Напоминание

Непосредственная образовательная деятельность "Путешествие в прошлое часов"


Автор: Стародомская Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 3 "Сказка"
Населённый пункт: городской округ Власиха Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Непосредственная образовательная деятельность "Путешествие в прошлое часов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Сказка» г.о.Власиха Московской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Путешествие в прошлое часов»

Воспитатель:
Стародомская Т.Ф.



НОД «Путешествие в прошлое часов»

Цель:
Познакомить детей с историей возникновения часов;
Задачи:
Образовательные:  Подвести к пониманию того, что часы человек создает для облегчения своей жизни.  Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); Развивающие:  Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.  Обогащение и активизация словарного запаса. Воспитательные:  Воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых, бережное отношение к приборам.  Приобщение к духовным ценностям. (Предметные картинки с изображением часов; Мини-музей часов; циферблаты, стрелки, болты и гайки, картинки часов для театрализации)
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети стоят полукругом) Ребята, посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глаза. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро!» – солнцу и птицам. «Доброе утро!» – улыбчивым лицам. А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки мне и гостям. (включается магнитофон со звуками разнообразных часов) Ой, ребята, что это? Какие-то звуки… (Ответы детей) Да, ребята, это звуки часов. А как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей)
А вы хотите побывать в музее часов и познакомиться с историей их возникновения? (Ответы детей) Закройте на минутку глаза, слушайте и повторяйте за мной слова. - Раз, два, три, вокруг себя ты повернись, Раз, два, три, в далёком прошлом окажись. (дети открывают глаза и видят перед собой Фею часов, стоящую возле музея часов) Здравствуйте дети, я Фея часов. Вы попали в музей. У меня в музее много разных часов: и старых и новых. Присаживайтесь поудобнее, и я вам расскажу интересную историю…(дети садятся на коврик) Однажды вечером, когда я уже спала, мои часы затеяли спор: кто из них точнее, практичней и удобнее. Первыми начали хвастаться солнечные часы: «Мы самые лучшие, самые большие». Но песочные возмутились: «Вы хороши только днем, до заката солнца, а ночью вы бесполезны». «Вот мы самые лучшие!». Но в спор вступили механические часы: «Вы показываете только определенный отрезок времени и вас постоянно надо переворачивать, поэтому вы не удобны! А вот мы и красивые и удобные, потому что нас можно всегда носить с собой. Мы самые- самые! Мы бываем разные настенные, напольные, карманные, наручные! И, вообще, мы самые лучшие!». «Ну, уж нет! Это мы самые точные и удобные», - не выдержали электронные часы. «Вы тоже не так хороши, без батареек вы не работаете!». Поднялся такой шум, что я проснулась и услышала этот спор. Интересная была сказка? Ребята, а вы как думаете, какие часы самые лучшие? (Ответы детей) В конце нашей встречи я вам обязательно скажу, какие часы самые главные (лучшие). А скажите, пожалуйста, знаете ли вы, какие часы появились первыми? (Ответы детей) Давным–давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. А потом придумали солнечные часы. Делали их люди на земле – рисовали круг, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а
тень от палочки показывает время. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Почему? (Ответы детей) Потом появились водяные часы. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Водяные часы тоже оказались неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. Подходите к моему музею. Встаньте удобно, чтобы каждому из вас было видно все экспонаты моего музея. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 1, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1, 5 и 10 минут. Посмотрите, какие они. Прошло много времени с тех пор, и человек придумал часы с механизмом. А знаете, что такое механизм? Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. Вот эти огромные часы – это старинные механические часы. Их заводили ключом, и они каждый час отбивали время. Эти часы вешали на стену и как вы думаете, они называются? (Ответы детей) Да, ребята, это настенные часы. А это часы, которые обычно ставили на стол. Как они называются (Ответы детей). Да, это настольные часы. Их много и все они очень разные. А вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно…
Он на тумбочке стоит, на весь дом с утра звенит: «Эй, вставайте, детвора! В детский сад идти пора! Да, ребята, это будильник. (завести будильник). А вот это тоже часы из прошлого. Эти часы носили в кармане и они назывались (Ответы детей) Правильно, карманные часы. Ребята, а у кого из вас есть часы? И кто из вас их носит на руке? Как эти часы называются? (Ответы детей) Они бывают мужские, женские и детские. Обратите внимание вот на эти часики. (часы с магнитом) Эти часы даже можно примерить. Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках. А теперь вы догадались, какие часы самые лучшие? Часы во все времена были очень полезны и необходимы людям и хороши по-своему. Они все выполняли одну и ту же работу – определяли время. Но с годами человек придумывает новые часы, постепенно их усовершенствуя. Но все равно они все очень дороги для людей. Как быстро время пролетело, пора мне музей свой закрывать, а вам возвращаться в детский сад. Я рада знакомству с вами. Вы любознательные и очень смышленые ребята. До свидания. Но чтобы попасть в детский сад, закройте глаза и повторяйте за мной. «Раз, два, три – вокруг себя ты повернись Раз, два, три – и в детском саду окажись» Ребята, я снова рада вас видеть, вы побывали в музее, узнали много нового и интересного, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.
Физкультминутка
(песня «Часики» - Фиксики) Молодцы, подвигались и немного отдохнули. Ребята, подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.
Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах. Молодцы ребята, мне понравилось, как вы отвечали. А сейчас я предлагаю вам смастерить часы самим. Вы сегодня видели много часов. Возьмите каждый себе циферблат, стрелки, шуруп с гайкой. Постарайтесь привинтить стрелки к циферблату. (С детьми, которые раньше справятся с заданием можно попробовать определять время) Вот какие замечательные часики у вас получились на память о нашей встрече, они вам помогут научиться определять время и никогда никуда не опаздывать.

Список литературы:
1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г. 2. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой, 3. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. – СПб., 2008. – 48 с. 4. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», под ред. Н,Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой . – М.: Мозаика – Синтез, 2013 г. 5. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,


В раздел образования