Напоминание

Планирование работы для детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков речевого этикета возраста в ДОО


Автор: Кабаева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Планирование работы для детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков речевого этикета возраста в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Планирование работы по формированию навыков речевого этикета

у детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Кабаева Елена Николаевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37» Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представление о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения. К р ом е то го , необходимость раннего формирования положительного опыта общения обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм поведения. Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших взаимоотношений. При помощи таких с детства усвоенных правил, мы регулируем наши взаимодействия с окружающими, устанавливаем или обнаруживаем в общении отношения типа «старший – младший – равный». Этикет – это часть нравственной культуры, а нравственные ценности – главное содержание сферы действия этикета. Выбор этикетного знака – тактический прием реализации этих ценностей. Этикет, как внешняя форма поведения личности, всегда связан с определенным внутренним содержанием духовного мира личности. Следует отметить, что этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь
2 разнообразные движения человека, позы, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы, особенности одежды. Но самую важную роль в выражении отношения к людям играет наша речь. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям. Но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде и даже смерти. В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты – добрые слова, раскрывающие достоинства человека. Один и тот же комплимент, произносимый нескольким лицам или одному и тому же человеку в разное время, свидетельствует о неискренности или неумении его автора видеть лучшие качества других. Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Искусство быть приятным собеседником помогает нам в личной жизни и профессиональной деятельности. Основные его правила: умение правильно выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильностью своей речи; соблюдать приятные речевые манеры. Кроме этого велико значение приветствия: оно настраивает людей на доброжелательный лад, так как рабочий день воспитателя начинается с приветствия детей, родителей, коллег. Освоение речевых этикетных умений необходимо осуществлять с изучением общих правил культуры поведения. Целесообразно использование ролевого принципа. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый, мальчик-девочка) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные стереотипы. С этой целью возможно использование художественных текстов, а также специально созданных дидактических текстов. В рассказах и диалогах возможно применение принципа контраста (один герой соблюдает правило этикета, другой их не
3 соблюдает), что позволяет детям критически оценивать неправильное поведение и строить правильную этикетную речь по образцу. В силу того, что дети годами посещают, детский сад, появляется возможность применять этикетные формулы. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но осваивают определенные нормы речевого этикета в коллективе сверстников. для формирования навыков речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, выделила следующие педагогические условия : 1 .
Позитивный

настрой

на

занятиях

и

в

повседневной

жизни
. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя. 2.
Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя
. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Воспитателю желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка. 3 .
Связь

с

семьей
. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками. 4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет
родной язык.
Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих
4 понятий. В речевой запас дошкольника вводятся такие понятия, как «Этикет», «уважение», «любовь», «вежливость», «общение» и другие. Для общей оценки уровня сформированности речевых этикетных навыков у детей старшего дошкольного возраста мы выделили следующие критерии:  умение использовать невербальные средства в общении, понимание значения слова «вежливость»;  знание разнообразных формул речевого этикета; наличие представлений о правилах поведения;  умение соотносить имеющиеся знания о культуре общения с воображаемой и реальной ситуацией;  глубина и осознанность имеющихся знаний о культуре общения. На основании выделенных критериев были выделены уровни сформированности речевых этикетных навыков детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий).
Низкий

уровень
- ребёнок самостоятельно не использует в речи вежливые слова, только при напоминании взрослого. В пассивном словаре имеются представления о словах речевого этикета. Интонация речи и мимика невыразительны.
Средний уровень
- ребенок употребляет в речи элементарные слова речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности). Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения. Умеет слушать собеседника, но у него не всегда получается контролировать свое поведение. Выражает неприятие к неэтичным выражениям собеседника. Речь интонационно выразительна. Мимика и жесты недостаточно развиты.
Высокий уровень
- проявляет инициативу в организации общения. Речь эмоционально окрашена. Владеет средствами невербального общения. Самостоятельно употребляет формулы речевого этикета адекватно ситуации общения. Проявляет нетерпимость к неэтичным выражениям собеседника.
5 Детей необходимо учить и упражнять в употреблении форм вежливости, поэтому я разработала перспективное планирование работы по формированию этикетных навыков для воспитанников своей старшей группы Таблица 1 Перспективное планирование работы по формированию этикетных навыков у детей старшего дошкольного
Этапы

Содержание

Формы, методы и приёмы
I Восприятие формул речевого э т и к е т а . О б о г а щ е н и е и активизация словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета. Ч т е н и е х у д о ж е с т в е н н ы х произведений и беседы по их содержанию: «Азбука вежливости» Л. П. Васильевой-Гангус ( в сокращении), «Фея» Ш. Перро, «Аист и соловей» В. Берестова, «Вежливое слово» С. Л. Макеева, «Лучший друг» Ф. Ермолаева, «Волшебное слово», «Обидчики» В. Осеевой и др. Рекомендации родителям еще раз прочитать перечисленные выше произведения дома и задать детям вопросы по содержанию. II Репродуктивное во спроизведение фо рм ул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения. Комплекс игр и упражнений, п о б у ж д а ю щ и х д е т е й к многократному проговариванию формул речевого этикета. Дидактические игры «Эхо», «Передай письмо», «Справочное бюро», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»,
6 «Секрет в сундучке» и др. Сюжетно-ролевая игра «Аптека» («Магазин», «Кафе-мороженое» и др.). III О б у ч е н и е с п о с о б а м «развёртывания» форм ул речевого этикета. Восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации приглашения, предложения. Дидактические игры «Эхо», «Передай письмо», «Справочное бюро», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ», «Секрет в сундучке» и др. Сюжетно-ролевая игра «Аптека» («Магазин», «Кафе-мороженое» и др.). IV Обучение детей проявлению доброжелательности по средством и н т о н а ц и и , мимики. Игры и этюды: Игра «Физиономисты». Этюд «Эмоции». Игра «Пантомимы». Обучение детей правилам поведения требует ф а н т а з и и , увлекательности и такта. В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм поведения, базирующихся на этикете. Формирование навыков речевого этикета у дошкольников должно стать самостоятельной педагогической задачей в процессе обучения детей родному языку как средству общения.
7 Необходимо осуществляться преемственность в работе ДОУ и семьи по формированию навыков речевого этикета, очень важно, чтобы они осознавали необходимость данной работы, давали правильную оценку речи своих детей, понимали методы и приемы воспитания; в общении с ребенком и между собой соблюдали вежливость, взаимное уважение, тактичность
Список литературы
1. Акишина, А.А., Формановская, Н.И. Этикет русского письма [Текст] / А.А Акишина.- М.: Академия, 2008. -208с. 2. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М.: Просвещение, 2003. С. 250 3. Бархатова, Т.Е. Воспитание культуры поведения [Текст] / Т. Е. Бархатова// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. – С.11-16. 4. Бушелева, Б. В. Этика и этикет общения [Текст] / Б. В. Бушелева. — Петропавловск-Камчатский :Дальневост. кн. изд-во, Камч. отд-ние, 1993. — 168 с. 5. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 148с. 6. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами. [Текст] / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.- 1980.- №10. - С.13-18. 7. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. М. М.: Айрис-пресс, 2008.- 164с. 8. Провоторова, О. А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников [Текст] / О. А. Провоторова // Логопед. - 2008.- № 7. - С. 26- 40. 9. Формановская, Н.И., Шевцов С.В. Речевой этикет [Текст] / Н.И. Формановская.- М.: Высш. шк., 1990. – 298с.
8 10. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи:Учебное пособие [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с. 11. Черенкова, Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. [Текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: Издательство Дом, 2006. – 182с. Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты: 1. Необходимо ли проводить в дошкольном возрасте работу по развитию культуры речевого общения?
9 2. Сформулируйте свое понимание культуры речевого общения? 3. Какие компоненты включает в себя понятие «культура речевого общения»? 4. Владеете ли вы навыками культуры речевого общения? 5. Какие средства наиболее эффективны при развитии культуры речевого общения детей? Какие из них Вы используете в домашней обстановке? 6. Проводятся ли в детском саду консультации для родителей по данной проблеме? Хотели ли Вы ее получить? 7. В каких мероприятиях ДОУ Вам удалось принять участие за прошедший год? Считаете ли Вы нужным проведение подобных мероприятий? Удовлетворены ли Вы их количеством и качеством? Приложение 2
Игры для формирования навыков речевого этикета

«Волшебное эхо»
Цель: Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения. Ход игры: Вигре участвуют 10—12 человек.
10 Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом». Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку: - Лови мяч, пожалуйста. - Лови, Антоша, мяч, пожалуйста. Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».
«Вежливые отгадки»
Цель: Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение. Ход игры: Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит? С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент
«За что спасибо?»
Цель: Дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания». Воспитатель.В детском саду появилась ужасно любопытная обезьянка. Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут: - А спасибо кому? — спрашивает она. - Светлане Валерьевне. - А спасибо за что? — не унимается обезьянка. - За то, что нас завтраком накормила. Собираются дети на прогулку, друг другу помогают, за помощь благодарят. А обезьянка опять: - А спасибо кому? - Маше, - отвечает Вера. - А спасибо за что?
11 - За то, что шарф помогла завязать. Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что дети придумали. Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит, детей поджидает. Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей: - Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстегнуть. Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать. После еды говорят: - Спасибо, Светлана Валерьевна, за вкусный обед. - Спасибо, Светлана Валерьевна, борщ был очень-очень вкусный. - Спасибо, Светлана Валерьевна, за заботу о нас. Обезьянка только моргает от удивления. Вопросы: 1. О чем спрашивала детей обезьянка? 2. Почему ей потом было не о чем спросить детей? 3. Позже рассказ инсценируется.
«Передай письмо»
Цели: Активизировать в речи детей формы выражения просьбы; развить слуховое восприятие, внимание. Оборудование: разноцветные конверты с картинками внутри. «В почтовом ящике оказалось не только письмо Хрюши, но и письма для всех детей с интересными картинками. Письма надо обязательно вручить получателям». Дети садятся в ряд, педагог называет, кому письмо, этот ребенок пересаживается на последнее место в ряду, а остальные дети по цепочке передают письмо с просьбой: «Будь добр, передай, пожалуйста, письмо».
«Справочное бюро»
Цели: Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п. Материал: картинки с изображениями детенышей животных; панно, на котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные дома. Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:
12 — Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем их к маме. Кто хочет помочь малышам? Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата»), воспитатель предлагает: - Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой. В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике». Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.
«Секрет в сундучке»
Цели: Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения. Ход игры: Игра проводится либо фронтально, либо подгруппами, либо индивидуально. Воспитатель сообщает, что у куклы Тани в сундучке что-то спрятано. Если Таню попросить вежливо, то она покажет свой секрет. От лица Тани воспитатель добивается употребления детьми разных вариантов выражения просьбы («Если можно, покажи, что у тебя в сундучке», «Будь добра...», «Покажи, пожалуйста...», «Ты можешь показать?..» и т.п.).
«Испорченный, телефон»
Цель: учить детей применять нормы речевого этикета. Ход игры Вариант 1.Играющие разбиваются на две команды, которые садятся друг против друга. Ведущий зовет к себе по «телефонисту» от каждой команды и тихо говорит им на ухо вежливые слова (приветствие, прощание, просьбы, извинения и т. д.), которые те передают дальше. Побеждает та команда, которая быстрее и без искажений передаст слова. Вариант 2. «Телефонисты» передают слова по своему выбору в соответствии с заданием воспитателя. Например: приветствие друга, воспитателя, родителей утром, днем, вечером.
«Отказ»
Цель: формировать у детей навыки бесконфликтного поведения, учить находить вежливую форму отказа. Ход игры Дети стоят или сидят в кругу. Поочередно (по кругу) они просят у соседа игрушку или вещь, которые им необходимы для работы (еще не выложен узор из мозаики, не закончен рисунок и т. д.). Ребенок должен вежливо отказать просящему и сам попросить об услуге соседа.
13 Необходимо учиться отказывать в вежливой форме, стараясь не повторять ответы других детей.
«Приглашение»
Цель: учить детей способам установления контактов, приглашения к совместной деятельности. Формировать бесконфликтный стиль поведения. Ход игры Дети по желанию разбиваются на пары. Первый партнер задумывает место, куда бы он хотел пойти (в лес, парк, на речку, в кино, цирк, театр, на стадион, в кафе—мороженое и т. д.). Второй пытается угадать это место, приглашая напарника пойти с ним. Например, «Маша, я хочу пригласить тебя в театр» — «Спасибо, но этот спектакль я уже смотрела». Продолжить игру до тех пор, пока второй участник не отгадает место, которое загадал первый. Затем партнеры меняются ролями.
«В кругу симпатий»
Цель: развивать способность видеть положительные качества сверстников и делать им комплименты Оборудование: мяч. Ход игры Дети, стоят или сидят в кругу, воспитатель объясняет правила игры: игрок, бросая мяч, говорит комплимент тому, кто его ловит. Поймавший мяч благодарит за это и бросает мяч дальше, произнося следующий комплимент и т. д.


В раздел образования