Напоминание

Развитие мелкой моторики, как средство формирования правильной речи.


Автор: Литвинова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 35
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики, как средство формирования правильной речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие мелкой моторики, как средство формирования

правильной речи.
Полноценное развитие личности невозможно без воспитания правильной речи. Речь – одна из центральных психических функций, отражение мыслительных операций, эмоционального состояния, средство самореализации и вхождения в социум. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения и играет важную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Чем шире кругозор ребенка, тем крепче его психическое и социальное здоровье. Оптимальный возраст для формирования правильного звукопроизношения 4 – 5 лет. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь (2500 – 3000 слов), удлиняются и усложняются речевые высказывания, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи, как средства регулирования поведения. Своевременному и правильному протеканию процесса речевого развития способствуют определенные факторы: психическое и соматическое здоровье; нормальное зрение, слух и строение речевого аппарата; достаточная психическая активность; потребность в речевом общении; полноценное речевое окружение. Следующим важным моментом в развитии речи является развитие фонематического слуха, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова. Чтобы выработать хорошую дикцию у детей, обеспечить четкое произношение, необходимо систематически уделять внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Играя с детьми, следует четко произносить звуки в словах, обращая внимание на правильное произношение. При стимулировании артикуляционных движений необходимо уделить внимание мелкой моторике рук, так как центры, ответственные за движения руки и артикуляционные зоны губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба находятся в коре головного мозга вблизи друг от друга. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи, хотя общая моторика при этом остается в норме или может быть выше возрастной нормы. Поэтому есть все основания рассматривать кисть, как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проективную область руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Основной целью работы воспитателя является формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук. Основными задачами обучения являются:  Развитие мелкой моторики рук;  Развитие точности и координации движений, ритмичность и гибкость рук;  Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
 Формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи.  Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.  Совершенствование движений рук  Развитие психических процессов.  Консультирование родителей по формированию речевого развития детей. Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с обследования моторных функций. Для обследования состояния общей моторной функции необходимо использовать тесты С. Е. Большаковой, благодаря которым определяется уровень сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собирать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за другими ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказывается обедненными. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Данная проблема на современном этапе становится актуальной при подготовке дошкольников в школе. Работу по развитию движений пальцев рук и всей кисти следует внедрять во все виды деятельности детей со второй младшей группы; во время утренней гимнастики, физических минуток, в свободное время утром и после сна. Особое внимание уделять пальчиковой гимнастике. Из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Они развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируя творческие способности, фантазию и речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат выслушивать и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. В ходе игры дети, повторяя действия взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Если в работе использовать такие игры, как «Капуста», «замок», «мальчик с пальчик»; составлять из пальчиков фигурки животных, рассказывать руками стихи, потешки, сказки с частой сменой фигурок, следствием чего, у детей возникает не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Так же детям очень нравятся игры-шнуровки, застежки, упражнения с прищепами, бусинками, разборка круп, собирание разрезанных картинок, развязывание узлов. Ежедневный массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Большую помощь оказывают дополнительные предметы, такие как карандаш, счетные палочки, мозаика, пазлы.
Теневой, пальчиковый, кукольные театры развивают у детей любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширение кругозора. Дети становятся спокойными и усидчивыми. Особую роль в развитии ручных способностей, является умение пользоваться ножницами. Постоянные упражнения, систематические вырезания, аппликация а так же вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное упражнение. Дети из вырезанных фигурок составляют целые композиции, фантастические картины на разные темы. При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:  Игровые упражнения должны приносить детям радость;  Выполнение упражнений должно быть регулярным;  Участие и ободряющее поведение взрослого.  Всегда предлагается инструкция, нельзя заменять ее рисунком, инструкция должна быть простой, короткой, четкой.  Время выполнения упражнения не может быть долгим, затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия;  При предъявлении игрового материала, речевых игры, следует учитывать индивидуальные возможности детей, в процессе работы они должны усложняться. Работа по развитию мелкой моторики должна продолжаться и дома. Родители должны понимать, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Для этого с родителями провести ряд консультаций, беседы, семинары на темы: «Пять пальчиков, пять помощников», «разноцветные пальчики», «Развиваем пальчики – тренируем речь» и т.д. Таким образом, систематическая и полномерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимосвязи с родителями способствует развитию детской речи, внимания, памяти, логического мышления и других психических процессов, тесно связанных с речью. Литература. 1. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: ЭКСМО, 2007. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. ТЦ Сфера 2008. - 64 с. 3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: «Родничок», 2009.


В раздел образования