Напоминание

Современные технологии в рамках системно-деятельностного подхода на уроке английского языка


Автор: Братанова Виктория Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: РСО-Алания г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные технологии в рамках системно-деятельностного подхода на уроке английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Современные технологии в рамках системно-деятельностного подхода на уроке английского языка Учителя английского языка Братановой Виктории Юрьевны Важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный
подход. Главная задача которого: подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется
деятельностным методом
. По мнению Фридриха Адольфа ВильгельмаДистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...» Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, и критерии оценивания урока и критерии результативности в рамках системно-деятельностного подхода. Принципами построения урока являются: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности; 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире; 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне; 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы; 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой активности.
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно- деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» уделяется особое внимание на использование в образовательном процессе современных педагогических технологий деятельностного типа для личностного роста ребенка.
Современные образовательные технологии деятельностного типа:
 проблемно – диалогическая;  мини – исследования;  организация проектной деятельности;  портфолио;  оценивания образовательных достижений (учебных успехов);  сотрудничества;  ИКТ;  Здоровьесберегающие В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Виды проектов: практико- ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Другой метод – информационно-коммуникационные технологии. Формирование творческой личности. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:  игровая деятельность;  создание положительных эмоциональных ситуаций;  работа в парах;  проблемное обучение.
Стала очевидной необходимость применения технологий, которые бы формировали, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения; - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка. Учителя продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса и укрепить уровень имеющегося здоровья: -учет возрастных особенностей; - демократический стиль общения на уроке; - дифференцированное обучение; - игровые технологии; - динамические минутки и паузы. Представленные методы и приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность.
Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: приемы и методы проведения урока
ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». В отличие от традиционных уроков
обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения.
1.Цели урока:
по требования ФГОС указывают два вида целей:
-Содержательные
: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
-Деятельностные
: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе.
Рекомендуемые методы работы
: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.
2.Выбор дидактического и наглядного материала:
Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.
Структура построения такого урока

:

1. Самоопределение
— это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.
2.

Актуализация

знаний

и

фиксирование

затруднений
. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения (5-7 минут). Приемы на этапе актуализации знаний:  Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.  Разные виды мини-опросов. Желательно чередовать виды опросов, комбинируя разные типы вопросов
 Тесты  Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но по которым остались вопросы и уточнения.  Мизансцены — довольно эффективный прием, с помощью которого легко не только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую обстановку.  Дидактические игры. Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.
3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.
Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем. В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах. Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс- конференция, проблемный ряд.
4. Реализация построенной стратегии, проекта
. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом. Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.
5. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике. Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы. На данном этапе можно использовать следующие приемы:
 Построение алгоритмов.  Работа по карточкам.  Исследования или мини-проекты. Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
7. Самоконтроль и самооценка
. Ученик должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку. Удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее.
8. Рефлексия учебной деятельности
— завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку.


В раздел образования