Напоминание

"Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС"


Автор: Подзовская Анастасия Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 11"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 11»

г. Нижневартовска Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области

Методическая разработка по теме:

«Использование информационных технологий

на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

Автор методического проекта:

Подзовская А.В.

учитель музыки,

педагог дополнительного образования,

педагог-организатор.

г.Нижневартовск.2016


Введение
«Использование информационных технологий на уроке музыки» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема данной работы актуальна потому, что вызывает интерес в области изучения не только преподавания музыки, но и педагогики, психологии, дидактики. На современном этапе развития педагогической науки и практики особенно актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально– ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки. Условия современной музыкальной жизни таковы, что музыкальное сознание детей формируется под воздействием массовой музыкальной культуры, в основе которой электронная музыка. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит в компьютерной обработке. Со стороны учителя музыки в общеобразовательной школе было бы недальновидно не замечать этого и дожидаться, пока мощный поток информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет» следы классического музыкального обучения и воспитания. Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания в школе, формировать эстетические вкусы детей, современному учителю музыки желательно использовать на уроках не только традиционные музыкальные инструменты, но и современные электронные музыкальные инструменты: клавишные синтезаторы, мультимедийные компьютеры, оснащенные программами для создания музыки. В современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессионально мобильным. В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Актуальность данного изучения обусловлена еще и тем, что в современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессионально мобильным. В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники, т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Красильникова И.М., Бергера Н.А., Арановского М.О., Мизина И.А. Таким образом, актуальность выбранной темы, не вызывает сомнений. Обязательным элементом данного пункта при написании этой работы является формулировка объекта и предмета изучения. Объект – информационные технологии.
Предмет – преподавание музыки. Актуальность данной работы определила цель и задачи: Цель – приобретение и практическое применение базовых навыков в области информационных технологий для повышения эффективности своего труда. Для достижения цели необходимо решить следующиезадачи: 1.Изучить информационные технологии и их роль в образовании. 2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об информатизации музыкальной педагогики. 3.Рассмотреть сущность и специфику информационных технологий на уроке музыки как средство повышения мотивации. 4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме. 5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения. Гипотеза: использование информационных технологий на уроке музыки как средство создания ситуации занимательности и повышения интереса к учебной деятельности, а также к качеству образования. Теоретическая значимость проведенного изучения состоит в обобщении научных знаний по данной проблеме. Успешность выполнения задач по написанию данной работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов изучения. Поэтому, в работе использовались методы эмпирического изучения: сравнительно- сопоставительный, наблюдение, а также использование методов на эмпирическом и на теоретическом уровне: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция. Структура данной работы выражается в ее содержании. Для раскрытия поставленной темы была определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Название глав отображает их содержание.
Глава 1.Информационные технологии и их роль в образовании.

1.1.Значение информационных технологий.
Степень экономического развития государства прямо пропорционально уровню квалификации рабочей силы, представленной на рынке труда. В связи с этим современное учебное заведение сталкивается с необходимостью разработки новых подходов к обучению, обеспечивающих как его фундаментальностью, так и развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, а также потребностей в самообразовании благодаря разнообразному содержанию и организации образовательного процесса. Именно решение этих задач и предполагает процесс информатизации наряду с созданием образовательной базы учебного заведения на основе информационных технологий. Тем не менее, процесс объединения информационных технологий с
классической профессионально-образовательной средой сегодняшнего дня сложен и противоречив. Причиной этого является то, что изначально информационные технологии создавались не для нужд образования. Касаясь процесса информатизации, следует отметить как сформированности его понятийной базы, так и недостаточную проработку принципов и критериев эффективности комплексного внедрения информационных технологий в образовательную среду учебных заведений. Тем не менее, можно выделить следующие цели внедрения компонентов информационных технологий в учебный процесс: - сделать образование еще более доступным, не снижая его качества; - изменить содержание и способы обучения для увеличения его эффективности. В связи с этим информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств. В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств. По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать различные компьютерные учебники, видеофильмы, слайд шоу и т.д. Еще совсем недавно информационные ресурсы Интернета служили главным образом источником использования готовой информации. В настоящее время отношение к ним кардинально изменилось. Теперь, это не просто архив гипертекстов, а портал для диалогового взаимодействия, общения в информационно- образовательном пространстве. Необходимо отметить тот факт, что процессы глобализации влекут за собой многообещающую взаимообусловленность, стандартизируют подходы, принципы, механизмы и технологии. Вследствие этого возникает проблема внедрения педагогических и информационно коммуникационных технологий в процесс образования. Говоря о решении данной проблемы можно выделить два пути ей решения. Первый предполагает применение последних достижения в сфере информационно-коммуникационных технологий и построение новой образовательной технологии на совершенно иной методологической и технологической базе, предлагаемой информационно-коммуникационной технологии. Но, как уже отмечалось, изначально информационно-коммуникационные технологии создавались и развивались, не касаясь педагогических проблем, поэтому ставится под вопрос целесообразность и эффективность этого подхода некоторыми учеными и педагогами-практиками. Второй путь - использование потенциала информационно-коммуникационных технологий для коренного преобразования и повышения эффективности уже существующих педагогических технологий. Этот путь является более привлекательным по следующим причинам: 1.В отличие от информационно-коммуникационных технологий, педагогические технологии специально разрабатывались для решения образовательных проблем. 2.Эффективность большинства существующих педагогических технологий во многом лимитирована использованием технических средств обучения, препятствующих
индивидуализации учебного процесса, ведению обучения в диалоговом режиме. 3.Понятие инновационных педагогических технологий прочно укоренилось среди практикующих педагогов. Поэтому, при овладении образовательной технологией, полноценно использующей возможности информационно-коммуникационных технологий, у них не будет психологического барьера. Новые технические средства с огромными обучающими ресурсами появились совсем недавно. Тем не менее, они принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся важным незаменимым элементом инновационного педагогического процесса. Они обуславливают взаимовлияние методов и средств обучения, что свидетельствует о своеобразных педагогических технология, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средствах.
1.2.Ведущие направления в области музыкальной педагогики.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель музыки должен использовать компьютерные технологии в своей деятельности. Главной задачей школы является - воспитание нового поколения грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества. Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету). Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века, выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо: - для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей, - для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.). В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе
мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений. Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить любой иллюстративный материал. Следует отметить, что применение компьютерных технологий направлено на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике занятий музыкой. Персональный компьютер позволяет варьировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы.
Глава 2.Информатизация музыкальной педагогики.

2.1.Программные средства обучения музыке.
Внедрение новых информационных, мультимедийных технологий и Интернет технологий в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения. Интеграция информационных технологий с традиционными методами обучения порождает появление новых методов обучения, в основе которых лежит применение методов и средств информатики. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно- ориентированного и развивающего обучения, усиление всех ступеней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: - музыкальные проигрыватели, - программы для пения караоке, - музыкальные конструкторы, - музыкальные энциклопедии, - обучающие программы, - программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки. Первая группа программ включает такие программы, как Windows Media Player, Win Amp и т.д. Они позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий, записывать их в различных форматах. Этот спектр программ широко известен всем пользователям операционной системы Windows. Для преподавания пения целесообразно использование таких программ, как например, VocalJam. Сочинить свою собственную композицию можно с помощью программы KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.
Большую помощь на уроках музыкальной литературы, музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов. В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. Программа «Музыкальный класс», позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов. В программе имеется также раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Недостатком программы является быстрый темп проигрывания музыкальный материалов. В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков. Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них. Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле. Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях. Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения учащихся в творческий процесс создания собственной музыки. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины. Создать собственное музыкальное произведение помогут и такие программы, как например, Cubase, FL Studio, Dance eJay. Это программы довольно сложны в обращении и требуют от пользователя детального изучения, навыков и умений. Примером программы для написания и редактирования нотного текста является программа Final. Она также делает возможным сочинение мелодий, их аранжировку. Использование на уроках компьютера и одновременно синтезатора привлекательно для учащихся. Они могут прослушать произведение в исполнении преподавателя, самостоятельно исполнить произведение разными тембрами.

2.2.Интернет технологии в обучении музыке.
Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки – это применение Интернет технологии. Цель данной тенденции образования – оптимизация, традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Именно это и отличает современные компьютерные технологии от традиционных средств обучения. Современные компьютерные технологии, включая и Интернет технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых, методических, подходов к системе обучения в целом. При использовании Интернет технологий форма представления материала обуславливается главным образом конкретным видом занятия, содержание курса, а также ролью преподавателя. Музыкально-теоретические дисциплины – важный компонент в обучении музыки. Объектом изучения таких предметов, как «Анализ музыкальных форм», «История музыки» выступают произведения мирового музыкального искусства. Освоения подобного рода дисциплин влечет усвоение большого объема информации, затрагивающей как само произведение, так и сведения о композиторе, эпохе, музыкальных явлениях, также других сферах музыкальной культуры. Очевидно, что подготовка к занятиям подобного рода связана с подбором материала, что может занимать много времени. Исходя из вышесказанного, можно говорить о тенденции становления новых методов обучения. Эти методы предполагают взаимодействие учащихся с образовательными музыкальными ресурсами. Участие преподавателя в данном случае минимально. Материалами новых методов обучения выступают так называемые мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия, разработанные в виде учебного курса с приложенными к нему тестовыми заданиями. Эти ресурсы могут, как дополнять лекции преподавателя, так и выступать основой для самостоятельного освоения курса по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний. Большое значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае Интернет технологий обусловлено рядом возможностей, предоставляемых учащимся: - получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины; - получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов Интернета, например, музыкальных библиотек, антологий; - самопроверка знаний (в виде тестовых заданий); - консультации с преподавателем посредством личного общения или участия в семинарах; Информационно-образовательные ресурсы на базе Интернет технологий отличаются формами предоставления материалов, контроля и проверки знаний, взаимодействия преподавателя с учениками. Перечислим некоторые из них: - содержание темы;
- сопровождение нотными примерами и аудио примерами; - использование дополнительных материалов (статей, учебных изданий, публикуемых в Интернете и т. п.); - использование ресурсов нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете; - задание по теме в форме теста, анализа произведений, реферативной работы; - форумы (семинары), организованные по заданным темам преподавателя. Разработка и внедрение в учебный процесс таких информационных ресурсов, включая ресурсы Интернета, существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным. Это в равной степени возможно как для очной, так и заочной формы обучения.
2.3.Тенденции развития музыкальной педагогики.
Музыкальная педагогика в настоящее время открывает для себя новые направления в работе: 1. Изучения, связанные с информационными технологиями в музыке: - применение мультимедиа в проектах; - вопросы компьютерного анализа музыкальных произведений; - информационный подход к содержанию музыки; 2. Изучение роли информационных технологий в музыкальном творчестве, их значения в актуализации творческого потенциала. 3. Распознавание и непосредственного внедрения информационных технологий в музыкальное образование: - практическое освоение компьютерной музыки, нотных редакторов; - использование музыкально-компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в современном образовательном процессе; 4. Изучение проблем, касающихся информационной культуры учителя музыки: - оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности; - информационные технологии в самообразовании музыканта. Основными тенденциями современной музыкальной педагогики являются: - включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности; введение всеобщего музыкального образования; - широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, «забытых страниц» отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века; - опора на слуховое воспитание (развитие слуховых, ритмических и двигательных задатков);
- развитие творческих навыков учащихся; - создание музыкальной среды для воспитания ребёнка; особое значение просветительства; - интенсификация педагогического процесса; - бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов. На развитие музыкальной педагогики оказывает влияние сложное переплетение социальных, культурных факторов. В ней отражаются, с одной стороны, процессы развития музыкального искусства, музыкальной жизни, музыкальной культуры в ее совокупности, а с другой стороны, – сказывается воздействие других областей педагогики. Воздействия эти осуществляются на разных уровнях. В музыкально-педагогическую сферу переносится, прежде всего, общий дух отношений учитель-ученик, характерный для определенного времени, для той или иной культурной среды. В нем содержатся и более общие моменты, такие, например, как стиль отношений между людьми различного возраста. Воздействуют зарождающиеся и реализующиеся в различных формах обучения методы, не буквально переносимые в музыкальную педагогику, но трансформирующиеся в ней согласно специфике музыкального обучения. Например, актуализация проблемного метода обучения в области музыкальной педагогики не может буквально совпадать с теми формами работы, которые имеют место в других сферах образования. Но установка на самостоятельное решение проблем, на поиск индивидуальной исполнительской концепции, что лежит в русле указанного метода и составляет его принципиальную отличительную, более того, сущностную черту, несомненно, может найти отражение в музыкальной педагогике. На музыкально-педагогический процесс оказывают влияние как педагогическая практика из других областей образования, так и педагогическая теория, обобщающая практику и формулирующая научные положения, не только отражающие реальный педагогический процесс, но и выдвигающие своего рода "идеи-лозунги", способные определенным образом направить педагогическую практику, придать ей ту или иную тенденцию. Музыканты-педагоги, живущие в конкретной информационно-педагогической среде, сами проходящие практическую школу педагогики, не могут остаться в стороне от процессов, происходящих в других ее областях. Под музыкальным воспитанием следует, прежде всего, понимать формирование музыкально - эстетического чувства, воображения, художественного мышления, вкуса как механизма ориентировки в музыкальной среде, а также средства эстетической оценки музыки. Сюда входит также развитие музыкального слуха как инструмента, позволяющего проникать в материально-звуковую ткань музыки, постигать ее структуры.
Глава 3.Информационные технологии на уроке музыки как средство повышения мотивации.

3.1.Анализ эффективности использования информационных технологий на уроке.
В современном образовании создалась проблема -информационной перегруженности учащихся. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей учащихся в использовании современных технологий констатирует актуальность данного изучения на научно-методическом уровне. Поиск эффективных путей разрешения обозначенного выше противоречия привел к определению темы и гипотезы: если использовать на уроке информационные технологии как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала. Для подтверждения вышеуказанной гипотезы необходимо определить круг основных задач,
направленных на создание картины качественного анализа использования информационных технологий на уроке музыки: 1. Выявить основные цифровые средства обучения, используемые учителем на уроках музыки. 2. Определить степень заинтересованности учащихся в процессе урока. 3. Выявить уровень обще-учебных знаний по предмету. 4. Анализ фрагментов уроков с применением информационных технологий. Для решения поставленных задач избраны следующие методы и формы: 1. Беседа. 2. Анкетирование. 3. Мониторинг знаний учащихся по теме (тестирование). 4. Анализ фрагментов урока музыки. Объектом изучения является деятельность учеников возрастной группы старше 7 лет. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка». Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются мультимедийные презентации, и где отражается один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности, именно благодаря этому дети стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно- образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.п. При проведении уроков музыки в комплексе используется ряд таких цифровых средств обучения, как: - синтезатор (различные аранжировки музыкальных произведений, исполнение мелодий инструментальных произведений соответствующим тембром, композиторское творчество); - использование мультимедийного проектора; - средства для прослушивания мелодий (наушники, музыкальные колонки); - интерактивная доска. Данные средства обучения имеют такие положительные моменты, как: - представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем,
звука, видеоизображения; - различные эффекты вывода текста и графических фрагментов; - работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы; - интерактивность – активная роль пользователя. Изучая уровень наглядности на уроке, и сопоставляя традиционный урок, где учителем использовались музыкальные инструменты, и урок с применением информационных технологий, то разница чувствительно заметна. Анализ результатов анкетирования учащихся показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Однако вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного изучения. Создавая презентации для своих уроков, учитель имеет возможность использовать в полном объеме различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентации к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагалось сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.
3.2.Значение информационных технологий.
Информационная технология - это процесс обработки и передачи данных для получения информации о состоянии объекта, процесса или явления, применяющий совокупность средств и методов сбора информации. Производство информации для ее анализа человеком – главная цель информационной технологии. На основе данной информации принимается решение по выполнению какого-либо действия. Проанализировав использование на уроках музыки ИКТ, можно выделить следующие аспекты: 1.Степень использования учителем музыки информационных технологий высока, т.к. обучение сопровождается следующими формами: - различные аранжировки музыкальных произведений, исполнение мелодий инструментальных произведений соответствующим тембром, композиторское творчество; - видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др., фрагменты исполнения музыкальных произведений юными музыкантами для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию (исполнительской трактовке) музыкальных образов, фрагменты народных праздников; - анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы; - синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов. Исполнение произведений мировой музыкальной классики, народной и духовной
музыки, современные сочинения. Тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений. Репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др. - дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса; - звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом; - литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон). Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке. Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме. Эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.; - творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля над успешностью развития музыкальной культуры школьников. 2.Не вызывает сомнений интерес к урокам музыки и со стороны учащихся, т.к. в этом случае педагогические цели применения информационных технологий заключаются в следующем: - в развитии личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментальной деятельности, формировании информационной культуры. - в выполнении социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой- либо сфере; - в интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки. 3.При анализе методики преподавания информационные технологии срабатывают: -визуализацию знаний; -индивидуализацию, дифференциацию обучения; - возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации); -доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа; -развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками; -возможность самоконтроля;
-возможность тренировки и самоподготовки; -усиление мотивации обучения (посредством игр, средств мультимедиа); -формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации; -развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, слухового); -формирование культуры учебной деятельности; -формирование информационной культуры; -экономию учебного времени. Опыт показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет решить все перечисленные выше задачи, повысить эффективность урока. Таким образом, во-первых, информационные технологии позволяют изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Во-вторых, при одном часе в неделю становится возможным увеличить интенсивность урока, его насыщенность. В-третьих, использовать на уроке качественные аудио- и видеоматериалы. В- четвертых, повысить мотивацию к изучению предмета.
Заключение
Подводя итог данной работы, можно сделать следующие выводы. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии, необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников. Применяя информационные технологии на уроке необходимо помнить о здоровье сберегающих технологиях, т.к. при использовании видеоинформации идет большая зрительная нагрузка. Применение ИКТ делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Это и демонстрация на уроках презентаций, и использование дисков с записями лучших образцов классической музыки. Использование электронных средств обучения позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Подготовка к уроку с применением ИКТ требует большой предварительной работы: создание презентаций в программе Microsoft Office Power Point, подбор литературы и музыки, поиск информации в сети Интернет. В зависимости от темы урока в презентацию включаются текстовые фрагменты, анимация, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Существует мнение, что разработка новых технологий обучения должна осуществляться с участием педагогики, психологии и информатики. При этом особое внимание придается таким формам и методам обучения, которые бы позволили учащимся, активно включаться в самостоятельный поиск, то есть быть субъектом в процессе обучения.
Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей. Однако следует отметить бесполезность их применения при традиционном информационно-объяснительном подходе к обучению. Изучение многих тем по предмету «Музыка», предусматривает поиск и обработку дополнительных сведений. Поиск и обработка информации – интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации). При работе с большими объемами информации, у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска. Найденная и обработанная информация на уроке обязательно прослушивается, просматривается, анализируется, сравнивается и оценивается. Ученики обмениваются мнениями, информацией, задают вопросы друг другу и преподавателю. Таким образом, развиваются коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно: интерактивный диалог ученика с компьютером, диалог ученика с учеником или учителем. Анализ результатов анкетирования учащихся показывает, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, повышается уровень самообразовательных навыков, наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно- образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся. Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой. Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.

Список использованной литературы:
1. Арановский М.О. Системы и средства информатики: информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности – к информационной культуре общества. М.: «Владос», 2008 2. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб. «КАРО», 2006 3. Ваграменко Я.А. Музыкальные компьютерные технологии. М.: «Астрель», 2008 4. Дмитриева А.Г. Тенденции развития музыкальной педагогики. СПб.: «Теория», 2009 5. Затямина Т.А. Информационные ресурсы Интернета. М.: «Глобус», 2008 6. Золина Т.Р.Основные информационные ресурсы Интернета. СПб: «Весь», 2007 7. Кабанов Б.Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: «Наука», 2005 8. Кларин М.В. Внедрение информационных технологий в образовании. М.: «Народное образование», 2008 9. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария. М.: «Глобус», 2008 10. Красин М.И. Содержание и методы обучения музицированию на компьютере в общеобразовательной школе. СПб: «Коммерсант», 2008 11. Краснов В.М. Использование Интернет - технологий на уроках музыки. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009 12. Маслова Л.П. Информационные технологии и их роль в образовании. М.: «Курсив», 2007 13. Мизин И.А. Интернет - технологии в обучении музыке
.
М.: «Наука», 2006 14. Новиков В.В. Музыкальное воспитание в школе. М.: «Гардарика», 2009 15. Петрушин В.И. Формы и методы обучения на уроках музыки. М.: «ВЛАДОС», 2009 16. Пиличанов Ф.А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., «Мирос», 2009 17. Свирина Н.О. Роль музыки в художественном развитии школьников. М.: «Дашков и К», 2005 18. Селевко П.К. Роль информационных технологий в образовании. М.: «Просвещение», 2008 19. Скаткин М.Н. Программные средства обучения музыке. М.: «Мысль», 2006 20. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: «Академия», 2006 21. Шишкина Л.В.Значение информационных технологий в образовании. М.: «Проспект», 2005 22. Шиянов Е.А. Информатизация музыкальной педагогики. СПб.: «Весь», 2008 23. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. СПб.: «Питер», 2006
24. Юсфин А.Г. Ведущие направления в области музыкальной педагогики. М.: «Дрофа», 2005 25. Ясенович Л.П. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: «Аквариум», 2007


В раздел образования