Изобразительная деятельность как средство коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС
Автор: Денисова Ирина Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Юшалинский детский сад №11 "Колокольчик" Населённый пункт: Свердловская область, Тугулымский район, п. Юшала Наименование материала: Творческий проект Тема: Изобразительная деятельность как средство коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Юшалинский детский сад №11 «Колокольчик»
Творческий проект:
Изобразительная деятельность как средство
коррекции эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС
Разработал воспитатель:
Денисова И.В.
п. Юшала
2016 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава
1.
Теоретико-методологиче ские
о сновы
и с п о л ь з о в а н и я
изобразительной деятельности как средства коррекции отклонений у детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………стр.4
1.1.Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы
у детей старшего дошкольного возраста……………………………………стр.4
1.2.Причины возникновения эмоциональных отклонений у детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..стр.6
1.3.Использование изобразительной деятельности как средства
коррекции
отклонений у детей старшего дошкольного возраста……………………..стр.7
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных
отклонений у старших дошкольников………………….стр.11
2.1.Экспериментальная работа по изучению
эмоциональных отклонений у
старших дошкольников……………………………………………………стр.11
2.2.Разработка
и апробирование
системы
коррекционной
работы
по
изобразительной
деятельности
для
детей
старшего
дошкольного
возраста………………………………………………………………………стр.16
2.3.Повторное
диагностическое
исследование
на
выявление
негативных
эмоциональных
отклонений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
прошедших коррекционную работу………………………………………..стр.22
2.4.Сравнительный
анализ
результатов
исследования
эффективности
применения
изобразительной
деятельности,
как
средства
коррекции
отклонений в эмоциональной сфере старшего дошкольного возраста…стр.21
Заключение…………………………………………………………………..стр.22
Литература…………………………………………………………………...стр.22
Приложения………………………………………………………………….стр.23
2
Введение
В
последнее
время,
в
связи
с
возросшим
интересом
к
закономерностям
формирования
личности
ребёнка
с
проблемами
в
развитии
при
коррекционном
воздействии
в
условиях
дошкольных
учреждений
наблюдается
использование
различных
коррекционных
методик,
среди
которых
важное
место
занимает
изодеятельность,
её
систематизация
основывается,
прежде
всего,
на
специфике
нетрадиционных
способах
и
методах
рисования,
позволяет
предупредить
появление
дальнейших
отклонений,
скорректировать
уже
имеющиеся
нарушения
и
достичь
максимально
возможного
для
ребенка
уровня
развития,
образования,
социальной интеграции.
Цель:
разработка
и
апробация
системы
работы
по
изобразительной
деятельности с целью коррекции эмоциональной сферы у детей.
Объект: процесс
коррекции
отклонений
в
эмоциональной
сфере
у
детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: эмоциональная сфера у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи:
1.Ознакомиться с особенностями формирования
эмоциональной
сферы
у
детей старшего дошкольного возраста;
2.Разработать
систему
работы
по
изобразительной
деятельности
способствующей коррекции эмоциональных форм реагирования;
3.Апробировать систему работы по изобразительной деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста.
4.Проанализировать
эффективность
применения
изобразительной
деятельности, как средства позитивного развития в эмоциональной сфере
старшего дошкольного возраста.
Планируемые результаты:
1.Сформировать у дошкольников позитивные качества личности;
2. Способствовать снижению эмоционального напряжения у детей;
3.Способствовать
развитию
умения
у
детей
адекватно
выражать
свое
эмоциональное состояние.
4.Повысить интерес к нетрадиционным техникам рисования
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
теоретические:
анализ
психологических
и
педагогических
источников
по
проблеме исследования;
эмпирические:
формирующий
эксперимент
в
форме
коррекционно-
развивающей деятельности;
интерпритационные:
количественный
и
качественный
анализ
результатов
исследования с использованием математической статистики.
Структура
работы
состоит
из
введения,
двух
глав,
заключения,
списка
литературы, приложения.
3
Глава
1.
Теоретико-методологические
основы
использования
изобразительной деятельности как средства
коррекции отклонений у
детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы
у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы
изучения
эмоциональной
сферы
рассматривались
многими
известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец, Н.Д.
Левитов, Б.М. Теплое, А.В. Петровский, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, А.Н.
Леонтьев,
К.К.
Платонов.
Изучению
эмоциональной
сферы
личности
психологи уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки
зрения,
практически
все
ученые
сходятся
в
том,
что
эмоции
отражают
состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По
эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида,
т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у
него
новых
интересов,
мотивов
и
потребностей.
К
изменениям
в
эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение
основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует
устойчивые
и
глубокие
переживания.
Причем
они
относятся
не
к
ближайшим,
сиюминутным,
а
достаточно
отдаленным
результатам
деятельности.
В
дошкольном
возрасте
формируется
эмоциональное
предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных
результатов
деятельности,
предвидеть
реакцию
других
людей
на
его
поступки.
Поэтому
роль
эмоций
в
деятельности
ребенка
существенно
изменяется. Если
раньше
ребенок
испытывал
радость
от
желаемого
результата, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить.
Если
выполнял
нравственную
норму,
чтобы
заслужить
положительную
оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие
его поступку. Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные
результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает
ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном
возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств
через
интонации,
мимики,
пантомимики,
что
помогает
ему
понять
переживания
другого
человека,
«открыть
их
для
себя. Изменения
в
эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и
познавательной
сферы
личности,
самопознания.
Включение
речи
в
эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они
становятся
более
осознанными,
обобщенными,
старший
дошкольник
в
известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на
с е б я
с
п о м о щ ь ю
с л о в а .
Развитие
общения
с
взрослыми
и
сверстниками,
появление
форм
коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно – ролевой игры
приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию
4
товарищества.
Интенсивно
развиваются
высшие
чувства:
нравственные,
эстетические, познавательные.
Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в
положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к
общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания
окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны
близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится,
он
становится
раздраженным,
печальным
или
назойливым,
с
частыми
вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его
потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном
неблагополучии
ребенка,
под
которым
понимается
отрицательное
эмоциональное самочувствие.
Источником гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с
близкими
людьми.
На
предыдущих
этапах
детства,
п р оявл яя
доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный
фундамент для становления нравственных чувств.
Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны
взрослого,
то
дошкольник
превращается
в
субъект
эмоциональных
отношений, сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами
поведения
также
является
источником
развития
нравственных
чувств.
Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского
общества.
Опыт
таких
переживаний
обобщается
в
форме
нравственных
чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его
непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя
обижать, а то они могут упасть»), то старшие – обобщенную («Маленьких
нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»).
Сопереживание к сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции
ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают
дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес
ровесника.
Ребенок
не
приводит
никаких
аргументов
относящихся
к
сверстнику,
а
просто
(в
речи)
выражает
свое
отношение
к
нему,
сопереживание
товарищу
резко
снижается.
Пассивное
наблюдение
за
деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания.
Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого ребёнка, а если
неуверен, то испытывает зависть.
Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности,
сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признание
собственных
достоинств
и
достижений
увеличивает
силу
экспрессий
до
самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем
служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и
качество негативных экспрессий снижается, так как на общем фоне группы
личные удачи и неудачи менее заметны.
Наиболее
яркие
положительные
эмоции
ребенок
испытывает
в
ситуации
сравнения
себя
с
положительным
литературным
героем,
активно
ему
5
сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с
уверенностью,
что
в
подобной
ситуации
поступил
бы
так
же.
Поэтому
негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
Ребенок
переживает
радость,
удовлетворение
при
совершении
им
достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольства, когда он сам
или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные
поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых,
но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам.
Таким
образом,
особенности
эмоционального
развития
в
старшем
дошкольном возрасте, на наш взгляд, заключаются в следующем:
* ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
изменяется
роль
эмоций
в
деятельности
ребенка,
формируется
эмоциональное предвосхищение;
*
формируются
высшие
чувства
–
нравственные,
интеллектуальные,
эстетические;
*
появляется
способность
предвидеть
эмоциональные
результаты
своей
деятельности;
*
дошкольник
превращается
в
субъект
эмоциональных
отношений,
сопереживая другим людям.
1.2.Причины возникновения эмоциональных отклонений у детей старшего
дошкольного возраста .
Эмоции – производное многих обстоятельств. К ним относятся особенности
характера и темперамента ребёнка, его физическое состояние и здоровье в
данный момент, внешние воздействия, оценка этих воздействий (как личная,
так
и
социальная),
самооценка
и
ряд
других
факторов,
учесть
подчас
довольно трудно.
Под
эмоциональным
неблагополучием
понимается
отрицательное
эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникнуть в разных
случаях, по многим причинами.
* Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных
эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка
тревожно
-
пессимистических
личностных
ожиданий,
прогнозируемых
отрицательным
отношением
взрослого.
Такое
отношение
взрослого
провоцирует
у
ребенка
упрямство,
нежелание
подчиняться
требованиям
родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между
взрослым и детьми;
* Не соответствие «Я концепции» и информации из окружающей среды
может вызывать новые переживания, которые воспринимаются им негативно,
в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;
*
Семейные
конфликты,
разные
требования
к
ребенку,
непонимание
его
интересов, также могут вызвать у него негативные переживания;
т и п ы
р од и т е л ь с ко го
о т н о ш е н и я :
о т в е р ж е н и е ,
г и п е р о п е к а ,
сверхтребовательность, уклонение от общения со стороны родителей, могут
6
вызвать агрессивность, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная
неустойчивость в общении с людьми;
* Неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные
переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование,
обида, гнев;
* Индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира:
впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов (Е.
Гаспарова);
*
Предметную
среду,
содержание
которой
(например,
игрушки,
стимулирующие агрессию) оказывает влияние на выбор;
*
Мощным
импульсом
социально
-
эмоционального
развития
детей
являются также средства коммуникации, которые могут стать источником
эмоциональных нарушений у дошкольников.
Эмоциональное неблагополучие, может приводить к двум типам поведения.
К
первой
группе
относятся
дети
неуравновешенные,
легко
возбудимые.
Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или
незначительными
причинами.
Однако,
быстро
вспыхивая,
они
быстро
угасают.
Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к
общению.
Как
правило,
обида,
недовольство,
неприязнь
и
т.
д.
надолго
сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны.
1.3. Использование изобразительной деятельности как средства коррекции
отклонений в эмоциональной сфере у старших дошкольников.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных
средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в
процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители
зарубежной
педагогики
Э.
Сеген,
Ж.
Демор,
О.
Декроли,
а
также
отечественные
ученые
Л.С.
Выготский,
А.И.
Граборов,
Е.А.
Екжанова,
Т.С.Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей
обеспечивает
их
сенсорное
развитие,
формирует
мотивационно-
потребностную
сторону
их
продуктивной
деятельности,
способствует
развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой
моторики, руки, коммуникации.
В последние годы использование изобразительной деятельности все больше
включается
в
коррекционно-развивающий
педагогический
процесс
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
и
дает
положительные
результаты.
Решаются
следующие
основные
задачи
коррекционной
педагогики и психологии:
*разработка
коррекционно
-
направленной
системы
художественного
развития, формирование основ художественной культуры;
7
*разработка
содержания
и
коррекционно-развивающих
технологий
использования искусства;
*осуществление средствами искусства коррекции имеющихся нарушений в
развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и
личностной сфер.
Проведение рисуночной терапии с дошкольниками осуществляется педагогом
в форме специальных занятий, где детям предлагаются различные задания. О.
А.
Карабанова
выделяет
пять
типов
заданий,
используемых
в
практике
проведения рисуночной терапии:
1. Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и
его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы
рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое
любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.
2.
Образно-символический
тип
—
в
основе
которого
лежит
рисование,
связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий
«Добро»,
«Зло»,
«Счастье»,
в
виде
образов,
созданных
воображением
ребёнка,
а
также
изображением
эмоциональных
состояний
и
чувств
—
«Радость», «Гнев», «Удивление».
3.
Упражнения
на
развитие
образного
восприятия,
воображения
и
символической функции — задания, основанные на принципе проекции, —
«Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного
объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».
4.
Игры-упражнения
с
изобразительными
материалами:
красками,
карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д., изучение их
физических
свойств
и
экспрессивных
возможностей
—
«Рисование
пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание
простейших
форм
и
их
уничтожение
по
типу
игр
«разрушение—
строительство»).
5. Задания на совместную деятельность — могут включать задания всех
четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на
коррекцию
проблем
общения
со
сверстниками,
улучшение
детско-
родительских отношений.
Проведение
рисуночной
терапии
реализуется
на
занятиях
с
педагогом
в
директивной
и
недирективной
формах:
при
директивной
форме
перед
ребёнком
ставится
задача
в
прямой
форме,
в
виде
темы
рисования
и
оказывается
помощь
на
этапе
поиска
формы
выражения
темы;
при
недирективной - ребёнку предоставляется свобода в выборе темы и формы
изображения
и
эмоциональная
поддержка,
а
при
необходимости
—
техническая помощь в придании выразительности детскому рисунку.
Рисование
—
творческий
акт,
позволяющий
ребёнку
ощутить
и
понять
самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от
конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой,
свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим
чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных
8
ситуациях
и
болезненно
соприкасается
с
некоторыми
пугающими,
неприятными,
травмирующими
образами.
Рисование
предполагает
использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности
с
детьми,
поэтому
рисуночные
сессии
с
дошкольниками
не
должны
ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти,
краски)
и
традиционными
способами
их
использования.
Ребёнок
более
охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Перечислим условия подбора техник и приёмов создания изображений, от
которых зависит успешность коррекционного процесса с детьми:
Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и
эффектности.
Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с
помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть
интересны, оригинальны, приятны ребёнку.
Условие
2.
Интересными
и
привлекательными
должны
быть
и
процесс
создания изображения, и результат.
Условие
3.
Изобразительные
техники
и
приёмы
должны
быть
нетрадиционными.
Во-первых,
новые
изобразительные
способы
мотивируют
деятельность,
направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение
ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении
снижается
контроль
сознания,
ослабевают
механизмы
защиты.
В
таком
изображении
присутствует
больше
свободы
самовыражения,
а
значит,
неосознанной информации.
К нетрадиционным техникам и приёмам относятся:
1. Марания.
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».
Определение
«марание»
выбрано
в
связи
с
неструктурированностью
изображений,
отсутствием
сюжета,
сочетанием
отвлеченных
форм
и
цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в
способе
их
создания:
ритмичности
движения
руки,
композиционной
случайности
мазков
и
штрихов,
размазывании
и
разбрызгивании
краски,
нанесении множества слоёв и смешивании цветов.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с
красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не
принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений
удовлетворить деструктивные влечения.
2. Монотипия.
«Излечивает гнев и заполняет время» (О.А. Никологорская и Л.И. Маркус).
Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» — «один»,
так как отпечаток в этой технике получается только один.
Традиционная
техника
печатного
художественного
изображения
с
дошкольниками может быть модифицирована:
- на одном и том же листе можно делать несколько оттисков;
9
- «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и
снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна
краски (хаотично или в виде конкретного изображения).
3. Рисование по - мокрому листу.
Данная
техника
способствует
снятию
напряжения,
гармонизации
эмоционального состояния.
4. Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.
Сухие
листья
приносят
детям
много
радости,
они
натуральны,
приятно
пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист
бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем
сухие
листья
растираются
между
ладонями
на
мелкие
частички
и
рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички
стряхиваются.
Эффектно
выглядят
изображения
на
тонированной
и
фактурной бумаге.
Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов
и
продуктов:
круп
(манки,
овсяных
и
других
хлопьев,
гречи,
пшена),
сахарного песка, вермишели и т.д.
Описанная техника создания изображений способствует процессу адаптации
в новом пространстве, дарит чувство успешности.
5. Техника каракулей (Лоуи Л.).
Вариант - рисунок по кругу.
Техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные
рисунки
никого
не
оставляют
равнодушными.
Эта
техника
является
как
инструментом
развития
ценных
социальных
качеств
(терпения,
внимательности и др.), а также для повышения самооценки.
Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под
каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение
тонких линий на поверхность бумаги.
Линии
могут
выглядеть
неразборчивыми,
небрежными,
неумелыми
либо,
наоборот,
вычерченными
и
точными.
Из
отдельных
каракулей
может
сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
Каракули
помогают
расшевелить
ребёнка,
дают
почувствовать
нажим
карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.
6. Техника «Волшебный клубок» (Кэдьюсон Х., Шеффер Ч.).
Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок
обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию,
она хороша ещё и тем, что не бывает «хорошей» или «плохой» работы.
Коррекционные
занятия
с
использованием
нетрадиционных
техник
и
приёмов изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания.
10
Применение
изобразительной
деятельности
в
коррекционной
работе
позволяет
педагогу
осуществлять
индивидуальный
подход
к
детям,
учитывать их желания и интерес.
Выводы по главе1.
Итак, использование изобразительной деятельности её методов и приёмов в
коррекционной
педагогической
работе
с
дошкольниками
затрагивает
нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние,
развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно
повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это
является исключительно важным для детей в развитии эмоциональной сферы
у старших дошкольников.
Во
второй
главе
мной
будут
представлены
результаты
собственного
экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей
развития эмоциональной сферы у старших дошкольников
и содержание
системы коррекционной работы.
Глава
2.
Экспериментальная
работа
по
изучению
и
коррекции
эмоциональных отклонений у старших дошкольников.
2.1.Экспериментальная работа по изучению эмоциональных отклонений у
старших дошкольников.
Цель: исследование особенностей развития эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Подобрать
диагностический
материал
для
выявления
особенностей
развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
2.Выявить особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников.
3.Осуществить интерпретацию полученных экспериментальных данных.
Исследование проводилось (с апреля по август) на базе МКДОУ Детский сад
№ 11 «Колокольчик», в эксперименте приняли участие 10 детей старшего
дошкольного возраста.
Контингент детей экспериментальной группы
№
п./п.
Имя, фамилия испытуемого
1.
Кирилл С.
2.
Олег Г.
3.
Тимофей А.
4.
Никита Д.
5.
Ваня П.
6.
Андрюша М.
11
7.
Лера Ш.
8.
Полина Д.
9.
Алина И.
10.
Соня З.
Для
оценки
особенностей
эмоциональной
сферы
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
был
использован
метод
Л.П.
Стрелковой
«Наблюдение
за
проявлениями
эмоций
ребенка».
Для
удобства
оценки
эмоционального
развития
детей,
данная
методика
была
мн о й
модифицирована. Мной были выделены уровни эмоциональных проявлений
дошкольников.
Цель метода: определение степени выраженности эмоциональных состояний
ребенка.
Процедура
исследования:
в
бланке
отмечаются
ситуационные
формы
проявления эмоций у ребёнка.
Бланк к методике « Наблюдение за проявлениями эмоций ребёнка »
Ф.И
испытуемого
возраст
Деятельность в режимные моменты
Индивидуальное поведение
Поведение в общении
Р
Г
С
П
У
Р
Г
С
П
У
Организованная деятельность (развлекательная)
Индивидуальное поведение
Поведение в общении
Р
Г
С
П
У
Р
Г
С
П
У
Неорганизованная деятельность (свободная игра)
Индивидуальное поведение
Поведение в общении
Р
Г
С
П
У
Р
Г
С
П
У
При
анализе
эмоциональных
проявлений
у
детей
выделяют
следующие
ситуации:
1.Страх:
- Приход в детский сад.
- Незнакомая, удивительная игрушка.
- Поломка игрушки.
- Плач, крик сверстника, друга.
- Нападение сверстника, друга.
- Неуспешность в деятельности.
- Незнакомые звуки.
- Запрет, ругань, крик со стороны взрослого.
- Незнакомое помещение.
-Появление и приближение незнакомых взрослых или детей.
2. Гнев:
- Уход матери, близкого взрослого.
- Желание иметь что-то, чем обладает сверстник.
- Желание иметь что-то, что нельзя взять.
12
- Поломка игрушки.
- Другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку.
- Сверстники не принимают в игру.
- Неуспешность на занятиях.
- Физическое наказание.
3. Радость:
- Приход в детский сад/домой.
- Выполнение задания.
- Сверстник дурачится.
- Внимание, похвала другого человека при взаимном общении.
- Совместная игра.
- Воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.
4. Печаль:
- Приход в детский сад.
- Уход матери, близкого взрослого.
- Игра, общение со сверстниками.
- Невнимание со стороны взрослого.
- Сверстники не принимают в игру.
- Трудности при выполнении задания.
5. Удивление:
- Появление чего-либо/кого-либо в группе.
- Незнакомая игрушка.
- Новая игра.
- Знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому.
Выраженность проявления эмоционального состояния ребёнка оценивается
по шкале от 1 до 3 баллов, следующим образом:
Уровни развития эмоционального проявления
ребёнком
Уровни эмоциональных
проявлений по шкале
баллов (от 1 до 3)
Эмоциональные проявления
ребёнка
3 (часто)
Эмоциональные проявления (радость, гнев, страх, печаль)
наблюдается
часто,
при
этом
эмоции
ярко
выражены.
Ребенок
не
может
сдерживать
такие
эмоциональные
проявления,
как
крик,
плач,
либо
чрезмерный
смех.
Характерна
повышенная
эмоциональная
подвижность,
неустойчивость.
2 (иногда)
Эмоциональные проявления (радость, гнев, страх, печаль)
носят эпизодический характер. Выраженность эмоций не
сильная.
Ребенок
не
всегда
может
контролировать
свое
эмоциональное
состояние,
сдерживать
крик,
плач,
либо
чре змерный
смех.
Х арактерна
э м о ц и о н а л ь н а я
напряженность.
1 (очень редко)
Ребенок может адекватно выражать свое эмоциональное
состояние. Эмоциональный фон положительный.
13
В ходе наблюдения следует обратить на такие параметры эмоциональных
проявлений, как:
*
Эмоциональный
фон
(может
быть
либо
положительным,
либо
отрицательным). В целом эмоциональный фон дает педагогу информацию о
степени эмоционального благополучия ребенка.
* Выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными
формами
выражения
эмоций,
не
всегда
могут
сдерживать
такие
эмоциональные проявления, как плач, крик и т.д. Важно увидеть, насколько
богат эмоциональный мир ребенка.
*
Эмоциональная
подвижность.
Эмоции
детей
более
подвижны,
чем
у
взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене «от печали к
радости», «от горя к веселью». Однако чрезмерная быстрая и частая смена
настроений
говорит
о
повышенной
эмоциональной
подвижности,
неустойчивости.
Итак, в качестве основного метода я использовался метод наблюдения за
проявлениями
эмоций
детей
в
ходе
организованной
деятельности
(развлекательной), режимных моментов и неорганизованной деятельности
(свободной игре). Все эмоциональные проявления у каждого испытуемого
строго фиксировались в таблице №1 «Степень выраженности эмоциональных
состояний у детей» (см. приложение №1)
Результаты
констатирующего
эксперимента
по
данной
методике
представлены
в
таблице
№2
«Степень
выраженности
эмоциональных
состояний у детей» (см. приложение №2)
Анализ результатов наблюдения за проявлениями эмоций дошкольников.
По
результатам
наблюдения частое эмоциональное
проявление
радости
было отмечено у 4 дошкольников: Олега Г., Кирилла С., Тимофея А., Никита
Д.
Радость
была
вызвана
от
проявления
баловства
сверстников,
заигрыванием
воспитателя
с
детьми,
в
совместной
игре,
часто
эмоция
радости выражалась чрезмерным смехом, прыжками, хлопаньем в ладоши.
Так, например, у Кирилла проявление радости вызывает поломанная игрушка
товарища по игре.
Радостное эмоциональное состояние проявлялось не всегда у 4 детей: Леры
Ш., Полины Д., Алины И., радостное эмоциональное состояние выражалась
в правильном выполнении заданий, совместной игре, приходом в детский
сад, сюрпризном моменте.
У
Андрея, чаще всего радость вызывала выходом
на прогулку. Изредка радостное эмоциональное состояние наблюдалось у 2
детей:
Соня
З.,
Ваня
П.,
проявлялась
с
приходом
мамы,
в
правильном
выполнении заданий.
Следующие
результаты наблюдения за проявлением эмоции – удивление .
Частое эмоциональное проявление удивления, показали 2 детей: Олег Г.,
Андрей М
.
-появление кого – либо в группе, незнакомой игрушке, ответы на
заданные вопросы. Новая игра, приход других родственников за ребёнком,
14
эмоция
удивления
проявлялось иногда
у
5
дошкольников:
Полины
Д.,
Кирилла
С.
, Тимофея
А.,
Никиты
Д.,
Алины
И.
Эмоция
удивления
наблюдалась изредка у 3 детей: Сони З., Вани П. Леры Ш.,
Проявление эмоции страха наблюдалось у всех дошкольников.
Частое проявление страха было отмечено у 2 детей: Андрюши М., Тимофея
А.
Так,
например,
у
Андрюши
ярко
выражен
страх
при
выдуманном
нападении на него отрицательных киногероев. У Тимофея чаще всего эмоция
проявлялась, в крике или нападении на него сверстника. У 5 дошкольников
эмоция страха проявлялось иногда: Кирилла С., Никиты Д., Алина И., Соня
З., Полины Д. при общении с незнакомыми людьми, при встрече с собакой
Редкое эмоциональное проявления страха у 3 дошкольников: Олега Г., Вани
П., Леры Ш.
Проявление
эмоции
печали
наблюдалось
у
всех
дошкольников.
По
результатам
наблюдения частое
проявление печали было отмечено у 1
дошкольника: Андрея -
непринятием
сверстниками
в
игру,
изломанная
игрушка, уход матери домой, приход в детский сад, ушиб части тела.
Не частое проявление эмоции печали наблюдалось у 6 дошкольников: Сони,
Алины, Полины в неправильном выполнении задания, в не доведённой до
конца
творческой
деятельности,
невнимание
со
стороны
взрослого.
У
Тимофея, Олега и Кирилла проявление печали было вызвано
ожиданием
родителей,
отвлеканием
от
игры.
Редкое проявление
эмоции
печали
у
3
дошкольников: Никита, Ваня, Лера Ш.
Проявление эмоции гнева наблюдалось так же у всех дошкольников.
Частое эмоциональное проявление гнева было отмечено у 2 дошкольников
Олег Г., Кирилла С. Чаще всего выражение гнева у детей проявлялось в
совместной игре со сверстниками, а также в организованной деятельности во
время выполнения задания. Так, например, у Олега чаще всего гнев возникал
при совместной игре со сверстниками, когда мальчику не досталась именно
та игрушка или конструктор, который он хотел. Также, часто наблюдались
такие ситуации, когда ребенку требовалась та игрушка, которую только, что
взял сверстник, а до этого момента она лежала не востребованная детьми. В
данных
ситуациях
гнев
у
ребенка
выражается
в
крике,
громком
плаче,
топаньем ногами, в таком эмоциональном состоянии ребенок может ударить,
толкнуть сверстника.
У
Кирилла
яркое
выражение
гнева
наблюдалось
во
время
выполнения
заданий. При возникновении трудности, ребенок бросает карандаш, с силой
отодвигает другие предметы, возникает крик.
Не частое проявление эмоции гнева наблюдалось у 5 дошкольников: Андрея,
Тимофея, Сони, Полины, Никиты - в просьбе воспитателя собрать игрушки,
непринятием сверстниками в игру. Редкое проявление эмоции гнева у 3
15
ребёнка: Вани П., Лера Ш., Алины И. эмоция гнева проявлялась в отобранной
игрушке в процессе игры.
Таким
образом,
анализ
данных,
полученных
в
ходе
констатирующего
эксперимента, позволил выделить группы детей с разным уровнем развития
навыков эмоционального проявления.
1 – 5 баллов высокий уровень развития эмоционального проявления.
В
группу
попали
дети,
которые
могут
адекватно
выражать
свое
эмоциональное
состояние.
У
этих
детей
наблюдается
положительный
эмоциональный фон. (Ваня П.)
5 – 10 баллов средний уровень развития эмоционального проявления.
В группу относятся дети, у которых выражение гнева, агрессии физической и
вербальной направленности, а также проявление страха, печали, радости
непродолжительны, носят ситуативный характер.
(Никита Д., Алина И.,
Соня З., Полина Д., Лера Ш.)
10 – 15 баллов низкий уровень развития эмоционального проявления.
В эту группу были отнесены дети, у которых ярко выражен гнев и агрессия
физической и вербальной направленности; выраженное проявление гнева у
детей является нормой в отношениях с окружающими. (Кирилл С., Олег Г.,
Андрей М., Тимофей А.)
Результаты наблюдения за проявлениями эмоций дошкольников
Группы уровней развития
эмоционального проявления
Количество детей
Эмоциональные проявления
Низкий уровень развития
эмоционального проявления
4
дошкольники с ярко
выраженными
проявлениями эмоций.
Средний уровень развития
эмоционального проявления
5
дошкольники с
эпизодическими
эмоциональными
проявлениями.
Высокий уровень развития
эмоционального проявления
1
дошкольники, которые
могут контролировать и
адекватно выражать свои
эмоциональные проявления.
Результаты констатирующего эксперимента представлены в диаграмме №1
«Результаты
наблюдения
за
проявлениями
эмоций
дошкольников»
(см.
приложение № 3)
2.2.Разработка
и апробирование
системы
коррекционной
работы
по
изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
На
основании
результатов
констатирующего
эксперимента
и
выдвинутой
гипотезы мной были сформулированы цель, задачи системы коррекционной
работы по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного
возраста.
16
Цель
–
Коррекция
и
развитие
эмоциональной
сферы
у
детей
старшего
дошкольного
возраста,
через
использование
методов
и
приёмов
нетрадиционной техники рисования.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Формировать у дошкольников позитивные качества личности (доверия к
людям, чувство доброты, взаимопомощи, сопереживания и т. д.);
2. Способствовать снижению эмоционального напряжения у детей;
3.
Способствовать
развитию
умения
у
детей
адекватно
выражать
свое
эмоциональное состояние;
4. Формировать способность у детей к саморегуляции.
Система
коррекционной
работы
по
изобразительной
деятельности
опирается на методологические принципы:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих
задач.
Этот
принцип
указывает
на
необходимость
определения
в
любой
коррекционной
программе
трёх
видов
задач:
коррек ц и он н ых,
профилактических, развивающих.
- Принцип
учёта
возрастных
психологических
и
индивидуальных
особенностей развития. Определяет индивидуальный подход к ребёнку и
построение
коррекционной
работы
на
базе
основных
закономерностей
психического развития с учётом сензитивных периодов, понимания значения
последовательных возрастных стадий для формирования личности ребёнка.
- Принцип
личностно-ориентированного
и
деятельностного
подхода
в
осуществлении коррекционной работы.Этот принцип основан на признании
развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность
самого ребёнка в рамках ведущей для возраста деятельности является дви-
жущей
силой
его
развития
(Л.
С.
Выготский,
А.
Н.
Леонтьев,
П.
Я.
Гальперин, В. Н. Мясищев и др.).
- Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребёнком с
особенностями в развитии.Предполагает организацию «ситуации успеха»
для ребёнка, веры в её положительный результат, утверждение этого чувства
в ребёнке, поощрение даже самых незначительных достижений.
- Принцип учёта эмоциональной сложности материала. Проводимые игры,
занятия, упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон,
стимулировать положительные эмоции.
- Принцип
активного
привлечения
ближайшего
социального
окружения
к
коррекционной работе с ребёнком.Ребёнок развивается в целостной системе
социальных отношений, субъектом которой он является (Л. С. Выготский, Л.
17
А. Венгер и др.). Развитие ребёнка происходит в системе отношений с близ-
кими
ему
людьми,
взрослыми.
Успех
коррекционной
работы
с
ребёнком
наряду с другими составляющими зависит и от сотрудничества с родителями.
Организация
коррекционной работы осуществляться в помещении (группе),
в котором подобрано оборудование и созданы специальные условия: хорошее
освещение, столы и стулья по росту детей, место для выставки детских работ,
клеёнки для предохранения столов, влажные и сухие салфетки. Материалы
для создания изображений: гуашь, акварель, простые карандаши, восковые
мелки, тушь, бумага для рисования (формат А1 - А5), баночки для воды,
палитра, художественные и клеевые кисти, поролоновые губки, засушенные
листья деревьев,
ластик, ватные палочки, клей, нитки, восковые свечи,
бросовый
материал
(коктейльные
трубочки,
пробки,
нитки),
сыпучий
материал
или
продукты:
крупа
(манка,
овсяные
и
другие
хлопья,
греча,
пшено), сахарный песок, вермишель и т.д.
Содержание
совместной
организационной
деятельности
имеет
общую
структуру:
Часть 1. Вводная
Цель - установление эмоционального контакта между всеми участниками,
настрой детей на совместную работу.
Основные
процедуры
работы:
приветствия,
«вхождение
в
сказку»,
постановка проблемы.
Часть 2. Основная
Цель: коррекция имеющихся проблем, недостатков у детей. На эту часть
приходится основная смысловая нагрузка всей совместной организованной
деятельности.
Основные процедуры работы: выбор пути решения проблемы, практическая
часть, основа которой нетрадиционная изобразительная деятельность.
Часть 3. Заключительная. Рефлексия.
Цель – закрепление положительных эмоций.
Основные процедуры работы: рассматривание рисунков; подведение итога
совместной деятельности.
Система коррекционной организованной совместной деятельности состоит
из 16 занятий, которые проводились два раза в неделю, продолжительность
каждого 25-30 минут.
В совместной организованной деятельности использовала различные формы
организации
детей:
коллективная,
подгрупповая,
работа
в
парах
и
индивидуальная.
18
Содержание системы коррекционной работы
№
Тема совместной
деятельности
Цель, задачи
Методы и приёмы работы
1.
Тема: «Давайте,
знакомиться!»
Цель: Коррекция и
развитие
эмоциональной сферы
у детей старшего
дошкольного возраста,
через использование
методов и приёмов
нетрадиционной
техники рисования.
Задачи:
1. Формировать у
дошкольников
позитивные качества
личности (доверия к
людям, чувство
доброты,
взаимопомощи,
сопереживания и т. д.);
2. Способствовать
снижению
эмоционального
напряжения у детей;
3. Способствовать
развитию умения у
детей адекватно
выражать свое
эмоциональное
состояние;
4. Формировать
способность у детей к
саморегуляции;
5.Формировать интерес
к нетрадиционным
техникам рисования;
6.Развивать умения
экспериментировать
с различными
художественными
материалами;
7.Формировать у детей
эмоциональный отклик
на полученный
результат;
8.Развивать образное
видение «жажду»
открытий в
изобразительной
Коллективное рисование на тему:
«Дерево дружбы» (техника –
рисование ладошками, с
использованием материала -
гуашь, большой лист бумаги).
2.
Тема: «В гостях у
Лунтика»
Коллективное рисование на тему:
«Поляна радости» (техника –
рисование сухими листьями).
3.
Тема: «Портрет друга»
Рисование на тему: «Случайный
опыт» (техника – кляксография).
4.
Тема: «Страшная
история»
Рисование на тему: «Тайна
картинок» (техника – коллаж).
5.
Тема: «Необычные
друзья»
Рисование на тему: «Праздник
страшилок» (техника –
кляксография).
6.
Тема: «Путешествие в
страну сказок»
Рисование на тему: «Волшебная
нить» (техника – волшебный
клубок).
7.
Тема: «Подарок Лунтику»
Рисование на тему: «Салют»
(техника – граттаж).
8.
Тема: «Необыкновенные
следы»
Рисование на тему: «Чудо -
птицы» (техника-рисование
пальчиками, ладошками, ватными
палочками).
9.
Тема: «Воздушные шары»
Рисование на тему: «Секрет
Лунтика» (использование пена для
бритья, моющее средство для
посуды).
10.
Тема: «Забавные
приведения»
Рисование на тему: «Автопортрет»
(техника – оттиск или монотипия).
11.
Тема: «Прогулка по небу»
Работа парами на тему: «Веселое
облако» (рисование – сыпучими
материалами).
12.
Тема: «Путешествие на
Остров Злюк»
Рисование на тему: «Подарок
Злючке» (техника – марание).
13.
Тема: «Полёт на Луну»
Рисование на тему: «Зачарованный
лес» (техника «выдувание» –
рисование с помощью трубочки).
14.
Тема: «В гости к
Колобку»
Подгрупповое рисование на тему:
«Запутанный клубок»
(техника – рисование по кругу).
15.
Тема: «Путешествие к
звезде Плакс»
Работа парами на тему:
«Превращение звезды «Плакс» в
звезду «Смешинок» (техника
«дорисуй» – рисование по кругу).
19
деятельности.
16.
Тема: «Цветок счастья»
Рисование на тему: «Самый
сказочный и небывалый, самый
волшебный цветок!»
(использование различных техник
по выбору детей).
Содержание
конспекта совместной деятельности «Портрет друга» (см. в
приложении № 8)
Коррекционная система работы с детьми старшего дошкольного возраста с
отклонениями
в
эмоциональном
развитии
может
дать
положительную
динамику, если она реализуется во взаимодействии педагога с детьми и его
родителями, при активной роли самого ребёнка.
Участие
родителей
может
быть
обусловлено
как
потребностями
самих
родителей
(трудности
общения
с
детьми,
неумение
организовывать
самостоятельную
деятельность
дошкольника),
так
и
эмоциональными
проблемами
их
детей,
которые
выражаются
в
трудности
в
адекватном
выражении эмоциональных состояний: радость, гнев, страх, печаль и др., а
также уровень развития навыков самоконтроля эмоциональных состояний
очень низок. Поэтому для родителей проводила консультации, совместные
творческие выставки рисунков родителя и ребёнка.
Целями взаимодействия
с родителями является: эмоционально-телесное
сближение
родителя
и
ребёнка;
развитие
навыков
социального
взаимодействия;
укрепление
взаимоотношений
между
родителями
и
ребёнком.
Содержание взаимодействия с родителями: консультации (см. в приложении
№ 9); Выставка рисунков «В мире фантазии» (см. в приложении № 10).
2.3.Повторное
диагностическое
исследование
на
выявление
негативных
эмоциональных
отклонений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
прошедших коррекцию.
Цель: исследование особенностей развития эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста, прошедших коррекционную деятельность.
Повторное диагностическое исследование проводила по той же методике
Л.П.
Стрелковой
«Наблюдение
за
проявлениями
эмоций
ребенка».
Эмоциональные проявления у каждого испытуемого строго фиксировались
Таблица №3 «Степень выраженности эмоциональных состояний у детей» (см.
приложение №4)
Результаты контрольного наблюдения по данной методике представлены в
«Результаты наблюдения за проявлениями эмоций дошкольников» в
таблице
№4 (см. приложение №5)
20
Таким
образом,
анализ
данных,
полученных
в
ходе
контрольного
эксперимента, позволил выделить группы детей с разным уровнем развития
навыков эмоционального проявления или развития
1 – 5 баллов к
группе
с высоким уровнем эмоционального проявления,
отнесены 3 дошкольника: Ваня П., Лера Ш., Алина И.
5
–
10
баллов
к
группе средним
уровнем
эмоционального
проявления,
отнесены 4 дошкольника: Тимофей А., Никита Д., Полина Д. и Соня З.
10 – 15 баллов к
группе
с низким уровнем эмоционального проявления,
отнесены 3 дошкольника: Кирилл С., Олег Г., Андрей М.
Результаты наблюдения за проявлениями эмоций дошкольников
Группы уровней развития
эмоционального проявления
Количество детей
Эмоциональные проявления
Низкий уровень развития
эмоционального проявления
3
дошкольники с ярко
выраженными
проявлениями эмоций.
Средний уровень развития
эмоционального проявления
4
дошкольники с
эпизодическими
эмоциональными
проявлениями.
Высокий уровень развития
эмоционального проявления
3
дошкольники, которые
могут контролировать и
адекватно выражать свои
эмоциональные проявления.
Результаты
контрольного
эксперимента
представлены
в
диаграмме
№2
«Результаты
наблюдения
за
проявлениями
эмоций
дошкольника»
(см.
приложении № 6)
2.4.Сравнительный
анализ
результатов
исследования
эффективности
применения
изобразительной
деятельности,
как
средства
коррекции
отклонений в эмоциональной сфере старшего дошкольного возраста.
Цель:
Проанализировать
эффективность
применения
изобразительной
деятельности, как средства позитивного развития в эмоциональной сфере
старшего дошкольного возраста.
Рассматривая
анализ
и
наблюдения
результатов,
констатирующего
и
контрольного
экспериментов,
можно
проследить
позитивную
динамику
эмоциональных
проявлений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
диаграмма
№3
«Сравнительная
диаграмма
наблюдений
за
проявлением
эмоций дошкольника» (см. приложение № 7).
Сравнительный анализ результатов исследования
представлены в диаграмме
показал:
1.Снизилось количество детей с низким уровнем развития эмоциональных
отклонений (один ребёнок перешёл в группу со средним уровнем развития
эмоциональных отклонений);
21
2.Увеличилось
количество
детей
с
высоким
уровнем
развития
эмоциональных
отклонений
(два
ребёнка
перешли
в
группу
с
высоким
уровнем развития эмоциональных отклонений;
3.У многих детей исчезли эмоции (страх, печаль, гнев);
4.Увсех детей повысился интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Заключение:
По
результатам
проведённого
диагностического
исследования,
на
данном
этапе работы, можно сказать следующие,
детям с низким уровнем можно
рекомендовать
помощь
специалиста
–
психолога
(3).
Детям
со
средним
уровнем позитивный результат обеспечила система коррекционной работы в
группе
(4).
У
детей
с
высоким
уровнем
эмоционального
развития
(3)
проявились способности к изобразительной деятельности в нетрадиционной
техники рисования, их работы можно рекомендовать для участия в детских
конкурсах по изодеятельности.
Таким, образом, можно сделать вывод: система коррекционной работы по
теме «Изобразительная деятельность как средство коррекции эмоциональной
сферы у детей старшего дошкольного возраста, в рамках ФГОС», имеет
положительный
результат
и
может
быть
рекомендована
специалистам,
работающим с детьми в их педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. – М.:
Айрис пресс, 2005.
2.
Вайнер
М.Э.
Профилактика,
диагностика
и
коррекция
недостатков
эмоционального
развития
дошкольников.
-
М.:
Педагогическое
общество
России, 2006.
3. Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей
4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. –
Волгоград.: Учитель, 2010.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008.
5.Данилина Т.А. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2007.
6.
Дилео
Д.
Детский
рисунок:
диагностика
и
интерпретация.
-
М.:
Издательство ЭКСМО – Пресс, 2001.
7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – С. Пб.: Речь,
2006.
9. Кошелева А.Д., Перегуда В.И. Эмоциональное развитие дошкольников. -
М.: Академия, 2003.
10.
Кряжева
Н.Л.
Мир
детских
эмоций
5-7
лет.
-
Ярославль:
Академия
развития, 2001.
11.
Психология
детства.
Практические
тесты,
методики
для
психологов,
педагогов, родителей / Под ред. Реана А. А. – С. Пб., 2003.
22
12. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей. – М.: Плэйт,
2003.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
14.
Ткачёва
В.
В.
Технологии
психологической
помощи
семьям
детей
с
отклонениями в развитии. – М.: Астрель, 2007.
15.
Юрчук
Е.Н.
Эмоциональное
развитие
дошкольников.
Методические
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера
,
2008.
Приложения:
Констатирующий эксперимент.
Приложение №1
«Степень выраженности эмоциональных состояний у детей» представлены в
таблице №1
Таблица №1
Кирил
л С.
Олег
Г.
Андре
й
М.
Тимофей
А.
Никит
а
Д.
Ваня
П.
Алин
а
И.
Соня
З.
Полин
а
Д.
Лера
Ш.
Р.
3
3
2
3
3
1
2
1
2
2
У.
2
3
3
2
2
1
2
1
2
1
С.
2
1
3
3
2
1
2
2
2
1
П.
2
2
3
2
1
1
2
2
2
1
Г.
3
3
2
2
2
1
1
2
2
1
Приложение №2
Результаты
констатирующего
эксперимента
представлены
в
таблице
№2
«Результаты наблюдения за проявлениями эмоций дошкольников»
Таблице №2
Эмоциональные
проявления
Количество детей
1балл (очень редко)
2балла (иногда)
3 балла (часто)
Радость
2
4
4
Удивление
3
5
2
Страх
3
5
2
Печаль
3
6
1
Гнев
3
5
2
23
Приложение № 3
Результаты констатирующего эксперимента представлены в диаграмме №1
«Результаты наблюдения за проявлениями эмоций дошкольников»
низкий уровень развитиия
средний уровень развития
высокий уровень развития
0
1
2
3
4
5
Результаты наблюдения за проявлениями
эмоций дошкольников
количество детей
Контрольный эксперимент.
Приложение № 4
«Степень выраженности эмоциональных состояний у детей» представлены в
таблице №3
Таблица №3
Кирил
л С.
Олег
Г.
Андре
й
М.
Тимофей
А.
Никит
а
Д.
Ваня
П.
Алин
а
И.
Соня
З.
Полин
а
Д.
Лера
Ш.
Р.
3
3
2
2
1
1
2
1
2
2
У.
2
3
3
2
2
1
1
1
2
1
С.
2
1
2
2
1
-
1
2
1
-
П.
2
2
2
1
-
-
-
1
1
-
Г.
3
3
2
1
1
-
-
1
1
-
Приложение № 5
Результаты
контрольного
эксперимента
представлены
в
таблице
№4
«Результаты наблюдения за проявлениями эмоций дошкольников»
Таблице №4
Эмоциональные
Количество детей
24
проявления
1балл (очень редко)
2балла (иногда)
3 балла (часто)
Радость
3
5
2
Удивление
4
4
2
Страх
4
4
-
Печаль
3
3
-
Гнев
4
1
2
Приложение №6
Результаты
контрольного
эксперимента
представлены
в
диаграмме
№2
«Результаты наблюдения за проявлениями эмоций дошкольника»
Диаграмма №2
н
и
з
к
и
й
у
р
о
в
е
н
ь
р
а
з
в
и
т
и
и
я
с
р
е
д
н
и
й
у
р
о
в
е
н
ь
р
а
з
в
и
т
и
я
в
ы
с
о
к
и
й
у
р
о
в
е
н
ь
р
а
з
в
и
т
и
я
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
Результаты наблюдения за проявлениями
эмоций дошкольника
количество детей
Приложение № 7
Сравнительный анализ результатов исследования
представлены в диаграмме
№3
«Сравнительная
диаграмма
наблюдений
за
проявлением
эмоций
дошкольника»
Диаграмма №3
25
низкий уровень развитиия
высокий уровень развития
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
количество детей по констатирующему эксперименту
количество детей по контрольному эсперименту
Сравнительная диаграмма наблюдений
за проявлениями
эмоций дошкольника
количество детей по конста-
тирующему эксперименту
количество детей по
контрольному эсперименту
26