Напоминание

Организация предметно-развивающей среды подготовительной группы ДОУ по правовому воспитанию


Автор: Болгова Елена Лаврентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация предметно-развивающей среды подготовительной группы ДОУ по правовому воспитанию
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация предметно-развивающей среды подготовительной

группы ДОУ по правовому воспитанию
Болгова Елена Лаврентьевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 125» общеразвивающего вида «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»- констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны. Поэтому мы обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами человека Нами разработана система работы по правовому воспитанию детей через разнообразные формы организации детей, в том числе через тематические праздники, развлечения, комплексные занятия, игры- драматизации, экскурсии и т.д. (Приложение 1) Решая задачи правового воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условия и особенностями детей на основе следующих принципов:  «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);  непрерывность и преемственность педагогического процесса;  дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;  рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;  деятельностный подход;  развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Предметно – игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Развивающая предметно – пространственная среда является основой индивидуального подхода к ребенку. Материалы и пособия, предназначенные детям, должны быть доступны, функциональны, обеспечивать необходимые условия для самореализации 1
детей с разным уровнем развития. Это особенно важно для поддержки содержательной самостоятельной деятельности старших дошкольников Старшие дошкольники много времени в самостоятельной деятельности проводят за столами, поэтому все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру правовой культуры: В большинстве случаев дети используют материалы и игры, хранящиеся в тематических уголках, на расположенных неподалёку полках и стеллажах. Именно вблизи рабочей зоны мы оформили уголок по правоведению ,где дети могут:  посмотреть альбом «Я – ребенок и я имею право!»  посмотреть слайды и видеоматериал по правой и нравственной тематике,  познакомиться с иллюстрациями о правах детей.  совершенствовать через дидактические игры, правовые знания, развивать коммуникативные навыки, получить знания о социальных нормах.  в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, в группе собрана библиотека, в которую вошли книги со сказками, стихами, пословицами и поговорками, альбомы «Мой город», «Москва – столица нашей Родины», «Я – ребенок и я имею право!» наборы открыток «Новокузнецк», «Москва»;  в уголке общения, дети могут общаться со сверстниками, рассматривать себя в зеркале, или смотреть иллюстрации в книжках.  в уголке «патриотического воспитания» дети наглядно знакомятся с геральдикой нашей страны, области и города.  в уголке по правоведению создаем условия для продуктивной деятельности , где воспитанники с удовольствием занимаются изготовлением эмблем, плакатов, затем презентуют их взрослым и сверстникам. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям мы не только даем знания, но и создаем условия для их практического применения. Выбираем ведущие для дошкольников виды деятельности:  игровую  художественно-продуктивную. Организуем разнообразные игры:  ролевые  театрализованные  дидактические игры  упражнения на развитие эмоциональной сферы  упражнения на развитие эмпатии 2
 упражнения на развитие коммуникативных умений и навыков. Для повышения интереса и привлечения внимания к педагогически- ценным пособиям по правовой культуре, дополнительно мотивируем детей к играм и занятиям с ними своим личным участием в совместной деятельности. Активно привлекаем детей и родителей к участию в оформлении уголков, совместно придумываем дизайн , рисуем картинки, собираем интересный и познавательный материал:  Оформили стенд «Я – ребенок, и я имею право» для ознакомления родителей с основополагающими документами по правам ребенка:  Международная Конвенция ООН о правах ребенка, 20.11.1989 г.;  Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948 г.;  Декларация принципов толерантности, 16.11.1995 г.;  Конституция РФ  Провели выставки семейных работ «Мама, папа, я – счастливая семья».  Оформили консультацию «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.  Изготовили памятки для родителей «Семь правил для взрослых», «Пять рецептов избавления от гнева» и др.  Провели совместные физкультурные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья»). Важным этапом в работе является отслеживание результатов. Два раза в год проводится мониторинг уровня знаний и навыков. Выявленные проблемы в знаниях отдельных детей своевременно корректируются через индивидуальную работу с ребенком. Уровень знаний наших воспитанников показывает, что мы делаем самое важное дело – закладываем фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения – людей будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доронова, Т.Н., Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8. – С. 3 – 8. 2. Доронова, Т.Н., Право на защиту и помощь / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 11. – С. 2 – 6. 3. Доронова, Т.Н., Право на образование / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 10. – С. 2 – 6. 3
4. Доронова, Т.Н., Право на охрану здоровья / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 3 – 8. 5. Доронова, Т.Н., Работа с воспитателями по прфилактике нарушений прав ребенка в семье / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 2 – 6. 6. Зеленова, Н.Г., Программа «Я – ребенок, и я имею право!..» / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96 с. 7. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 98 – 103. 8. Соболева, М.Н., Правовое воспитание в семье и ДОУ / М.Н. Соболева, Н.В. Савина // Управление ДОУ. – 2005. -№ 3 9. Копытова, Н.Н., правовое образование в ДОУ / Н.Н. Копытова. – М.: - ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. 10. Юдина, Е., Коммуникативное развитие ребенка, его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 9. – С. 23 – 33. 4
Приложение №1
Критерии диагностики уровня ЗУН детей за период с января по май

Фамилия, имя

ребенка

Знания детей
Умение называть разные страны: Англия, Франция, Германия, Америка, Россия, Италия и др. Умение называть разные националь- ности Умение называть родную с т р а н у – Россию, столицу – Москву, свой родной город Умение называть ч а с т и т е л а человека: руки, н о г и , глаза, у ш и , рот и т.д. Умение рассуждать на тему, что у людей общего, в чем различия Умение отвечать на вопрос «Что такое права ребенка?» Умение называть документ о правах ребенка: «Конвенция о правах ребенка» Умение перечислять права ребенка: на ж и з н ь б е з насилия, на воспитание в семье, на имя, на гражданст- во, на защиту. 5
Приложение №2
Критерии диагностики уровня ЗУН детей за период с января по май

Фамилия, имя

ребенка

Знания детей
Умение называть разные виды жилья: многоэтажный дом, коттедж, изба и др. Умение называть свой домашний адрес Знание пословиц о доме, Умение называть разные профессии: врач, учитель, водитель, милиционер, столяр и др. Умение рассуждать на тему «Как сохранить здоровье?» Умение называть виды спорта Умение рассказывать о путешествиях, о летнем отдыхе Умение перечислять права ребенка: на жилье и неприкосновен-ность жилища, на свободное перемещение, на образование, на собственное мнение, на отдых, на медицинское обслуживание 6
Приложение № 3
Таблица №1

Методы выявления знаний
Дид. игра «Глобус» Дид. игра « К т о г д е живет?» Б е с е д а о Родине Дид. игра «Назови части тела» Б е с е д а о схожести и различиях людей разных национальн о-стей, возраста, пола Индивиду- альный вопрос каждому ребенку во время утреннего приема, вечером, в свободное время Индивиду- альный вопрос каждому ребенку во время утреннего приема, вечером, в свободное время Дид. игра «Назовите права детей» Приложение №4
Таблица № 2

Методы выявления знаний
Дид. игра «Дома бывают разные» Дид. игра « Вд ру г я потеряюсь? » Дид. игра «Кто больше назовет» Беседа « К е м т ы хочешь стать?». Дид. игра «Кто больше профессий назовет» Беседа о п о л ь з е спор- та, прививок, здорового образа жизни Дид. игра «Кто больше назовет» Рассказы д е т е й о летнем отдыхе Дид. игра «Назовите права детей» 7
Приложение №5
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Предполагаемые игры и упражнения могут проводиться на прогулке, во время утреннего приема, в вечерние часы.
«Ласковые имена»

Цель:
воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
мяч. Все встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени. Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имен.
«Разноцветный букет»

Цель:
учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ведущий предлагает детям под музыку превратиться в осенние листочки (снежинки, бабочки и т.д.) и покружиться. Потом каждый листочек выбирает себе пару, объясняя, почему этот листочек нравится ему больше всех. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в танце не осталось «одиноких листочков».
«Комплименты»

Цель:
развивать в детях чувство сопереживания и поддержки, учить устранять конфликты мирным путем. Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Игрок, принимающий комплимент, говорит: «Спасибо, мне очень приятно», затем он говорит комплимент своему соседу и т.д. Если ребенок затрудняется подобрать нужные слова, воспитатель должен подбодрить его и помочь. Можно вместо комплимента сказать «вкусное, сладкое, цветочное» слово.
«Семейный альбом»

Цель:
укреплять у детей семейные связи и привязанности, уважение к семейным ценностям.
Оборудование:
альбом с семейными фотографиями. Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Воспитатель вместе с ребенком рассматривают семейный альбом. Воспитатель задает ребенку вопросы: «Кто это? Как зовут твоих близких? Где вы отдыхали летом? Кого ты любишь больше всех?».
«Солнечный зайчик»

Цель:
воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, способствовать созданию в группе атмосферы тепла и взаимопонимания.
Оборудование:
зеркало. Ведущий с помощью зеркала в солнечный день пускает по группе солнечного зайчика, предлагая детям поймать его. Затем ведущий говорит, что он тоже поймал зайчика, и просит передать его по кругу, чтобы каждый ребенок мог приласкать его, согреть теплом. Когда зайчик возвращается к ведущему, он обращает внимание детей на то, что зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. Зайчика выпускают, но каждый ловит частички его тепла. 8

«Пирамида любви»

Цель:
воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивать коммуникативные способности. Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. Воспитатель предлагает детям построить пирамиду любви. «Я назову что-то любимое и положу в центр свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть руки сверху, так наша пирамида будет расти». Когда пирамида становится очень большой, ведущий спрашивает детей: «Вы чувствуете тепло ваших рук? Большая у нас получилась пирамида? А почему? Потому что мы очень многих и многое любим».
«Я имею право…»

Цель:
дать правовые знания.
Оборудование:
набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка, картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции. Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения. 9


В раздел образования