Автор: Каменева Марина Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МКОУ"Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В." Населённый пункт: Курганская область Кетовский район п. КГСХА Наименование материала: статья Тема: Развитие речевой культуры на уроках математики Раздел: полное образование
Развитие речевой культуры на уроках математики.
В условиях реализации ФГОС ОО стратегической целью
является
формирование
умения
«учиться».
Для
её
достижения
ученик
должен
овладеть основными универсальными учебными действиями. Необходимым
условием
формирования
всей
системы
универсальных
и
предметных
(математических)
действий
является
развитие
математической
речи
обучающихся. Новый стандарт основного общего школьного образования
рассматривает
речь
как
необходимый
компонент
лично стных,
метапредметных
и
предметных
результатов
обучения.
В
частности,
отмечается необходимость усвоения обучающимися математического языка и
математической речи, выделяется знание языка алгебры, геометрии, а также
умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Развитие математической речи - важная задача учителя математики.
Грамотная математическая речь существенно влияет на развитие мышления
обучающихся,
на
их
общую
математическую
культуру,
содействует
углублению
понимания
изучаемого
материала.
Низкий
уровень
сформированности культуры математической речи проявляется в неумении
устанавливать отношения между содержанием математического факта и его
внешним
выражением,
в
неумении
адекватно
понять
или
выразить
содержащуюся в том или ином предложении информацию. Анализ ответов
обучающихся на уроках математики свидетельствует о том, что во многих
случаях они не умеют
излагать свои мысли связно, грамотно, логично,
грамматически неверно строят предложения, не умеют правильно оформлять
записи, чертежи, схемы, допускают много ошибок, неточностей в написании
и произнесении математических терминов.
Формирование культуры математической речи обучающихся начинается
при общении с учителем на уроке. Развитию речевой культуры,
прежде
всего,
способствует
речь
самого
учителя,
которая
воспринимается
обучающимися как некий образец.
Учитель должен логично
и грамотно
излагать материал, чем формирует у обучающихся цельность представления
об объекте изучения.
В своей работе с
целью развития математической грамотности и
культуры речи применяю следующие виды работ:
1.
Математический диктант (задания по переходу от словесной записи к
символической и обратно; Запись математического термина
по его
лексическому
значению,
например
«Сторона
прямоугольного
треугольника, лежащая напротив прямого угла -… )
2.
Словарный диктант (правильное написание математических терминов)
3.
Формулировка определений и теорем, доказательство теорем
4.
Устная работа (устные ответы обучающихся)
5.
Решение задач с комментированием ответов
6.
Работа в парах (совместный поиск решения проблемы, обоснование,
вывод)
7.
Сообщение (выступление с докладом по теме урока)
8.
Составление и отгадывание кроссвордов и чайнвордов по пройденной
теме
Обозначу основные направления по развитию речевой культуры на моих
уроках
1.
При проверке тетрадей (творческих работ, индивидуальных заданий) не
только смотреть решение и ответ, но и исправлять орфографические
ошибки
2.
Творческие
домашние
задания:
подготовить
сообщение,
доклад
с
использованием математических словарей, энциклопедий.
3.
Ведение
математических
словарей
(Для
того,
чтобы
обеспечить
правильное
употребление
учащимися
математических
терминов,
обозначающих
понятия,
каждый
из
этих
терминов
не
только
сообщается,
но
и
изучается
происхождение
термина,
дословный
перевод, научный смысл)
4.
Слушая
устные
ответы
обучающихся,
анализировать
не
только
что
говорит,
а
правильность
произношения
терминов
и
определений,
построение предложений
5.
Оформление математических стендов в кабинете «Пишите правильно»
(
например,
«гипотенуза»,
«биссектриса»…),
«Говорите
правильно»
(например «километр», ударение на букву «е»)
Особая роль в развитии речевой культуры отводится работе с книгой,
основные задачи которой, развитие техники чтения, пополнение словарного
запаса, умение выделять в тексте главное, видеть непонятные слова, умение
понимать математический текст, выделять в нём главные и опорные слова.
Оправдано применение других форм работы
по развитию грамотности и
культуры речи на уроках математики, таких как создание книжек-памяток,
закладок с написанными терминами. Учащиеся 5-7 классов любят эту работу
и с увлечением выполняют ее. В старших классах предлагается написать эссе,
сочинения на тему: «Математика в жизни моих родителей», «Математика в
моей будущей профессии», «Почему я люблю математику».
Таким образом, овладение математическими знаниями неразрывно связано
с
культурой
математической
речи.
Данные
формы
и
методы
работы
позволяют
обучающимся
воспринимать
научно-учебную
информацию,
обобщать, сравнивать и делать выводы, что позволяет им быть успешным в
учёбе, и жизни.