Напоминание

Формирование компетенций студентов на уроках физики через групповые формы работы


Автор: Ибатуллина Людмила Васильевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГАПОУ ТО Агротехнологический колледж
Населённый пункт: село Нижняя Тавда
Наименование материала: статья
Тема: Формирование компетенций студентов на уроках физики через групповые формы работы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ» Формирование общих и профессиональных компетенций лежит в основе реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования. Компетенцию (лат. competentia – принадлежность по праву) можно понимать как характеристику обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Владение общими компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки. Компетентностный подход к уроку не отрицает, а, скорее, изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача состоит в том, чтобы включить каждого студента в
деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей на основе ключевых компетенций. Огромное значение при изучении физики уделяется эксперименту. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что студент получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Студентам даётся возможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:  все вещества состоят из частиц;  в жидкости и газе существует выталкивающая сила;  кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;  ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему. В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, анализировать, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности. ФГОС-ы требуют чтобы выпускники обладали этими компетенциями и которые необходимо формировать из урока в урок. Грамотно организованная групповая работа на уроке помогает сразу формировать несколько общих компетенций. Это, прежде всего, умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), умение принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для постановки и решения задач (ОК 4), умение работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с другими студентами (ОК 6), умение ставить цели, мотивировать деятельность свою и своих товарищей, с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7). Необходимо понять, что успех, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности обучающихся каков бы ни был преподаватель, как бы он хорошо ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать и организовать собственную деятельность студентов, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьется. Групповая работа позволяет каждому проявить свою индивидуальность, разобраться в неясных вопросах и, таким образом, каждый имеет возможность реализовать свои знания на практике. Организовать групповую работу на уроке надо правильно. В зависимости от цели урока, первое, что необходимо – это разделить группу на подгруппы (бригады) или как я говорю студентам: «Объединитесь в группы по четыре (три) человека». Существует достаточно много методик организации групп. Это и просто по рядом стоящим столам, и по желанию, и по предложению преподавателя и так далее. Если группа состоит из четырех человек (а это является для групповой работы самым оптимальным вариантом), то нужно их рассадить так, чтобы одна пара сидела за другой. Во время работы студенты поворачивается друг к другу. После этого надо разъяснить обучающимся задачи, стоящие перед ними на данном уроке. Во время объяснения задачи, необходимо подчеркнуть ответственность студентов за себя и друг за друга.
Работу в группах я провожу при закреплении навыков решения задач, при проверке степени готовности к контрольной работе и особенно, когда надо опросить каждого за непродолжительное время (знание формул для обязательного запоминания). Группа получает карточку, в которой уже занесены, например, формулировки формул. Студенты заносят фамилии студентов своей группы и начинают опрашивать друг друга. Я ставлю условие: обязательно все слушают одного. Основной формой организации занятий является групповая работа, в ходе которой каждая группа движется в своем направлении согласно заданной теме. Такой подход даёт возможность активизировать интерес студентам к предмету, рассмотреть роль физики в построении картины мира и в развитии технической цивилизации. Направления работы групп:  история становления представлений по данной проблеме, поиск и систематизация информации;  экспериментальное исследование проблемы;  решение задач, моделирование процессов;  объяснение природных явлений, исследование применения физических принципов для создания технических устройств. При такой организации занятий, контролем деятельности являются:  результаты перекрёстных дискуссий;  отчёт группы в ходе итогового занятия;  тестовая работа по теме;  оценка работы каждого члена группы её руководителем; Физика – как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций студентов. Методы
формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией: Поиск и сбор информации:  задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;  задачи с избытком информации;  задачи с недостатком информации; Обработка информации:  задания на упорядочение информации составление планов к тексту;  подготовка вопросов к тексту;  составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;  задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов; Передача информации:  подготовка докладов, сообщений по теме;  подготовка презентаций MS Power Point к учебному материалу; Комплексные методы:  составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы;  информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые),  учебно-исследовательская работа, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д. Таким образом, современное развитие образования ориентирует систему СПО на переход от традиционного подхода – к компетентностному, призванному удовлетворить потребности как
современного общества, так и самих обучающихся. Процесс формирования компетенций будет успешным только в том случае, если студенты станут активными участниками образовательного процесса, а преподаватель выступит в роли организатора самостоятельной учебно- познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника. Литература: 1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000. 2.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с. 3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - Журнал "Высшее образование сегодня", 2003 , № 5, с. 34- 42. 4.Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М. : Просвещение, 1991. 5.Дьяченко В. К. Устав новой школы Российской Федерации. Народное образование. -1996. -№1. 6.Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 17 с.


В раздел образования