Напоминание

"Особенности прогулки как средства экологического воспитания. Участок детского сада и его оборудование. Подготовка детей к прогулке"


Автор: Наделяева Елена Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №71
Населённый пункт: город Ангарск Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности прогулки как средства экологического воспитания. Участок детского сада и его оборудование. Подготовка детей к прогулке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 71 «Особенности прогулки как средства экологического воспитания. Участок детского сада и его оборудование. Подготовка детей к прогулке» Подготовила: Воспитатель МБДОУ № 71 Наделяева Елена Георгиевна г.Ангарск
1.

Особенности прогулки как средства экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников – это познание живого, которое рядом с ребенком, взаимодействия со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни. Для ознакомления детей с природой как средства экологического воспитания широко используют прогулки. Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п. У дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа. Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Эту работу планируют на утро и вечер. Для труда в огороде и цветнике детей организуют в зависимости от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах возможна организация дежурств по участку весной и летом. Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей. Задача взрослого во время прогулок – поддерживать инициативу каждого ребенка, развивать его любознательность. Увидев, что ребенок с любопытством следит за пробегающей букашкой, воспитатель произносит: «Интересно, куда это спешит букашка? Повернет к тебе или ко мне?» Эти слова способствуют более длительному наблюдению, поддерживают целенаправленное восприятия детьми живого объекта. Ребенок наблюдает за работой муравьев, к нему присоединяются другие дети. Воспитатель произносит: «Терпение и труд все перетрут!» Детям понятен смысл поговорки, т.к. в это время муравьи потащили свою добычу дальше, успешно преодолев крохотную преграду на пути. Давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе. Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают, используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают название растений и их частей.
Во время прогулок формируется бережное отношение к животным и растениям. Например, увидев поздней осенью редкие ягоды малины или другие плоды, дети узнают, что ягоду нужно оставить птичкам, т.к. с приходом осени у птиц становится все меньше и меньше корма. Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада — в парк, на опушку леса, к водоему, на луг, и т. п.). Незабываемые впечатления от целевых прогулок надолго остаются в памяти у детей. Смена обстановки, новые впечатления, которые дети не получают на территории детского сада – все это способствует воспитанию экологической культуры дошкольников и позволяет ребенку более глубоко осмыслить явления и события окружающего мира.
2.

Участок детского сада и его оборудование.
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой. На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок — это и место для творческих игр и игр с различными игрушками, разнообразных подвижных игр, игр детей с песком, водой, глиной и т. д. Кроме постоянного оборудования для решения экологических задач на участок следует выносить дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация. При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования: - для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; - они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие. Цветник на участке детского сада. Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода.
Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения. 1) Однолетние растения вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, петуния, космея, настурция, календула, львиный зев и т. д.). 2) Двулетние растения при посеве (весной, летом) зимуют в грунте и зацветают ранней весной следующего года. К ним относятся анютины глазки (виола), гвоздика турецкая, маргаритка, незабудка и т. д. 3) Многолетние растения — это растения, живущие несколько лет. Они чаще всего неприхотливы, многие из них цветут ранней весной. К многолетникам относятся флокс, пион, георгин, ирис, гладиолус и т. д. Планировка цветника. При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: игр, наблюдений, развлечений, спорта. Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве. Существуют различные виды посадок декоративных цветущих растений, многие из которых могут быть использованы в озеленении участков детских садов. Цветущие растения лучше располагать в декоративных группах вдоль дорожек, ведущих к зданию детского сада, к групповым участкам. Вдоль дорожек разбивают бордюры — обрамленные полосы — шириной 30—50 см.
3.

Подготовка детей к прогулке.
Каждой прогулке, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами. Содержание прогулок зависит от выбранной тематики. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдения за насекомыми, птицами, сбор природного материала. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель вызывает у детей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных.


В раздел образования