Модульный урок "Рефлекторная деятельность нервной системы"
Автор: Петрова Светлана Анатольевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: ГБОУ "ПФМЛ №239" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Модульный урок "Рефлекторная деятельность нервной системы" Раздел: среднее образование
Модуль Рефлекторная деятельность нервной системы
УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Руководств
о по
усвоению
учебного
материала
УЭ-0
Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданием вы должны: получить
более полное представление о рефлекторной деятельности нервной системы человека
УЭ-1
Цель: проверить, как усвоен материал по теме: «Половая система человека»
1.Запишите в тетради дату и тему урока.
2.Выполните задание: выпишите номера правильных утверждений
1.Сперматозоиды образуются в семенниках (яичках).
2.В яйцеклетках человека насчитывается 23 хромосомы.
3.Мужские половые железы – яичники.
4.Плацента защищает плод от чужеродных веществ.
5.К женской половой системе относят матку.
6.Развитие человека продолжается в среднем 40 недель.
7.В сперматозоидах человека насчитывается 46 хромосом.
8.Зигота – женская половая гамета.
3. Проверка. За каждый правильный ответ 0,5 балла .
Самостоят
ельная
работа в
тетради
Взаимопро
верка в
парах
УЭ-2
Цель: расширить знания о ВНД, рефлексах и инстинктах
1.Что понимают под ВНД? Ответьте на вопрос, используя текст учебника стр.225
2.Дайте определения и приведите примеры.
Рефлекс – это…. .
Примеры:
Инстинкт – это…. .
Примеры:
3.Проверка. За каждое задание – 1 балл
Самостоят
ельная
работа с
учебником
Проверка в
классе
УЭ-3
Цель: узнать о видах рефлексов; о сходствах и различиях условных и безусловных
рефлексов
1.Прочитайте текст учебника на стр.227-231 и завершите схему:
Виды рефлексов
Которые помогают Которые помогают
______________________ _______________________
Например: Например:
2.Перечислите условия, необходимые для выработки условных рефлексов
-____________________________________________________________
-____________________________________________________________
-____________________________________________________________
3.Заполните таблицу, поставив «+», если ответ утвердительный, и «-», если ответ
отрицательный.
Сравнение условных и безусловных рефлексов
Вопросы
Безусловны
е рефлексы
Условные
рефлексы
Они передаются по наследству?
Являются одинаковыми для всех людей?
Они врожденные?
Образуются в ответ на определенные условия?
Изменяются в течение жизни?
Работа в
парах
Вырабатываются по мере взросления человека?
Нервная система принимает участие в их выработке?
2.Проверка. За первое задание – 3балла , за второе задание – 2 балла, третье задание - за
каждый правильный ответ - 0,5 балла.
Провер
ка в
классе
УЭ-4
Цель : выяснить, что такое торможение, виды торможения
1.Прочитайте текст учебника на стр.231-232.
2.Запишите текст, вставив пропущенные слова:
… - процесс угасания … рефлексов. Различают … и … торможение … рефлексов. …
торможение возникает под действием более сильного … . Например, … пищевого
условного рефлекса у собаки при сильном шуме. … торможение наступает, если
выработанный условный … ничем не подкрепляется. Это происходит потому, что …
связь между двумя центрами возбуждения в … разрушается.
3.Проверка. За каждый правильный ответ - 0,5 балла
Индивидуа
льная
работа
Взаимопро
верка
УЭ-5
Выходной контроль.
Цель: обобщить и закрепить полученные знания
Выберите правильные утверждения:
1.Автором книги «Рефлексы головного мозга» является
А) И.П.Павлов в) И.М.Сеченов
Б) П.К.Анохин г) Н.И.Пирогов
2.Инстинкт – это совокупность
А) условных рефлексов в) навыков
Б) безусловных рефлексов
г) памяти и мышления
3.Рефлекс, центр которого расположен в спинном мозге, является
А) индивидуальным г) приобретенным
Б) видоспецифичным
д) безусловным
В) врожденным
е) условным
4. Ответьте, о каком виде торможения идет речь:
На поляне сидит заяц, он ест. Вдруг раздается незнакомый звук. Заяц насторожился,
замер, прислушался – это ориентировочный рефлекс. Слюноотделение (пищевой
рефлекс) замедлилось или совсем прекратилось. Появилась лиса. Заяц видит ее и убегает.
Проверка. За задания 1 и 2 по 1 баллу , за задания 3 и 4 по 2 балла . Всего 6 баллов
Проверка в
классе
Подведение итогов:
Если вы заработали 30-31 балл – МОЛОДЦЫ!!!
Если заработали 25-29 баллов – повторите дома все записи в тетради
Если заработали 16-24 балла – прочитайте дома параграф стр.225-232
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Это интересно
Сложность поведения животных зависит от относительной массы головного мозга. Для оценки его
развития ученые используют такой показатель, как индекс цефализации (греч. кephale- голова) – это
отношение квадрата массы головного мозга к массе тела. Самый высокий индекс цефализации у человека
(0,89). За ним следуют дельфин (0,64) и шимпанзе (0,30).