Автор: Яковлева Ольга Валерьевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МКОУ АГО "Заринская СОШ" Населённый пункт: п. Заря Наименование материала: конспект Тема: Урок-путешествие "План и карта" 6 класс Раздел: среднее образование
Тема работы: Разработка конспекта урока по теме «План и карта»
Автор: Яковлева Ольга Валерьевна, учитель географии МОУ «Заринская средняя
общеобразовательная школа»
Форма: Игра - путешествие в страну Ориентирования «Юбилейное путешествие»
Цель: Провести обобщение по теме «План и карта»
Обобщить знания и умения по теме «План и карта»;
Развивать творческое начало, воображение, смекалку, сообразительность, умение
пользоваться географическими источниками;
Способствовать активному развитию личности;
Воспитывать чувство товарищества и коллективизма.
Оборудование: карта - схема путешествия, корабль, атласы, рабочие тетради, план- рассказ с
топографическими знаками, силуэты материков, карточки, контрольная
таблица.
Литература: «География. Краткий справочник школьника. 6-10 классы», Москва «Дрофа»,
1998г.
Н.Н.Ладилова «Физическая география. Дидактический материал», Москва
«Просвещение», 1998г.
Журнал «География в школе» №6, 2002г.
Контрольная таблица
этап
Ф.И.
учащихся
П-ов
Масштабны
й
Залив
Эрудит
Координатная
пропасть
Архипелаг
Засекреченный
Канал
«Четвёртый
лишний»
Материк
«Дом»
Город
Успешный
Ход урока
1.Организационный момент
- Сегодня мы отмечаем маленький юбилей- 15-ый урок по теме « План и карта».
Я вас сердечно поздравляю,
Сейчас и здесь всех приглашаю
В честь дня такого не лениться,
А в путешествие пуститься!
На корабле командой дружно,
А что для этого нам нужно?
-Без чего не возможно путешествие? (обращаю внимание детей на план-схему путешествия на
доске)
Команда дружная нужна,
Чтобы расправить паруса.
Чтобы в Бермудах не плутать-
Команде надо много знать!
2. Терминологическая перекличка.
-Проведём на корабле терминологическую перекличку.
1. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном
виде при помощи условных знаков.
2. Показывает, во сколько раз уменьшен определённый участок земной поверхности.
3. Угол между направлением на север, и направлением на какой- то предмет.
4. Изображение Земли на плоскости.
5. Кратчайшая линия, условно проведённая на поверхности Земли от северного полюса к
южному.
6. Поперечные линии, проведённые параллельно экватору.
7. Система параллелей и меридианов.
8. Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного объекта.
9. Расстояние до объекта в градусах от начального меридиана.
10. Широта и долгота точки земной поверхности.
Без капитана плыть нельзя
Его нам выбрать надо,
А главным он считается не зря
Пройти поможет через все преграды.
(Дети совещаются и выбирают капитана. Капитан во время урока ведёт контрольную таблицу,
где отмечает участие ребят и по которой в конце урока оценивается их работа.)
-Перед отправлением в путь вам необходимо расшифровать сообщение (детям предлагается
рассказ с топографическими знаками).
3. Полуостров Масштабный.
-Держим курс на полуостров «Масштабный».
-Здесь, используя атлас (стр.3) , нужно определить в каком направлении от села Ладогино
находится дом лесника. Рассчитайте расстояние между объектами, используя
именованный масштаб.
4.Залив Эрудит.
-Наш корабль заходит в залив «Эрудит», где мы сделаем остановку.
-Чтобы покинуть корабль, команде нужно получить визу, то есть выполнить задания.
Назовите и покажите материк, на котором находятся данные географические объекты:
р. Амазонка
оз. Виктория
г. Гималаи
г. Сидней
г. Нью-Йорк
влк. Эребус
Черное море
г. Мак-Кинли
р. Нил
Определите материк по силуэтам:
1. Южная Америка
2.Австралия
3.Африка
4. Антарктида
5. Координатная пропасть.
-Предлагаю сойти на берег и пополнить запасы пресной воды.
-SOS! Мы угодили в «координатную пропасть»! Чтобы выбраться из неё нам помогут
воздушные шары ( в корзине лежат карточки с географическими объектами, капитан раздаёт
членам своей команды).
-Каждый из команды должен определить географические координаты данных объектов.
г. Москва
г. Каир
г. Кейптаун
г. Бразилиа
влк. Камерун
влк. Эребус
г. 2228 м
г. Берлин
г. Дели
6. Архипелаг Засекреченный.
-Далее наш путь лежит к архипелагу «Засекреченный».
-Я получила два секретных пакета (для команды и для мудрецов - гостей), в которых нашла
карточки с заданиями: необходимо по географическим координатам определить объект.
Это озеро называют «мёртвым сердцем» материка, на котором оно находится. Найдите
его на карте по координатам 29* ю.ш. 138* в.д..
10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыли остров.
Его координаты 69*ю.ш. 90*з.д.. Как он называется? В каком океане
находится?
Если вы отправляетесь из точки с координатами 60*с.ш. 0*д., то какой океан пересечёте?
-Чтобы убедиться в правильности выполнения заданий обратимся к мудрецам за подсказкой
(дети соотносят свои ответы с ответами гостей, прикрепляя их к доске).
7.Канал «Четвёртый лишний».
-Чтобы пройти канал мы должны из предложенных понятий выбрать лишнее. Ответ обоснуйте.
Гималаи
Африка
Нил
Уральские
Австралия
Везувий
Анды
Каспийское
Лена
Волга
Евразия
Амазонка
8.Материк «Дом».
-Пора в обратный путь. Возвращаясь, домой, занесём в бортовые журналы сведения, которые
мы получили во время путешествия.
-Откройте рабочую тетрадь на стр. 42-43, найдите задание №3 (дети делают самостоятельно).
9. Город «Успешный».
Вот мы и дома с вами друзья!
Вам понравилось путешествие?- Да!
-Подведём итоги нашего путешествия. Предоставляем слово капитану (капитан анализирует
работу каждого члена команды).
С юбилеем поздравляю!
Много счастья вам желаю!
Крепкой дружбы и успеха,
Здоровья и громкого смеха.
Не унывайте, везде успевайте:
Пойте, гуляйте…
Но географию не забывайте!
-Урок окончен. Спасибо всем за работу!