Развитие мелкой моторики, как средство формирования правильной речи.
Автор: Литвинова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 35 Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: Развитие мелкой моторики, как средство формирования правильной речи. Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики, как средство формирования
правильной речи.
Полноценное развитие личности невозможно без воспитания правильной речи. Речь –
одна из центральных психических функций, отражение мыслительных операций,
эмоционального состояния, средство самореализации и вхождения в социум. Речь лежит в
основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным
средством общения и играет важную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка
на всех этапах его развития. Чем шире кругозор ребенка, тем крепче его психическое и
социальное здоровье. Оптимальный возраст для формирования правильного
звукопроизношения 4 – 5 лет. В этот период возрастает речевая активность, накапливается
словарь (2500 – 3000 слов), удлиняются и усложняются речевые высказывания,
совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи, как средства
регулирования поведения. Своевременному и правильному протеканию процесса речевого
развития способствуют определенные факторы: психическое и соматическое здоровье;
нормальное зрение, слух и строение речевого аппарата; достаточная психическая
активность; потребность в речевом общении; полноценное речевое окружение.
Следующим важным моментом в развитии речи является развитие фонематического слуха,
т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать
близкие по звучанию слова.
Чтобы выработать хорошую дикцию у детей, обеспечить четкое произношение,
необходимо систематически уделять внимание играм для развития речевого дыхания и
фонематического слуха. Играя с детьми, следует четко произносить звуки в словах,
обращая внимание на правильное произношение.
При стимулировании артикуляционных движений необходимо уделить внимание мелкой
моторике рук, так как центры, ответственные за движения руки и артикуляционные зоны
губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба находятся в коре головного мозга вблизи друг от
друга. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Источники способностей и дарование
детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок». Исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием
мозга. Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени
сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук
отстает, задерживается и развитие речи, хотя общая моторика при этом остается в норме
или может быть выше возрастной нормы. Поэтому есть все основания рассматривать
кисть, как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения,
двигательную проективную область руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Основной целью работы воспитателя является формирование правильного
звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания
по развитию мелкой моторики рук.
Основными задачами обучения являются:
Развитие мелкой моторики рук;
Развитие точности и координации движений, ритмичность и гибкость рук;
Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
Формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушением
речи.
Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя
индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно
продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными
действиями.
Совершенствование движений рук
Развитие психических процессов.
Консультирование родителей по формированию речевого развития детей.
Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с обследования моторных
функций.
Для обследования состояния общей моторной функции необходимо использовать тесты С.
Е. Большаковой, благодаря которым определяется уровень сформированности внимания,
зрительной памяти, самоконтроля. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко
держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно
собирать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,
мозаикой.
Они
отказываются
от
любимых
другими
детьми
лепки
и
аппликации,
не
успевают за другими ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом,
возможности освоения мира этими детьми оказывается обедненными. С течением времени
уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые
нарушения,
оказывается
недостаточным
для
освоения
письма,
формирует
школьные
трудности.
Данная
проблема
на
современном
этапе
становится
актуальной
при
подготовке
дошкольников в школе. Работу по развитию движений пальцев рук и всей кисти следует
внедрять во все виды деятельности детей со второй младшей группы; во время утренней
гимнастики, физических минуток, в свободное время утром и после сна. Особое внимание
уделять
пальчиковой
гимнастике.
Из
самых
распространенных
видов
пальчиковой
гимнастики являются пальчиковые игры. Они развивают не только ловкость и точность
рук, но и мозг ребенка, стимулируя творческие способности, фантазию и речь.
Игры
с
пальчиками
создают
благоприятный
эмоциональный
фон,
развивают
умение
подражать взрослому, учат выслушивать и понимать смысл речи, повышают речевую
активность
ребенка.
В
ходе
игры
дети,
повторяя
действия
взрослых,
активизируют
моторику
рук.
Тем
самым
вырабатывается
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Если в работе
использовать такие игры, как «Капуста», «замок», «мальчик с пальчик»; составлять из
пальчиков фигурки животных, рассказывать руками стихи, потешки, сказки с частой
сменой
фигурок,
следствием
чего,
у
детей
возникает
не
только
зрительный
образ
предмета, но и слуховой.
Так
же
детям
очень
нравятся
игры-шнуровки,
застежки,
упражнения
с
прищепами,
бусинками, разборка круп, собирание разрезанных картинок, развязывание узлов.
Ежедневный массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; мягкие массирующие движения
и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
Большую помощь оказывают дополнительные предметы, такие как карандаш, счетные
палочки, мозаика, пазлы.
Теневой,
пальчиковый,
кукольные
театры
развивают
у
детей
любознательность,
коммуникабельность,
интерес
к
творчеству,
помогают
справиться
с
застенчивостью,
способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширение кругозора. Дети
становятся спокойными и усидчивыми.
Особую роль в развитии ручных способностей, является умение пользоваться ножницами.
Постоянные упражнения, систематические вырезания, аппликация а так же вырезание
ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное упражнение.
Дети из вырезанных фигурок составляют целые композиции, фантастические картины на
разные темы.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
Игровые упражнения должны приносить детям радость;
Выполнение упражнений должно быть регулярным;
Участие и ободряющее поведение взрослого.
Всегда предлагается инструкция, нельзя заменять ее рисунком, инструкция должна
быть простой, короткой, четкой.
Время выполнения упражнения не может быть долгим, затем можно увеличить
длительность, включая игры в другие развивающие занятия;
При
предъявлении
игрового
материала,
речевых
игры,
следует
учитывать
индивидуальные возможности детей, в процессе работы они должны усложняться.
Работа по развитию мелкой моторики должна продолжаться и дома. Родители должны
понимать, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией,
нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не
забывать хвалить ребенка. Для этого с родителями провести ряд консультаций, беседы,
семинары
на
темы:
«Пять
пальчиков,
пять
помощников»,
«разноцветные
пальчики»,
«Развиваем пальчики – тренируем речь» и т.д.
Таким образом, систематическая и полномерная работа по развитию мелкой моторики рук
у
детей
дошкольного
возраста
во
взаимосвязи
с
родителями
способствует
развитию
детской речи, внимания, памяти, логического мышления и других психических процессов,
тесно связанных с речью.
Литература.
1.
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: ЭКСМО, 2007.
2.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.
ТЦ Сфера 2008. - 64 с.
3.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:
«Родничок», 2009.