Автор: Петрова Светлана Анатольевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: ГБОУ "ПФМЛ №239" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Познавательная игра "Биолабиринт" Раздел: среднее образование
Правила игры: каждая команда должна пройти лабиринт, выполнив предложенные
задания. Передвижение команд по лабиринту отмечается в таблице. Команда,
выполнившая задание первой, получает 15 баллов, второй -10 баллов, третьей -5 баллов.
При оценке учитывается правильность и быстрота выполнения. За каждое нарушение
правил команда теряет 2 балла.
Оборудование: таблица «Лабиринт», схемы строения клетки, кроссворды по клетке,
фишки, жетоны, задания для команд.
Ход игры:
Когда-то на острове Крит стоял огромный, мрачный дворец, построенный знаменитым
греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот, кто
попадал в него, без конца кружил по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не
мог выбраться на белый свет. Он неизбежно приходил к центру лабиринта, где обитал
Минотавр – чудовище с головой быка, пожирающий людей. Критский царь, победив
афинян в войне, наложил на них страшную дань. Каждые 9 лет они должны были
выбирать 7 прекрасных девушек и 7 сильных юношей и привозить их на Крит, на съедение
чудовищу.
Афинский царь – молодой Тесей – отправился с другими несчастными, что бы победить
чудовище и освободить свой народ от страшной дани. Его мужество, красота и отвага
пленили дочь критского царя Ариадну и она дала Тесею клубок ниток. Когда Тесея и его
спутников, обреченных на смерть, привели к подземелью, он незаметно привязал конец
клубка к ветке дерева у входа и пошел по запутанным переходам, разматывая клубок. Нам
с вами предстоит вслед за Тесеем проникнуть в лабиринт и помочь ему в преодолении
препятствий и борьбе с чудовищем.
1 этап «Клетка»: Перед вами кроссворд «Клетка» и схематическое изображение клетки.
Ваша задача - вписать в кроссворд названия частей и органоидов растительной клетки
так, что бы буква «О» была общей для всех строчек. Затем на схеме обозначьте части
клетки в соответствии с их номером в кроссворде.
2 этап «Лабиринт в лабиринте». Итак, мы помогли Тесею преодолеть одно препятствие.
А теперь у каждого из вас есть шанс заработать дополнительное очко для своей команды.
Отгадайте загадку:
ПОД СОСНОЮ У ДОРОЖКИ
КТО СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ?
НОЖКА ЕСТЬ. НО НЕТ САПОЖЕК.
ШЛЯПКА ЕСТЬ – НЕТ ГОЛОВЫ.(гриб)
Грибы загадочные создания. Что казалось бы удивительного в скромной сыроежке или
красавце- подосиновике? Почти каждый из вас собирал их в лесу.
Так поступали люди еще в древности. Их поражала способность грибов появляться как
будто бы из ничего за считанные часы и дни. Не зная толком, что собой представляют
грибы, легко было уверовать, что они посланы богами. Съедобные – в награду, ядовитее –
в наказание. Не случайно во многих странах существует культ грибов. Их используют в
ритуальных церемониях. В иранской мифологии важную роль играл божественный
напиток ХАОМА. Так же звали божество, посвященное этому напитку и гриб из которого
напиток готовили. Варили ХАОМУ из мухоморов с добавлением молока. Употребление
напитка символизировало бессмертие.
В Древнем Китае считалось, что священный гриб ЧТИ дарует вечную жизнь, особенно
если растет на очень старых деревьях или около них.
По преданиям народа БАТАКИ с о-ва Суматра, именно из грибов были выращены богами
первые люди.
А живущие на Дальнем Востоке ОРОЧИ верят, что грибы – это души новорожденных
детей, спустившиеся на Землю.
Что бы узнать, какой гриб олицетворяет души детей вам нужно пройти лабиринт – от
буквы к букве. Сначала определите первую букву. Поможет вам в этом игра «Пятый
лишний». Найдите лишнюю карточку и буква, которая стоит в нижнем углу в скобках,
будет началом лабиринта. Результат запишите на обороте карточки – лабиринта.
3 этап «Разбитая амфора». В зале лабиринта, куда мы с вами попали к 3 этапу стоит
множество древних статуй, ваз и т.п. Одна из амфор разбита, но именно она - пропуск к
следующему этапу. Ваша задача – собрать сосуд, прочесть задание и выполнить его.
4 этап «Надпись на стене». В мифологии древнего Египта СФИНКСЫ – это существа с
головой человека, крыльями орла и телом льва. Русский биолог К.А.Тимирязев назвал
сфинксам группу организмов, сочетающих в себе, черты разных существ. Под
микроскопом эти организмы похожи на ковер, основная ткань которого образована
бесцветными нитями, а рисунок – вкраплениями отдельных клеток. Отгадайте, о ком идет
речь.
УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО-
КАК ДРУЖНЫ ЗЕЛЕНЫЙ С БЕЛЫМ.
ДРУГ ЗА ДРУГА ОТВЕЧАЮТ,
И ДРУГ ДРУГА ВЫРУЧАЮТ. (лишайник)
На стене лабиринта Тесей нашел полустертую надпись – ключ к следующему этапу. Вам
нужно восстановить ее.
5 этап «Криптограмма». Вслед за Тесеем мы добрались до центрального зала, где живет
чудовище. Тесей проник в зал первым и все двери за ним закрылись. Что бы помочь
Тесею, нужно используя ключ, отгадать криптограмму. После чего мы узнаем, что
произошло с Тесеем.
6 этап «Конкурс капитанов» Итак ,Тесей победил Минотавра. Но на этом приключения
не закончились. Теперь предстоит выбраться из лабиринта. Здесь Тесею и помогла нить
Ариадны. Вам же в этом помогут КАПИТАНЫ. Им нужно отгадать загадки и привести
свою команду к выходу из лабиринта.
1.ВЫРОСЛИ НА ПОЛОЧКЕ
КИСТОЧКИ- МЕТЕЛОЧКИ.
КИСТОЧКИ ЗЕЛЕНЫЕ –
ЛЕКАРИ ХВАЛЕНЫЕ. ( пеницилл)
2.КОНСКОЕ КОПЫТО
К ДЕРЕВУ ПРИБИТО. (трутовик)
3.ДЛЯ РЖИ – ПОРЧА.
ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА – КОРЧА. (спорынья)
4.ЭТО ЧТО ЗА ДЕЛО -
ПРОСО ОБГОРЕЛО.
И В МЕТЕЛКАХ САЖА
И НА ЛИСТЬЯХ ДАЖЕ. (головня)
5.ЕСТЬ ГРИБЫ И НЕ В ЛЕСУ –
В ТЕСТЕ, ПИВЕ И КВАСУ. (дрожжи)
Подсчет баллов.