Организация и руководство подвижными играми дошкольников в практике работы ДОО
Автор: Медведева Наталья Николаевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Организация и руководство подвижными играми дошкольников в практике работы ДОО Раздел: дошкольное образование
в практике работы ДОО
Медведева Наталья Николаевна, инструктор по физической культуре
МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк
В
формировании
разносторонне
развитой
личности
ребенка
подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как
основное
средство
и
метод
физического
воспитания.
Являясь
важным
средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает
оздоровительное
воздействие
на
организм
ребенка.
Игра
является
незаменимым
средством
совершенствования
движений;
развивая
их,
способствует
формированию
быстроты,
выносливости,
координации
движений.
Большое
количество
движений
активизирует
дыхание,
кровообращение
и
обменные
процессы.
Это
в
свою
очередь
оказывает
благотворное влияние на психическую деятельность.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.
Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство
ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые
атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности,
совершенствуют
свои
двигательные
навыки,
необходимые
для
будущей
трудовой деятельности.
Подвижные игры имеют классификацию, представленную на
рисунке 1
рисунок 1
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в
которых ярко выражена роль движений .
Содержание
подвижной
игры
составляют
ее
сюжет
(тема,
идея),
правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека,
передающегося от поколения к поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития
игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и
образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные,
бытовые)
или
создается
специально,
исходя
из
задач
физического
воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях
играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих,
но
и
придает
отдельным
приемам
техники
и
элементам
тактики
целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила
–
обязательные
требования
для
участников
игры.
Они
обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер
поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения
игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются
проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках
правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они
могут
быть,
например,
подражательными,
образно-творче скими,
ритмическими;
выполняться
в
виде
двигательных
задач,
требующих
проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все
двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях
и сочетаниях
.
Подвижные
игры
должны
обеспечить
разностороннее
развитие
моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений
действовать
в
коллективе,
ориентироваться
в
пространстве,
выполнять
действия
в
соответствии
с
правилами
или
текстом
игры.
Поэтому
надо
использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по
содержанию,
но
и
по
организации
детей,
по
сложности
согласования
движений.
При планировании
своей деятельности, для составления
конспекта занятия я использую схему, в которой отражаю:
Название игры
Возрастная группа
Цель проведения игры
Этап обучения подвижным играм
Оборудование
Ход проведения:
Схема
организации и
проведения
игры
Краткое
содержание
игры
Коли-
чество
повто-
рений
Правила игры
Организационно-
методические указания
1.
2.
3
.
Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в
помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.
При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится.
Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями,
которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры
должны быть более спокойными.
Хорошее
знание
практического
материала
позволит
педагогу
легче
справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями
детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от
условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды,
воспитательных задач и т. п.
Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усилится,
если при повторении их несколько видоизменять и усложнять. Это можно
достичь разными путями. Игру можно усложнить, немного изменив правила,
повысив
требования
к
их
выполнению,
включив
в
нее
новые
движения
(пройти
или
пробежать,
перешагнуть
или
пролезть),
изменив
их
темп,
потребовав более точного выполнения двигательного задания. Количество
детей,
одновременно
действующих
в
игре,
форма
их
взаимоотношений
между
собой
и
воспитателем
также
придают
игре
разный
характер.
Например,
в
небольшом
коллективе
маленькому
ребенку
легче
ориентироваться, он легче находит свое место; игра проходит интереснее,
если роль водящего выполняет воспитатель.
Внесение
в
игры
некоторых
изменений,
дополнений
не
меняет
их
содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к
игре,
побуждая
их
к
большей
активности,
проявлению
инициативы,
самостоятельности, а часто и творчества, выдумки.
Активное,
заинтересованное
участие
педагога
в
игре
доставляет
малышам большую радость, создает хорошую эмоциональную атмосферу,
способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.
Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера,
следует
подчеркнуть,
что
общим
во
всех
подвижных
играх
является
творчество.
Творческая
деятельность
свойственна
только
человеку.
Она
всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.
Таким
образом,
в
каждой
подвижной
игре
творчество
является
обязательным компонентом.
Наивысшим
уровнем
детского
творчества
является
придумывание
новых
подвижных
игр
по
картинам,
по
материалам
знакомых
художественных произведений.
Придумывание
новых
игр
дается
не
всем
детям.
Причинами
этого
являются
индивидуальные
особенности,
уровень
двигательного
и
социального опыта, организованность педагогического процесса, не всегда
достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве
игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая,
совершенствуя
творчество
детей
в
игре,
мы
воспитываем
социально-
активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой
деятельности вдумчиво и творчески. Независимо от вида подвижной игры,
сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним
закономерным этапам:
1.выбор игры,
2.создание интереса детей к игре,
3. сбор на игру,
4. организация играющих,
5. объяснение правил игры,
6. распределение ролей,
7. разметка площадки,
8. раздача инвентаря и атрибутов,
9. сигнал на начало игры,
10. проведение игры,
11. сигнал на окончание игры,
12. педагогический анализ игры
Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры
влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой
игре.
Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости от
содержания игры, но нельзя нарушать №№ 9,10,11,12.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр – движения, которые выполняются в
игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем
предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в
режиме дня, т.е. находиться на III этапе освоения движений.
По
мере
накопления
детьми
двигательного
опыта
игры
нужно
усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом
постоянной.
Изменения
должны
быть
всегда
обоснованы.
Кроме
того,
усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.
Варьируя
игру,
нельзя
менять
замысел
и
композицию,
но
можно:
увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по
площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал
(вместо
словесного
–
звуковой
или
зрительный);
провести
игру
в
нестандартных
условиях
(на
берегу
реки,
на
лесной
поляне,
в
парке);
усложнить
правила
(в
старшей
группе
пойманных
можно
выручать).
К
составлению
вариантов
игр
можно
привлекать
самих
детей,
особенно
в
старших группах.
Литература
1
.
Кожухова
Н.Н.,Рыжкова
Л.А.,
Самодурова
М.М.
Воспитатель
по
физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.:Академия, 2002.
2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова - М. : Академия, 2001.
3.
Хухлаева,
Д.В.
Методика
физического
воспитания
в
дошкольных
учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. – М: Просвещение, 1984.
4. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников
[
Текст
]
/ В.Н. Шебеко.
– М.: Изд. центр «Академия», 1996.