К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология.
Автор: Гаан Светлана Олеговна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО Наименование материала: Рабочая программа Тема: К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология. Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ № 8)
Рабочая программа
внеурочной деятельности филологической студии
«К тайнам слова:
занимательная лексика и фразеология»
(общеинтеллектуальное направление)
для 5 в, г классов
1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор-составитель:
учитель МБОУ СОШ №8
Гаан Светлана Олеговна
2016-2017 учебный год
Аннотация
Рабочая программа филологической студии «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5 класс. Авторы-составители: Гаан
С.О., Шейко М.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности филологической студии «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» в 5 классе
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8, с учетом рабочей программы внеурочной деятельности по
русскому языку. 5-9 классы / Сост. Т.Н. Трунцева.- М.: ВАКО, 2015.- 32 с.- (Рабочие программы).
Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, спланирована в соответствии с основными положениями
системно-деятельностного подхода в обучении, содействует успешной подготовке обучающихся 5-х классов к участию в олимпиадах, развивает
творческий потенциала учащихся.
Календарно-тематическое планирование соответствует методическим рекомендациям автора учебно-методического комплекта.
В программе, спланированной достаточно подробно, указывается тема, элемент содержания, характеристика основных видов деятельности.
Программа
ориентирована
на
использование
современных
технологий:
проблемно-поискового
обучения
и
личностно-ориентированного
развивающего обучения.
Курс развивающих занятий создает условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребенка к раз -
мышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм
самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство.
Программа для 5 класса предполагает 35 часов (1 час в неделю).
1.
«Ярмарка идей»
2.
«Слово о словах»
3.
«Что в имени тебе моем...»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности филологической студии «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» в 5 классе
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом рабочей программы
внеурочной деятельности по русскому языку. 5-9 классы / Сост. Т.Н.Трунцева.- М.: ВАКО, 2015.- 32 с.- (Рабочие программы), в соответствии с
образовательной программой МБОУ СОШ №8.
Изучение программы внеурочной деятельности филологической студии «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для 5 класса,
согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение цели:
создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по
русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»;
формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;
проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»;
формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
•
развитие интереса к русскому языку;
•
углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
•
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
•
формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
•
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
•
совершенствование общего языкового развития учащихся;
•
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
•
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
•
воспитание культуры обращения с книгой;
•
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
•
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие
:
•
развивать смекалку и сообразительность;
•
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
•
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
•
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
В
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
для
образовательных учреждений Российской Федерации предусмотрены часы внеурочной деятельности. На изучение курса филологической студии
«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» в 5 классах отводится 35 часов, 1 занятие в неделю.
Виды контроля: входной, текущий, итоговый.
Формы
контроля:
устный
опрос,
участие
в
коллективном
диалоге,работа
в
группе,мини-исследование,практикум,составление
презентации,устное иллюстрирование, тестирование.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
соответствии
с
Положением
о
внеурочной
деятельности
в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
«Средняя
общеобразовательная
школа
№8»
муниципального
образования
г.
Ноябрьск»,
утвержденным
приказом МБОУ СОШ №8 от 23.03.2016г.№ 216-од «О новой редакции Положений «О рабочей программе», «О внеурочной деятельности» в
МБОУ СОШ №8 в соответствии с ФГОС».
Форма проведения промежуточной аттестации: тестирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты освоения программы по каждому тематическому разделу
Тема 1. «Ярмарка идей». Всего часов 5.
Личностные УУД:
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста, к
самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
Слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
Формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых
высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию-к выбору в
ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные:
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы.
Предметные УУД:
Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности.
Тема 2. «Слово о словах». Всего часов 20
Личностные УУД:
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности;
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
Формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой;
Слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные:
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;
Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова;
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий;
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной деятельности.
Предметные УУД:
Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи;
Научиться выполнять индивидуальный проект при консультативной помощи учителя;
Научится производить исследование;
Научиться планировать и реализовать игровую деятельность.
Тема 3. «Что в имени тебе моем…». Всего часов 10
Личностные УУД:
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста;
Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию,
творческой деятельности.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
Слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
Формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых
высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные:
Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию-к выбору в
ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий и самокоррекции;
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа;
Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Предметные УУД:
Научиться находить необходимую информацию;
Научиться выполнять индивидуальный проект в составе группы;
Научиться выполнять коллективный проект;
Научиться производить лингвистическое иллюстрирование.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Разделы
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Тема 1. «Ярмарка идей»
Планирует собственную
деятельность.
Формулирует
проблемы,
ставить
проблемные
вопросы. Выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план
действий
и
конечную
цель. Осуществляет самоконтроль,
взаимоконтроль
и
взаимопомощь.
формировать
способности
видеть
и
понимать
окружающий
мир.
Находит компромиссы, иметь позитивные навыки общения.
Осознает свою роль в
мире; наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
Оформляет свои
мысли в устной и письменной речи.
Тема 2. «Слово о словах»
Адекватно воспринимает аргументированную критику ошибок и учитывать её в
работе
над
ошибками.
Работает
в
группе,
команде. Сопоставляет и отбирает
информацию,
полученную
из
различных
источников
(словари,
энциклопедии,
справочники,
электронные
диски,
сеть
Интернет). Воспитывает уважение к себе,
чувство
собственного
достоинства.
Самостоятельно создает
способы
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера. Создает
условия
для
проявления
творческой индивидуальности.
Тема 3. «Что в имени тебе моем…»
Работает в
группе,
команде. Моделирует
(представлять
способ
действия
в
виде
схемы-модели, выделяя все существенное и главное).
О ценивает свои и чужие
результаты. Вырабатывает
установку
на
здоровый
и
безопасный
образ
жизни,
нетерпимости
и
умения
противостоять
действиям
и
влияниям,
представляющим
угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих
возможностей. Развивает доброжелательность, доверие и внимательность к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Сравнивает разные точки зрения, считаться с
мнением
другого
человека,
проявлять
терпение
и
доброжелательность
в
споре,
доверие к собеседнику.
Выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план
действий
и
конечную
цель; осуществляет
самоконтроль,
взаимоконтроль
и
взаимопомощь.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Проекты:
«Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических
текстов);
«Иллюстрируем этимологический словарь»;
Составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»);
Составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»);
«Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес”»;
«Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по
выбору учащихся));
«Крылатые выражения и фразеологизмы»;
«Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов»;
«Виды паронимов и способы их образования»;
Составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне»,
«Тайны капитана Немо»);
«Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря».
Содержание программы внеурочной деятельности филологической студии
«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
I.
«ЯРМАРКА ИДЕЙ» (5ч)
Тема 1. Что я умею, что могу? (1ч)
Формирование
Творческой
лаборатории
проектирования
индивидуального
маршрута
саморазвития
в
соответствии
с
потребностями
учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).
Тема 2. Через тернии к звездам (1ч)
Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации
Программы
саморазвития)
с
учетом
необходимости
углубления
и
расширения
теоретических
знаний
и
представле ний
о
лексическом,
фразеологическом составе русского языка.
Темы 3-5. Эврика! (3 ч)
В
ходе
проведения
«Ярмарки
идей»
происходит
выбор
эффективных
(наиболее
интересных)
форм
решения
задачи:
Творческих
мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем. Составление плана
исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя.
II.
«СЛОВО О СЛОВАХ» (20 ч)
Тема 6. Имена вещей (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с
лингвистическими
словарями
русского
языка»,
«Знакомство
с
особенностями
словарной
статьи»,
«Сравнение
роли
энциклопедических
и
лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 7. В царстве смыслов много дорог (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-
омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений
слова».
Проект:
«Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на
основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион».
Тема 8. Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков
многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный
поединок. Многозначные слова».
Тема 9. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, В.
Маяковского и др.».
Коллективный проект:
составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем
творчестве неологизмы». Защита презентаций.
Тема 10. Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие
«этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект:
«Иллюстрируем этимологический словарь».
Тема 11. Об одном и том же разными словами (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова-
синонимы:
правильное
употребление
в
речи»,
«Лексические
нормы
синони м о в » .
Индивидуальный
проект:
составление
тематических
словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое
рисованние с использованием синонимов (словарей синонимов).
Коллективный проект:
«Какого слова не хватает?» (редактирование текстов
школьных сочинений).
Тема 12. Слова-антиподы ( 1 ч )
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах».
Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка.
Индивидуальный
проект:
составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»). Уст ное
иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов).
Коллективный проект:
«Легко — сложно»
(редактирование текстов школьных сочинений).
Тема 13. Ума палата, или О фразеологических оборотах (2 ч)
Работа Творческой мастерской
(лаборатории)
исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический
оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи».
Индивидуальный проект:
«Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке
из повести А. Рыбакова “Приключения Кроша”».
Коллективный проект:
«Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л.
Кэрролла “Алиса в Стране чудес”». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».
Тема 14. Словари «чужих» слов (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных
слов», «Устойчивые обороты».
Индивидуальный проект:
«Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения
иностранных слов».
Коллективный проект:
«Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».
Тема 15. «Он весь свободы торжество» (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия
«литературный язык», «живая народная речь».
Коллективный проект:
«Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».
Тема 16. Мы говорим его стихами (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».
Коллективный проект:
«Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по выбору
учащихся)).
Индивидуальный проект:
«Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений).
Тема 17. Слова уходящие (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические
нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Игра «Грамматический аукцион».
Групповой проект:
«Лингвистическое иллюстрирование
архаизмов, историзмов».
Тема 18. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы».
Индивидуальный проект:
«Виды паронимов и
способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион».
Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.
Темы 19-20. Словарь-грамотей (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении
орфографического словаря.
Коллективный проект:
составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря
(«Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»),
Индивидуальный
проект:
«Устное (письменное) лингвистическое
рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.
III.
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...» (10ч)
Тема 21. Научная этимология (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья этимологического словаря».
Индивидуальные
проекты
(с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхожде ния слов “вол”, “волк” и
“волынка”», «Родственники ли слова “запонка” и “запятая”?»
Тема 22. Какие бывают имена? (1 ч)
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Понятие
«ономастика».
Индивидуальный
проект:
«История
происхождения традиционных кличек животных на Руси».
Коллективный проект:
«Способы и причины образования омонимов среди имен
собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.
Тема 23. Древнерусские имена (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования
древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения
русских
имен».
Индивидуальный
проект:
«Первые
русские имена».
Коллективный проект:
«Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина).
Тема 24. Отчество и фамилия (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке»,
«Антропонимика».
Коллективный проект:
«Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова).
Тема 25. Времена года (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев».
Индивидуальный проект:
«Как назывались
месяцы в Древней Руси?» Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала.
Тема 26. О том, что мы носим (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.
Коллективный
проект:
«Названия некоторых предметов одежды».
Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».
Тема 27. Растения — почему их так называют? (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.
Индивидуальный проект:
«Названия некоторых растений». Подготовка
и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».
Тема 28. Птицы и звери — почему их так называют? ( 2 ч )
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Коллективный
проект:
«Названия
некоторых
животных».
Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале.
Воспитывающий и развивающий потенциал
Программа внеурочной деятельности посвящена одному из самых интересных разделов линг вистики — лексикологии. Данная программа
поможет закрепить знания и навыки, полученные учащимися на уроках, а также вовлечь обучающихся в системную исследовательскую,
проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, позволит удержать интерес к предмету «Русский язык» у
обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких
школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам ра боты по развитию речи обучающихся
и направлена на расширение активного словаря детей, формирование умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и
развитию лексические ресурсы родного языка. Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого
ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Межпредметные связи
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики
и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньше к себе внимания, чем работа чисто
грамматическая. В школьных программах по русскому языку для 5-6 классов придается большое значение лексической работе. В основном работа
направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения а связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить
этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке.
Развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам изучения
Программа рассчитана на один год в 5 или 6 классе. Общее количество часов по программе 35 (1 занятие в неделю).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы
Название темы
Планируемые образовательные результаты
Количество
часов,
отводимых на
освоение темы
Обучающийся научится:
Обучающийся получит
возможность научиться:
1
«Ярмарка идей»
5
с о б л ю д а т ь
о с н о в н ы е
л е к с и ч е с к и е
п р а в и л а
с о в р е м е н н о го
р у с с ко г о
литературного языка;
извлекать
н е о бход и м у ю
информацию
из
толкового
словаря
и
справочников,
использовать ее в различных
видах деятельности.
о п о з н а в а т ь
о с н о в н ы е
выразительные
средст ва
лексики;
объяснять
общие
принципы
классификации
словарного
состава русского языка;
аргументировать
различие
л е к с и ч е с к о г о
и
грамматического
значений
слова;
в ы р а з и т е л ь н о
ч и т а т ь
прозаические и поэтические
тексты;
извлекать
н е обход и м ую
и н ф о р м а ц и ю
и з
мультимедийных словарей и
справочников;
использовать
е е
в
р а з л и ч н ы х
в и д а х
деятельности,
составлять
т в о рч е с к у ю
р а б о т у
п о
алгоритму
ее
выполнения
при консультативной помощи
учителя.
2
«Слово о словах»
20
производить
лексический
анализ
слова,
характеризуя
л е к с и ч е с к о е
з н а ч е н и е ,
принадлежность слова к группе
однозначных
или
многозначных
с л о в ,
у к а з ы в а я
п р я м о е
и
о п о з н а в а т ь
о м о н и м ы ,
с и н о н и м ы ,
а н т о н и м ы ,
паронимы разных видов;
оценивать
собственную
и
чужую речь с точки зрения
т о ч н о г о ,
у м е с т н о г о
и
переносное
значение
слова,
п р и н а д л е ж н о с т ь
с л о в а
к
активной или пассивной лексике,
а
т а к ж е
у к а з ы в а я
с ф е р у
употребления и стилистическую
окраску слова;
группировать
слова
по
тематическим группам;
п од б и р а т ь
к
с л о в а м
синонимы, антонимы;
опознавать
фразеологические обороты;
соблюдать
лексические
нормы в устных и письменных
высказываниях;
использовать
лексическую
с и н о н и м и ю
к а к
с р е д с т в о
исправления
неоправданного
повтора
в
речи
и
как
средство
связи предложений в тексте.
выразительного
словоупотребления;
о п о з н а в а т ь
о с н о в н ы е
выразительные
средст ва
лексики
и
фразеологии
в
п у б л и ц и с т и ч е с к о й
и
художе ственной
речи
и
оценивать
их,
объяснять
особенности
употребления
л е кс и ч е с к и х
с р ед с т в
в
т е к с т а х
н а у ч н о г о
и
официально-делового стилей
речи.
3
«Что в имени тебе моем…»
10
Пользоваться различными
в и д а м и
л е к с и ч е с к и х ,
этимологиче ских
с л о в а р е й
(толковый
словарь,
словарь
с и н о н и м о в ,
а н т о н и м о в ,
фразеологический словарь и др.)
и
использовать
полученную
информацию в различных видах
деятельности.
Извлекать
необходимую
информацию
из
лексических,
этимологиче ских
с л о ва р е й
разного типа (толковый словарь,
словарь синонимов, антонимов,
фразеологический словарь и др.)
и
справочников,
в
том
числе
мультимедийных,
использовать
эту
информацию
в
различных
в и д а х
т в о р ч е с к о й ,
исследовательской,
аналитической деятельности.
№
п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
Элемент содержания
Контрольно-оценочная деятельность
План
Факт
Вид
1
Тема 1: «Ярмарка идей». Всего 5 часов
1.1
Тема:
Что
я
умею,
что
могу?
1
Проектирование
индивидуального
маршрут а
саморазвития
в
соответствии
с
потребностями
учащихся,
с
диагностикой проблемных зон в
изучении
учащимися
разделов
п р ед м е т а
« ру с с к и й
я з ы к »
(лексика, фразеология).
Входной
1.2
Тема:
Через
тернии
к
звездам.
1
С о вм е с т н о е
п л а н и р о в а н и е
м а р ш р у т о в
в о с п о л н е н и я
проблемных
зон
(первичное
проектирование индивидуальных
м а р ш р у т о в
р е а л и з а ц и и
Программы
саморазвития)
с
у ч е т о м
н е о б х о д и м о с т и
у гл убл е н и я
и
р а с ш и р е н и я
т е о р е т и ч е с к и х
з н а н и й
и
представлений
о
лексическом,
ф раз еологич е ском
с о с т а в е
русского языка
Текущий
1.3
1.4
1.5
Тема: Эврика!
3
В
ходе
проведения
«Ярмарки
и д е й »
п р о и с хо д и т
в ы б о р
э ф ф е к т и в н ы х
( н а и б о л е е
интересных)
форм
решения
задачи:
Творческих
мастерских
ю н о г о
и с с л е д о в а т е л я
х уд о ж е с т в е н н о г о
т е к с т а ,
Творческих
лабораторий
работы
с
этимологическими
словарями.
С о с т а в л е н и е
п л а н а
исследовательской,
аналитической
работы,
выбор
н е о б х о д и м о й
н а у ч н о й ,
с п р а в о ч н о й
л и т е р а т у р ы ,
определение
круга
проблем
исследователя.
Текущий
2
Тема 2: «Слово о словах». Всего 20 часов
2.1
Тема: Имена вещей.
1
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории) исследователя.
Темы
сообщений
:
«Уточнение
понятия о лексическом значении
с л о в » ,
« З н а к о м с т в о
с
лингвистическими
словарями
русского
языка»,
«Знакомство
с
о с о бе н н о с т я м и
с л о в а р н о й
ст атьи»,
«Сравнение
р о л и
э н ц и к л о п е д и ч е с к и х
и
лингвистических
словарей».
Обучение
умению
пользоваться
р а з л и ч н ы м и
с л о в а р я м и .
Обогащение
словарного
запаса
Текущий