выражении отношения к людям играет наша речь.
Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную
минуту, направить к серьезным жизненным достижениям. Но можно внести в
его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде и даже смерти. В
развитии
доброжелательных
отношений
значительную
роль
играют
комплименты – добрые слова, раскрывающие достоинства человека. Один и
тот же комплимент, произносимый нескольким лицам или одному и тому же
человеку в разное время, свидетельствует о неискренности или неумении его
автора видеть лучшие качества других.
Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением
уважительного отношения к людям.
Искусство быть приятным собеседником помогает нам в личной жизни
и профессиональной деятельности. Основные его правила: умение правильно
выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при
необходимости менять тему; следить за красотой и правильностью своей
речи; соблюдать приятные речевые манеры. Кроме этого велико значение
приветствия:
оно
настраивает
людей
на
доброжелательный
лад,
так
как
рабочий день воспитателя начинается с приветствия детей, родителей, коллег.
Освоение
речевых
этикетных
умений
необходимо
осуществлять
с
изучением общих правил культуры поведения. Целесообразно использование
ролевого принципа. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции
(старший-младший,
знакомый-незнакомый,
мальчик-девочка)
и
соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в
конкретной
ситуации
этикетные
стереотипы.
С
этой
целью
возможно
использование
художественных
текстов,
а
также
специально
созданных
дидактических
текстов.
В
рассказах
и
диалогах
возможно
применение
принципа контраста (один герой соблюдает правило этикета, другой их не
3
соблюдает),
что
позволяет
детям
критически
оценивать
неправильное
поведение и строить правильную этикетную речь по образцу.
В
силу
того,
что
дети
годами
посещают,
детский
сад,
появляется
возможность применять этикетные формулы. Каждый день дети здороваются
и
прощаются,
убирают
после
игры
игрушки,
умываются,
одеваются
на
прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать
одежду,
ставить
обувь
и
т.
д.
Во
всех
этих
ситуациях
дети
не
только
практически овладевают различными навыками и умениями, но осваивают
определенные нормы речевого этикета в коллективе сверстников.
для
формирования
навыков
речевого
этикета
у
детей
старшего
дошкольного возраста, выделила следующие педагогические условия :
1 . Позитивный
настрой
на
занятиях
и
в
повседневной
жизни .
Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам,
похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в
создании позитивного настроя.
2. Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя . Ребенок видит и
оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими.
Воспитателю
желательно
всегда
оценивать
свое
поведение
с
позиций
доказательности,
разумности
и
необходимости
соблюдения
этикета
и
соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть
продумано
для
достижения
главной
цели-создания
творческой
и
доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка.
3 . Связь
с
семьей .
Эта
связь
позволяет
сохранить
единство
и
преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо
воспитанный,
культурный
и
образованный
человек,
которого
мы
вместе
создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками.
4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры
играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в
свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью
проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих
4
понятий. В речевой запас дошкольника вводятся такие понятия, как «Этикет»,
«уважение», «любовь», «вежливость», «общение» и другие.
Для
общей
оценки
уровня сформированности
речевых
этикетных
навыков у детей старшего дошкольного возраста мы выделили следующие
критерии:
умение
использовать
невербальные
средства
в
общении,
понимание значения слова «вежливость»;
знание
разнообразных
формул
речевого
этикета;
наличие
представлений о правилах поведения;
умение
соотносить
имеющиеся
знания
о
культуре
общения
с
воображаемой и реальной ситуацией;
глубина и осознанность имеющихся знаний о культуре общения.
На
основании
выделенных
критериев
были
выделены
уровни
сформированности речевых этикетных навыков детей старшего дошкольного
возраста (высокий, средний, низкий).
Низкий
уровень
-
ребёнок
самостоятельно
не
использует
в
речи
вежливые слова, только при напоминании взрослого. В пассивном словаре
имеются представления о словах речевого этикета. Интонация речи и мимика
невыразительны.
Средний уровень - ребенок употребляет в речи элементарные слова
речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности). Не всегда умело
употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения. Умеет слушать
собеседника, но у него не всегда получается контролировать свое поведение.
Выражает
неприятие
к
неэтичным
выражениям
собеседника.
Речь
интонационно выразительна. Мимика и жесты недостаточно развиты.
Высокий уровень - проявляет инициативу в организации общения. Речь
эмоционально
окрашена.
Владеет
средствами
невербального
общения.
Самостоятельно употребляет формулы речевого этикета адекватно ситуации
общения. Проявляет нетерпимость к неэтичным выражениям собеседника.
5
Детей необходимо учить и упражнять в употреблении форм вежливости,
поэтому я разработала перспективное планирование работы по формированию
этикетных навыков для воспитанников своей старшей группы
Таблица 1
Перспективное планирование работы по формированию этикетных навыков у детей
старшего дошкольного
Этапы
Содержание
Формы, методы и приёмы
I
Восприятие
формул
речевого
э т и к е т а .
О б о г а щ е н и е
и
активизация словаря детей за
счёт
формул
и
выражений
речевого этикета.
Ч т е н и е
х у д о ж е с т в е н н ы х
произведений
и
беседы
по
их
содержанию: «Азбука вежливости»
Л.
П.
Васильевой-Гангус
( в
сокращении),
«Фея»
Ш.
Перро,
«Аист
и
соловей»
В.
Берестова,
«Вежливое слово» С. Л. Макеева,
«Лучший
друг»
Ф.
Ермолаева,
«Волшебное
слово»,
«Обидчики»
В. Осеевой и др.
Рекомендации
родителям
еще
раз
прочитать
перечисленные
выше
произведения дома и задать детям
вопросы по содержанию.
II
Репродуктивное
во спроизведение
фо рм ул
речевого этикета, характерных
для выбранной нами ситуации
речевого общения.
Комплекс
игр
и
упражнений,
п о б у ж д а ю щ и х
д е т е й
к
многократному
проговариванию
формул речевого этикета.
Дидактические игры «Эхо»,
«Передай письмо»,
«Справочное
бюро»,
«Вежливые
поиски»,
«Волшебный
ключ»,
6
«Секрет в сундучке» и др.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
(«Магазин»,
«Кафе-мороженое»
и
др.).
III
О б у ч е н и е
с п о с о б а м
«развёртывания»
форм ул
речевого этикета.
Восприятие развёрнутых формул и
их
воспроизведение
в
ситуации
приглашения, предложения.
Дидактические игры «Эхо»,
«Передай письмо»,
«Справочное
бюро»,
«Вежливые
поиски»,
«Волшебный
ключ»,
«Секрет в сундучке» и др.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
(«Магазин»,
«Кафе-мороженое»
и
др.).
IV
Обучение
детей
проявлению
доброжелательности
по средством
и н т о н а ц и и ,
мимики.
Игры и этюды:
Игра «Физиономисты».
Этюд «Эмоции».
Игра «Пантомимы».
Обучение
детей
правилам
поведения
требует
ф а н т а з и и ,
увлекательности и такта. В этикете особую значимость имеют нравственные
аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему
хорошо или плохо. Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и
воспитанника.
Уважение
к
ребенку,
понимание
его
индивидуальности,
дружелюбное
отношение
к
нему
создают
наилучшие
условия
для
формирования норм поведения, базирующихся на этикете.
Формирование навыков речевого этикета у дошкольников должно стать
самостоятельной педагогической задачей в процессе обучения детей родному
языку как средству общения.
7
Необходимо осуществляться преемственность в работе ДОУ и семьи по
формированию
навыков
речевого
этикета,
очень
важно,
чтобы
они
осознавали необходимость данной работы, давали правильную оценку речи
своих детей, понимали методы и приемы воспитания; в общении с ребенком
и между собой соблюдали вежливость, взаимное уважение, тактичность
Список литературы
1.
Акишина, А.А., Формановская, Н.И. Этикет русского письма [Текст]
/ А.А Акишина.- М.: Академия, 2008. -208с.
2.
Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с
дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М.: Просвещение, 2003. С. 250
3.
Бархатова, Т.Е. Воспитание культуры поведения [Текст] / Т. Е.
Бархатова// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. – С.11-16.
4.
Бушелева, Б. В. Этика и этикет общения [Текст] / Б. В. Бушелева. —
Петропавловск-Камчатский :Дальневост. кн. изд-во, Камч. отд-ние, 1993. —
168 с.
5.
Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин.- М.: ТЦ Сфера,
2003.- 148с.
6.
Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с
товарищами. [Текст] / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.- 1980.- №10. -
С.13-18.
7.
Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. М. М.:
Айрис-пресс, 2008.- 164с.
8.
Провоторова, О. А. Воспитание основ речевого этикета у
дошкольников [Текст] / О. А. Провоторова // Логопед. - 2008.- № 7. - С. 26-
40.
9.
Формановская, Н.И., Шевцов С.В. Речевой этикет [Текст] / Н.И.
Формановская.- М.: Высш. шк., 1990. – 298с.
8
10. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи:Учебное
пособие [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -
240 с.
11. Черенкова, Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. [Текст] / Е.
Ф. Черенкова. – М.: Издательство Дом, 2006. – 182с.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты:
1. Необходимо ли проводить в дошкольном возрасте работу по развитию
культуры речевого общения?
9
2. Сформулируйте свое понимание культуры речевого общения?
3.
Какие компоненты включает в себя понятие «культура речевого
общения»?
4. Владеете ли вы навыками культуры речевого общения?
5. Какие средства наиболее эффективны при развитии культуры речевого
общения детей? Какие из них Вы используете в домашней обстановке?
6. Проводятся ли в детском саду консультации для родителей по данной
проблеме? Хотели ли Вы ее получить?
7.
В
каких
мероприятиях
ДОУ
Вам
удалось
принять
участие
за
прошедший
год?
Считаете
ли
Вы
нужным
проведение
подобных
мероприятий? Удовлетворены ли Вы их количеством и качеством?
Приложение 2
Игры для формирования навыков речевого этикета
«Волшебное эхо»
Цель: Активизировать
в
речи
детей
различные
варианты
формул
речевого
этикета
по
любой
ситуации
стандартизированного
речевого
общения.
Ход игры:
Вигре участвуют 10—12 человек.
10
Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое
повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду
говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».
Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного,
или вперемешку).
Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета,
соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения
детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение,
а затем и какую-нибудь мотивировку:
- Лови мяч, пожалуйста.
- Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.
Ребенок
меняет
обращение.
Если
он
не
догадывается
изменить
обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все,
что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».
«Вежливые отгадки»
Цель: Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые
слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.
Ход игры:
Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине
круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу,
приговаривая в такт движения:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается
рукой
до
одного
из
детей,
который
произносит
похвалу,
одобрение,
а
водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент
«За что спасибо?»
Цель: Дать детям представление о значении развернутых фраз речевого
этикета, образец «развертывания».
Воспитатель.В детском саду появилась ужасно любопытная обезьянка.
Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут:
- А спасибо кому? — спрашивает она.
- Светлане Валерьевне.
- А спасибо за что? — не унимается обезьянка.
- За то, что нас завтраком накормила.
Собираются
дети
на
прогулку,
друг
другу
помогают,
за
помощь
благодарят. А обезьянка опять:
- А спасибо кому?
- Маше, - отвечает Вера.
- А спасибо за что?
11
- За то, что шарф помогла завязать.
Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что
дети придумали.
Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит,
детей поджидает.
Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей:
- Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстегнуть.
Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать.
После еды говорят:
- Спасибо, Светлана Валерьевна, за вкусный обед.
- Спасибо, Светлана Валерьевна, борщ был очень-очень вкусный.
- Спасибо, Светлана Валерьевна, за заботу о нас.
Обезьянка только моргает от удивления.
Вопросы:
1. О чем спрашивала детей обезьянка?
2. Почему ей потом было не о чем спросить детей?
3. Позже рассказ инсценируется.
«Передай письмо»
Цели:
Активизировать
в
речи
детей
формы
выражения
просьбы;
развить слуховое восприятие, внимание.
Оборудование: разноцветные конверты с картинками внутри.
«В почтовом ящике оказалось не только письмо Хрюши, но и письма
для всех детей с интересными картинками. Письма надо обязательно вручить
получателям».
Дети
садятся
в
ряд,
педагог
называет,
кому
письмо,
этот
ребенок
пересаживается на последнее место в ряду, а остальные дети по цепочке
передают письмо с просьбой: «Будь добр, передай, пожалуйста, письмо».
«Справочное бюро»
Цели: Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты
просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры,
подскажите
адрес
бельчат.
Я
хотел
(а)
бы
узнать
адрес
волчат.
Вы
не
поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п.
Материал: картинки с изображениями детенышей животных; панно, на
котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные
дома.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата,
ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог
раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз,
обращается к детям:
12
— Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте
поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем их к маме.
Кто хочет помочь малышам?
Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня
маленькие ежата»), воспитатель предлагает:
- Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где живут
ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.
В
справочном
бюро
может
работать
воспитатель,
или
можно
использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка
дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике».
Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.
«Секрет в сундучке»
Цели: Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты
просьбы-побуждения.
Ход игры:
Игра
проводится
либо
фронтально,
либо
подгруппами,
либо
индивидуально. Воспитатель сообщает, что у куклы Тани в сундучке что-то
спрятано. Если Таню попросить вежливо, то она покажет свой секрет. От
лица Тани воспитатель добивается употребления детьми разных вариантов
выражения просьбы («Если можно, покажи, что у тебя в сундучке», «Будь
добра...», «Покажи, пожалуйста...», «Ты можешь показать?..» и т.п.).
«Испорченный, телефон»
Цель: учить детей применять нормы речевого этикета.
Ход игры
Вариант 1.Играющие разбиваются на две команды, которые садятся
друг
против
друга.
Ведущий
зовет
к
себе
по
«телефонисту»
от
каждой
команды и тихо говорит им на ухо вежливые слова (приветствие, прощание,
просьбы, извинения и т. д.), которые те передают дальше. Побеждает та
команда, которая быстрее и без искажений передаст слова.
Вариант
2. «Телефонисты»
передают
слова
по
своему
выбору
в
соответствии
с
заданием
воспитателя.
Например:
приветствие
друга,
воспитателя, родителей утром, днем, вечером.
«Отказ»
Цель: формировать у детей навыки бесконфликтного поведения, учить
находить вежливую форму отказа.
Ход игры
Дети стоят или сидят в кругу. Поочередно (по кругу) они просят у
соседа игрушку или вещь, которые им необходимы для работы (еще не
выложен узор из мозаики, не закончен рисунок и т. д.). Ребенок должен
вежливо отказать просящему и сам попросить об услуге соседа.
13
Необходимо
учиться
отказывать
в
вежливой
форме,
стараясь
не
повторять ответы других детей.
«Приглашение»
Цель: учить детей способам установления контактов, приглашения к
совместной деятельности. Формировать бесконфликтный стиль поведения.
Ход игры
Дети по желанию разбиваются на пары. Первый партнер задумывает
место, куда бы он хотел пойти (в лес, парк, на речку, в кино, цирк, театр, на
стадион, в кафе—мороженое и т. д.). Второй пытается угадать это место,
приглашая напарника пойти с ним. Например, «Маша, я хочу пригласить тебя
в театр» — «Спасибо, но этот спектакль я уже смотрела». Продолжить игру
до тех пор, пока второй участник не отгадает место, которое загадал первый.
Затем партнеры меняются ролями.
«В кругу симпатий»
Цель: развивать
способность
видеть
положительные
качества
сверстников и делать им комплименты
Оборудование: мяч.
Ход игры
Дети, стоят или сидят в кругу, воспитатель объясняет правила игры:
игрок, бросая мяч, говорит комплимент тому, кто его ловит. Поймавший мяч
благодарит за это и бросает мяч дальше, произнося следующий комплимент и
т. д.