Автор: Ершова Елена Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ НГО д/с №11 "Рябинушка" Населённый пункт: Свердловская область, г.Новая Ляля Наименование материала: статья Тема: Воспитание патриота Раздел: дошкольное образование
«
Воспитание
,
созданное
самим
народом
,
и
основанное
на
народных
началах
,
имеет
ту
воспитательную
силу
,
которой
нет
в
самых
лучших
системах
».
К
.
Д
.
Ушинский
.
Поколения
людей
планеты
Земля
в
конце XX
–
начале XXI века все больше
осознают общность человечества. Для него характерны хозяйственные, политические и
культурные связи между странами. В мире существует угроза войн и ядерного оружия,
международного терроризма, а также проблема сохранения культурных и нравственных
ценностей.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в
окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих
европейских
странах
народная
культура
составляет
неотъемлемую
часть
общего
эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше
прошлое,
истоки
отечественной
культуры,
обычаи,
нравы,
традиции
и
т.п.
очень
поверхностно.
Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов
различных
традиций
и
культур,
что
таит
в
себе
угрозу
развития
равнодушия,
ведь
невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в
жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская
культура.
Приобщать детей к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские
впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это
время,
когда
возможно
подлинное искреннее
погружение
в
истоки национальной
культуры.
В
образовательных
программах
дошкольных
учреждений
не
в
полной
мере
прививается любовь к традициям русской народной культуры. Но и Вы, РОДИТЕЛИ, тоже
должны вносить свою лепту в воспитание народного духа в своих детях.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской
национальной
культуры,
воспитывать
детей
в
национальных
традициях.
Для
этого
необходимо обратиться к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к
фольклору.
Ведь
содержание
фольклора
отражает
жизнь
русского
народа,
его
опыт,
просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков: русский
танец,
русская
песня,
русская
музыка.
Знакомство
ребенка
с
устным
народным
творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки ласковых напевных слов малыш
легче проснется, даст себя умыть, накормить, расчесать и т.д.
Одной
из
самых
эффективных
форм
воздействия
на
личность
была
и
есть
народная сказка. В большинстве русских народных сказках главный герой – богатырь,
заботясь о своих близких, своем народе сражается с различными чудовищами и уничтожая
зло устанавливает справедливость и согласие в мире.
А кукла? Ведь уже в самые древние времена матери давали своим плачущим детям
платочки, камешки, скатанные кусочки кожи. Для древних славян кукла служила не только
игрушкой, но и оберегом. Тряпичная кукла несла мир и лад в семью.
Пусть у каждой девочки есть современные куклы, от рекламного засилья никуда не
уйдешь, но можно разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребенка настоящими
нашими исконными тряпичными куклами.
Ну,
а
русские
народные
игры
–
это
произведения
народного
творчества,
самобытные обычаи и традиции, которые готовят ребенка ко взрослой жизни, несут
важную социальную функцию. В наш информационный, технологический век русская
народная игра для детей почти вытеснена компьютерными играми. Играть в народные
игры с ребенком надо. Дома, на ближайшей детской площадке, во дворе. Игра совмещает в
себе выразительные средства русского языка и возможность естественного ознакомления с
богатой культурой русского народа, формирует принадлежность к нему.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям
народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас
переживает
кризис
воспитания
подрастающего
поколения.
Нарушились
традиции,
порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно
возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические
настроения, которые живы в людях старшего поколения.