Автор: Вялова Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Сказка" Населённый пункт: ЯНАО город Муравленко Наименование материала: Методическая разработка Тема: Мастер - класс "Обучение игре в шахматы" Раздел: дошкольное образование
Цель: Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в
шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения
детей игре в шахматы.
2. Формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.
Оборудование
и
материалы:
Видеопроектор,
компьютер,
шахматное
поле,
магнитная
шахматная доска, шапочки с шахматными фигурами, мольберт, «Волшебный мешочек», указка.
Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду, которую я рассказываю своим детям.
Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что
все ближайшие территории завоёваны.
Что же делать? Ему стало скучно.
Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири
во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и
привёз
Хану
необыкновенную
птицу
с
золотым
оперением
и
чудесным
голосом.
Хан
обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с
камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел
вперёд,
положил
перед
Ханом
необычную
доску
с
чёрно-белыми
квадратами
и
начал
расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все
территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито.
Вот тебе твоё войско. «Снова в бой ведёт войска - деревянная доска». Здесь есть всё: и твой
визирь и башни и конница и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила
игры.
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Дорогие друзья, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли
правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по
шахматному королевству, как мы это делаем с ребятами.
1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для
нас станет шахматная доска.
Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной
доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим
проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят
слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски,
когда белое поле находиться справа внизу.
Описание и рассматривание настольной шахматной доски
2. Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства
В этой стране
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки
– белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и
красными, но всегда называются: белые и черные.
Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.
Предлагаю устроить парад шахматных фигур . Но мне нужен 1 помощник. Я прошу самых
больших любителей шахмат или людей, заинтересовавшихся шахматами, поиграть со мной.
Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на доске фигуры.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или
вправо.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или
вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он
может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.
Замечательный прыжок:
Поле прямо, поле - вбок!
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные
и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно
поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на
любое количество полей в любом направлении.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два
поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного
края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка
может превратиться в ферзя.
В результате все фигуры занимают свои места.
Спасибо огромное моему помощнику! Вы мне очень помогли.
Помощник уходит.
3.
«Загадки из шахматной шкатулки»
Я думаю, теперь, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки
из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит пешка?
- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?
- Сколько линий на доске и как они называются?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.
Друзья, давайте послушаем продолжение легенды.
Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то
долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил: «Шах-мат!», что в переводе с
персидского означает: «Король – умер! » Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.
Хотите и вы воскликнуть «Шах-мат!»?
Тогда продолжим путешествовать в сказочном королевстве шахматных чудес!
4. Сейчас будем знакомиться с шахматными этюдами.
Ведущий комментирует этюды, представленные на слайдах.
5.
Игра «Чудесный мешочек»
Друзья, у каждого из вас есть возможность сыграть роль одной из фигур шахматного театра. Я
приглашаю 6 актёров.
Но какая же роль достанется каждому из вас? Определить это нам поможет игра «Чудесный
мешочек». Каждый игрок на ощупь выбирает себе фигуру из мешочка, называет её, а затем,
надев маску (шапочку), играет роль этой фигуры..
6. Сама игра.
Ну, что ж фигуры занимают свои позиции на шахматном поле. Пора приступить к шахматному
сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю
вам попробовать свои силы.
Ведущий даёт задания на обыгрывание этюдов, помогает, контролирует:
Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно поиграли.
В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине:
Какой
знаменитый
коротышка
играл
в
Солнечном
городе
в
шахматы
с
шахматным
автоматом? (Незнайка).
Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам
мира по шахматам сеанс одновременной игры (электроник.)
Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса
Селезнева)
Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска» (Арлекин)
Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)
Коротышка,
который
всегда
ходил
в
клетчатых
костюмах.
Увидев
его
издали,
другие
коротышки говорили: «Глядите, вон идет шахматная доска», (Сиропчик).
Спасибо всем за ответы.
Итак,
следуя дидактическим принципам: от простого к сложному, от лёгкого к более
трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны,
процесс обучения шахматам осуществляю в несколько этапов:
1 . Знакомство с шахматной доской . Цель: овладеть пространственным ориентированием на
плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть
всю доску, а также отдельное поле.
2 . Знакомство
с
фигурами
и
пешками .
Здесь
можно
использовала
стихи,
игры,
сказки.
Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю
превращения
в
ферзя.
Можно
поиграть
в
«ладью»,
рассказать
о
ней
сказку,
показать
на
шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о
фигурах и пешках используются разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как
«Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются».
3. Обучение правилам шахматной игры . Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с
различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.
4 . Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе учимся решать различные задачи и
этюды, знакомимся с дебютом и волшебным миром комбинаций.
5 . Игра
в
шахматы .
Это
практическая
часть
обучения,
в
ней
подключаются
сеансы
одновременной
игры
и
увлекательные
турниры.
Игроки
познают
дух
соперничества
и
соревнования.
Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу
поблагодарить участников мастер-класса.
Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью
можете сказать, что вы «прикоснулись к прекрасному». В шахматах выигрывает каждый. Если
ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.
Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.