Автор: Веретельникова Наталия Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Колокольчик" Населённый пункт: г.Алатырь Чувашской Республики Наименование материала: конспект Тема: Воздух и его свойства Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе на тему «Воздух и его свойства»
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Воздушные шарики, полиэтиленовые мешочки, веер, стаканчики, вода, палитра, краски, кисточки,
альбомные листы.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть ! Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки
,так мы поздоровались и улыбнемся ,что бы весь день сегодня было хорошее настроение .
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе ,как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в
помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы
знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и
исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения
опытов.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Но прежде чем нам туда
отправиться нужно одеть фартуки.
В: И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории.
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до
столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а
теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды.
А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я предлагаю вам провести первый наш опыт.
Эксперимент №1 «Воздух есть в нас»
Ребята, посмотрите ,как я украсила нашу лабораторию. А чем я ее украсила?
В: Правильно, шариками. Но посмотрите, один из них какой- то грустный! Что нужно сделать,
чтобы он снова стал веселым? (надуть его)
В: Правильно. Давайте и мы с вами надуем веселые шарики.
Вывод:Значит воздух есть в нас.
Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)
Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а
вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не
видимый)
Восп : Давайте попробуем доказать, что воздух есть вокруг нас, хоть мы его и не видим.
Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
-Значит он какой?(Бесцветный). А теперь откроем пакет и понюхаем воздух. Имеет ли воздух
запах? Значит он не имеет запаха.
Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
- А кто считает по-другому?
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на
ладошки).
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг ( ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
В: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет вес или нет? Давайте это мы с вами и проверим.
Эксперимент №4 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»
- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан -
газированную.
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что
происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?
В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин
оседает на дно.
Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа.
Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут
ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).
- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют
кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас
сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее
на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.
Восп : Какие красивые картины у вас получились.
Подведение итогов
Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе . Я предлагаю взять 2 карточки-
одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать
цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не
согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
- Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.
- Воздух тяжелее воды .
-Человек не может жить без воздуха .
-Ветер это движение воздуха
.-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
-Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)