Организация предметно-развивающей среды подготовительной группы ДОУ по правовому воспитанию
Автор: Болгова Елена Лаврентьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Организация предметно-развивающей среды подготовительной группы ДОУ по правовому воспитанию Раздел: дошкольное образование
Организация предметно-развивающей среды подготовительной
группы ДОУ по правовому воспитанию
Болгова Елена Лаврентьевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125» общеразвивающего вида
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»- констатирует Всемирная
декларация
об
обеспечении
выживания,
защиты
и
развития
детей.
Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны.
Поэтому мы обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и
пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к
достойной жизни в обществе, знакомя их с правами человека
Нами
разработана
система
работы
по
правовому
воспитанию
детей
через
разнообразные
формы
организации
детей,
в
том
числе
через
тематические
праздники,
развлечения,
комплексные
занятия,
игры-
драматизации, экскурсии и т.д.
(Приложение 1)
Решая задачи правового воспитания, каждый педагог должен строить
свою
работу
в
соответствии
с
конкретными
местными
условия
и
особенностями детей на основе следующих принципов:
«позитивный
центризм»
(отбор
наиболее
актуальных
для
ребенка
этого
возраста знаний);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту
баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении,
может
быть
как
мощным
стимулом
их
развития,
так
и
преградой,
мешающей
проявить
индивидуальные
творческие
способности.
Предметно – игровая среда групп организуется таким образом, чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность
заниматься
любимым
делом.
Развивающая
предметно
–
пространственная
среда
является
основой
индивидуального подхода к ребенку.
Материалы и пособия, предназначенные детям, должны быть доступны,
функциональны, обеспечивать необходимые условия для самореализации
1
детей с разным уровнем развития. Это особенно важно для поддержки
содержательной самостоятельной деятельности старших дошкольников
Старшие дошкольники много времени в самостоятельной деятельности
проводят за столами, поэтому все основные виды деятельности, которые
приобщают детей к миру правовой культуры:
В большинстве случаев дети используют материалы и игры, хранящиеся
в
тематических
уголках,
на
расположенных
неподалёку
полках
и
стеллажах.
Именно
вблизи
рабочей
зоны
мы
оформили
уголок
по
правоведению ,где дети могут:
посмотреть альбом «Я – ребенок и я имею право!»
посмотреть слайды и видеоматериал по правой и нравственной тематике,
познакомиться с иллюстрациями о правах детей.
совершенствовать через дидактические игры, правовые знания, развивать
коммуникативные навыки, получить знания о социальных нормах.
в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право,
понятие,
в
группе
собрана
библиотека,
в
которую
вошли
книги
со
сказками, стихами, пословицами и поговорками, альбомы «Мой город»,
«Москва – столица нашей Родины», «Я – ребенок и я имею
право!»
наборы открыток «Новокузнецк», «Москва»;
в уголке общения, дети могут общаться со сверстниками, рассматривать
себя в зеркале, или смотреть иллюстрации в книжках.
в
уголке
«патриотического
воспитания»
дети
наглядно
знакомятся
с
геральдикой нашей страны, области и города.
в
уголке
по
правоведению
создаем
условия
для
продуктивной
деятельности
,
где
воспитанники
с
удовольствием
занимаются
изготовлением
эмблем,
плакатов,
затем
презентуют
их
взрослым
и
сверстникам.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и
свободах, уважения и терпимости к другим людям мы не только даем
знания, но и создаем условия для их практического применения.
Выбираем ведущие для дошкольников виды деятельности:
игровую
художественно-продуктивную.
Организуем разнообразные игры:
ролевые
театрализованные
дидактические игры
упражнения на развитие эмоциональной сферы
упражнения на развитие эмпатии
2
упражнения на развитие коммуникативных умений и навыков.
Для
повышения
интереса
и
привлечения
внимания
к
педагогически-
ценным пособиям по правовой культуре, дополнительно мотивируем детей
к
играм
и
занятиям
с
ними
своим
личным
участием
в
совместной
деятельности.
Активно привлекаем детей и родителей к участию в оформлении уголков,
совместно придумываем дизайн , рисуем картинки, собираем интересный и
познавательный материал:
Оформили
стенд
«Я
–
ребенок,
и
я
имею
право»
для
ознакомления
родителей с основополагающими документами по правам ребенка:
Международная Конвенция ООН о правах ребенка, 20.11.1989 г.;
Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948 г.;
Декларация принципов толерантности, 16.11.1995 г.;
Конституция РФ
Провели выставки семейных работ «Мама, папа, я – счастливая семья».
Оформили
консультацию
«Семья
глазами
ребенка»
с
использованием
детских работ.
Изготовили памятки для родителей «Семь правил для взрослых», «Пять
рецептов избавления от гнева» и др.
Провели
совместные
физкультурные
праздники
(«Мама,
папа,
я
–
спортивная семья»).
Важным этапом в работе является отслеживание результатов. Два раза в
год проводится мониторинг уровня знаний и навыков.
Выявленные
проблемы
в
знаниях
отдельных
детей
своевременно
корректируются через индивидуальную работу с ребенком. Уровень знаний
наших воспитанников показывает, что мы
делаем самое важное дело –
закладываем фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения
– людей будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Доронова, Т.Н., Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном
образовательном
учреждении
и
в
семье
/
Т.Н.
Доронова
//
Дошкольное
воспитание. – 2001. - № 8. – С. 3 – 8.
2.
Доронова,
Т.Н.,
Право
на
защиту
и
помощь
/
Т.Н.
Доронова
//
Дошкольное воспитание. – 2001. - № 11. – С. 2 – 6.
3.
Доронова, Т.Н., Право на образование / Т.Н. Доронова // Дошкольное
воспитание. – 2001. - № 10. – С. 2 – 6.
3
4.
Доронова,
Т.Н.,
Право
на
охрану
здоровья
/
Т.Н.
Доронова
//
Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 3 – 8.
5.
Доронова, Т.Н., Работа с воспитателями по прфилактике нарушений
прав ребенка в семье / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №
12. – С. 2 – 6.
6.
Зеленова, Н.Г., Программа «Я – ребенок, и я имею право!..» / Н.Г.
Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96 с.
7.
Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.
Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 98 – 103.
8.
Соболева,
М.Н.,
Правовое
воспитание
в
семье
и
ДОУ
/
М.Н.
Соболева, Н.В. Савина // Управление ДОУ. – 2005. -№ 3
9.
Копытова, Н.Н., правовое образование в ДОУ / Н.Н. Копытова. – М.: -
ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
10.
Юдина, Е., Коммуникативное развитие ребенка, его педагогическая
оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. -
№ 9. – С. 23 – 33.
4
Приложение №1
Критерии диагностики уровня ЗУН детей за период с января по май
Фамилия, имя
ребенка
Знания детей
Умение
называть
разные
страны:
Англия,
Франция,
Германия,
Америка,
Россия,
Италия и др.
Умение
называть
разные
националь-
ности
Умение
называть
родную
с т р а н у
–
Россию,
столицу
–
Москву,
свой
родной город
Умение
называть
ч а с т и
т е л а
человека:
руки,
н о г и ,
глаза,
у ш и ,
рот и т.д.
Умение
рассуждать на
тему,
что
у
людей
общего, в чем
различия
Умение
отвечать
на
вопрос
«Что
такое
права
ребенка?»
Умение
называть
документ
о
правах
ребенка:
«Конвенция о
правах
ребенка»
Умение
перечислять
права
ребенка:
на
ж и з н ь
б е з
насилия,
на
воспитание
в
семье, на имя,
на гражданст-
во, на защиту.
5
Приложение №2
Критерии диагностики уровня ЗУН детей за период с января по май
Фамилия, имя
ребенка
Знания детей
Умение называть
разные виды жилья:
многоэтажный дом,
коттедж, изба и др.
Умение называть свой
домашний адрес
Знание пословиц
о доме,
Умение называть
разные профессии:
врач, учитель, водитель,
милиционер, столяр и
др.
Умение рассуждать на
тему «Как сохранить
здоровье?»
Умение называть виды
спорта
Умение рассказывать о
путешествиях, о летнем
отдыхе
Умение перечислять права
ребенка: на жилье и
неприкосновен-ность
жилища, на свободное
перемещение, на
образование, на
собственное мнение, на
отдых, на медицинское
обслуживание
6
Приложение № 3
Таблица №1
Методы выявления знаний
Дид.
игра
«Глобус»
Дид.
игра
« К т о
г д е
живет?»
Б е с е д а
о
Родине
Дид.
игра
«Назови
части тела»
Б е с е д а
о
схожести
и
различиях
людей
разных
национальн
о-стей,
возраста,
пола
Индивиду-
альный
вопрос
каждому
ребенку
во
время
утреннего
приема,
вечером,
в
свободное
время
Индивиду-
альный
вопрос
каждому
ребенку
во
время
утреннего
приема,
вечером,
в
свободное
время
Дид.
игра
«Назовите
права
детей»
Приложение №4
Таблица № 2
Методы выявления знаний
Дид.
игра
«Дома
бывают
разные»
Дид.
игра
« Вд ру г
я
потеряюсь?
»
Дид. игра
«Кто
больше
назовет»
Беседа
« К е м
т ы
хочешь
стать?».
Дид. игра
«Кто
больше
профессий
назовет»
Беседа о
п о л ь з е
спор-
та,
прививок,
здорового
образа
жизни
Дид. игра
«Кто
больше
назовет»
Рассказы
д е т е й
о
летнем
отдыхе
Дид.
игра
«Назовите
права
детей»
7
Приложение №5
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Предполагаемые
игры
и
упражнения
могут
проводиться
на
прогулке,
во
время
утреннего приема, в вечерние часы.
«Ласковые имена»
Цель: воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: мяч.
Все встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени.
Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имен.
«Разноцветный букет»
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и
удовольствие.
Ведущий предлагает детям под музыку превратиться в осенние листочки (снежинки,
бабочки и т.д.) и покружиться. Потом каждый листочек выбирает себе пару, объясняя,
почему этот листочек нравится ему больше всех. Воспитатель должен следить за тем,
чтобы в танце не осталось «одиноких листочков».
«Комплименты»
Цель: развивать
в
детях
чувство
сопереживания
и
поддержки,
учить
устранять
конфликты мирным путем.
Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько
добрых
слов,
за
что-то
похвалить
его.
Игрок,
принимающий
комплимент,
говорит:
«Спасибо, мне очень приятно», затем он говорит комплимент своему соседу и т.д. Если
ребенок затрудняется подобрать нужные слова, воспитатель должен подбодрить его и
помочь. Можно вместо комплимента сказать «вкусное, сладкое, цветочное» слово.
«Семейный альбом»
Цель: укреплять у детей семейные связи и привязанности, уважение к семейным
ценностям.
Оборудование: альбом с семейными фотографиями.
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Воспитатель вместе с ребенком
рассматривают семейный альбом. Воспитатель задает ребенку вопросы: «Кто это? Как
зовут твоих близких? Где вы отдыхали летом? Кого ты любишь больше всех?».
«Солнечный зайчик»
Цель: воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, способствовать
созданию в группе атмосферы тепла и взаимопонимания.
Оборудование: зеркало.
Ведущий с помощью зеркала в солнечный день пускает по группе солнечного зайчика,
предлагая детям поймать его. Затем ведущий говорит, что он тоже поймал зайчика, и
просит передать его по кругу, чтобы каждый ребенок мог приласкать его, согреть теплом.
Когда зайчик возвращается к ведущему, он обращает внимание детей на то, что зайчик,
обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. Зайчика выпускают, но каждый
ловит частички его тепла.
8
«Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к
другу, развивать коммуникативные способности.
Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям
присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого
или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. Воспитатель
предлагает детям построить пирамиду любви. «Я назову что-то любимое и положу в центр
свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть руки сверху, так
наша пирамида будет расти».
Когда
пирамида
становится
очень
большой,
ведущий
спрашивает
детей:
«Вы
чувствуете тепло ваших рук? Большая у нас получилась пирамида? А почему? Потому что
мы очень многих и многое любим».
«Я имею право…»
Цель: дать правовые знания.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка,
картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции.
Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и
раскладывают около шаблона «Я имею право…». Затем ребенок объясняет свой выбор,
остальные обсуждают правильность принятого решения.
9