Напоминание

Развитие речевой культуры на уроках математики


Автор: Каменева Марина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ"Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В."
Населённый пункт: Курганская область Кетовский район п. КГСХА
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевой культуры на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Развитие речевой культуры на уроках математики. В условиях реализации ФГОС ОО стратегической целью является формирование умения «учиться». Для её достижения ученик должен овладеть основными универсальными учебными действиями. Необходимым условием формирования всей системы универсальных и предметных (математических) действий является развитие математической речи обучающихся. Новый стандарт основного общего школьного образования рассматривает речь как необходимый компонент лично стных, метапредметных и предметных результатов обучения. В частности, отмечается необходимость усвоения обучающимися математического языка и математической речи, выделяется знание языка алгебры, геометрии, а также умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Развитие математической речи - важная задача учителя математики. Грамотная математическая речь существенно влияет на развитие мышления обучающихся, на их общую математическую культуру, содействует углублению понимания изучаемого материала. Низкий уровень сформированности культуры математической речи проявляется в неумении устанавливать отношения между содержанием математического факта и его внешним выражением, в неумении адекватно понять или выразить содержащуюся в том или ином предложении информацию. Анализ ответов обучающихся на уроках математики свидетельствует о том, что во многих случаях они не умеют излагать свои мысли связно, грамотно, логично, грамматически неверно строят предложения, не умеют правильно оформлять записи, чертежи, схемы, допускают много ошибок, неточностей в написании и произнесении математических терминов. Формирование культуры математической речи обучающихся начинается при общении с учителем на уроке. Развитию речевой культуры, прежде всего, способствует речь самого учителя, которая воспринимается обучающимися как некий образец. Учитель должен логично и грамотно излагать материал, чем формирует у обучающихся цельность представления об объекте изучения. В своей работе с целью развития математической грамотности и культуры речи применяю следующие виды работ: 1. Математический диктант (задания по переходу от словесной записи к символической и обратно; Запись математического термина по его лексическому значению, например «Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла -… ) 2. Словарный диктант (правильное написание математических терминов) 3. Формулировка определений и теорем, доказательство теорем 4. Устная работа (устные ответы обучающихся) 5. Решение задач с комментированием ответов 6. Работа в парах (совместный поиск решения проблемы, обоснование, вывод)
7. Сообщение (выступление с докладом по теме урока) 8. Составление и отгадывание кроссвордов и чайнвордов по пройденной теме Обозначу основные направления по развитию речевой культуры на моих уроках 1. При проверке тетрадей (творческих работ, индивидуальных заданий) не только смотреть решение и ответ, но и исправлять орфографические ошибки 2. Творческие домашние задания: подготовить сообщение, доклад с использованием математических словарей, энциклопедий. 3. Ведение математических словарей (Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов не только сообщается, но и изучается происхождение термина, дословный перевод, научный смысл) 4. Слушая устные ответы обучающихся, анализировать не только что говорит, а правильность произношения терминов и определений, построение предложений 5. Оформление математических стендов в кабинете «Пишите правильно» ( например, «гипотенуза», «биссектриса»…), «Говорите правильно» (например «километр», ударение на букву «е») Особая роль в развитии речевой культуры отводится работе с книгой, основные задачи которой, развитие техники чтения, пополнение словарного запаса, умение выделять в тексте главное, видеть непонятные слова, умение понимать математический текст, выделять в нём главные и опорные слова. Оправдано применение других форм работы по развитию грамотности и культуры речи на уроках математики, таких как создание книжек-памяток, закладок с написанными терминами. Учащиеся 5-7 классов любят эту работу и с увлечением выполняют ее. В старших классах предлагается написать эссе, сочинения на тему: «Математика в жизни моих родителей», «Математика в моей будущей профессии», «Почему я люблю математику». Таким образом, овладение математическими знаниями неразрывно связано с культурой математической речи. Данные формы и методы работы позволяют обучающимся воспринимать научно-учебную информацию, обобщать, сравнивать и делать выводы, что позволяет им быть успешным в учёбе, и жизни.


В раздел образования