Напоминание

Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки...


Автор: Доколина Елена Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАУ ДО " ЦДТ"
Населённый пункт: Ивановская обл. г. Родники
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки...
Раздел: дошкольное образование





Назад





Если ребенок сокращает слова,

переставляет звуки и слоги...
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). О с т а н о в и м с я н а р а з в и т и и ф о н е м а т и ч е с к о г о в о с п р и я т и я . Первый, подготовительный этап - развитие слухового внимания, речевого слуха. Развитие слухового внимания, речевого слуха Очень важно научить ребенка внимательно слушать и слышать. Можно использовать различные задания и игры для совершенствования слухового внимания, речевого слуха. Очень полезно включать детям музыку, а старшим ребятам детские радиопередачи. 1. Предложим ребенку в тишине, с закрытыми глазами внимательно послушать звуки (какие звуки доносятся с улицы, из комнаты?). Ребенок услышит гудки, шуршание шин автомобиля, шаги, голоса людей, пение птиц, карканье ворон, жужжание мух, звон капели, шум ветра, тиканье часов, звук закипающего чайника и т. д . 2. Положим в банку мячик, в спичечную коробку фасоль, и будем издавать звуки, потряхивая коробочку, банку, сминая бумагу, разрезая ее ножницами, переливая воду из стакана в стакан, стуча карандашом по банке, по коробке, по столу и т. д.. Потом повернем ребенка спиной к нам и будем производить те же звуки. Ребенок должен у з н а т ь и н а з в а т ь , к а к и е п р е д м е т ы и з д а ю т д а н н ы й з в у к . 3 . И г р а « Ч е т ы р е с т и х и и » . Играющие двигаются соответственно словам: "земля" – опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - вращать согнутыми в л о к т я х р у к а м и . К т о д о п у с т и т о ш и б к у , т о т п р о и г р а л . Н у ж н о т а к ж е н а у ч и т ь р е б е н к а р а з л и ч а т ь с и л у , в ы с о т у г о л о с а . 4. Покажите ребенку трех медведей — медведя, медведицу и медвежонка (используйте игрушки или картинки). Вспомните с ребенком сказку о трех медведях. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть низким, средним по высоте и высоким. Ребенок д о л ж е н у г а д а т ь , к а к о й м е д в е д ь п р о и з н е с ф р а з у . 5. Вспомните вместе сказку «Маша и медведь». Изобразите голосом, как будто Маша рядом, далеко и очень далеко – меняйте силу голоса. Затем вы произнесите Машину фразу «Высоко сижу, далеко гляжу» голосом определенной громкости – громким, тихим и очень тихим, а ребенок пусть угадает, где находится Маша. Следующий важный этап - развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия 1. Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, НАПРИМЕР, с-з, ч-щ, с-ш, ш - ж , к - г , т - д , р - л , ч - щ и т . п . 2 . И г р а « С л у ш а й , н е з е в а й » . П р и г о т о в ь т е р а з н о ц в е т н ы е к а р т о н н ы е к р у ж к и . «Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук «б», покажи синий кружок. (То же на звуки п, в, ф, д, т или другие). На твердый согласный ребенок должен поднимать синий кружок, на мягкий согласный - зеленый, на гласные - красный, на звонкий согласный - карточку с колокольчиком, на глухой согласный - карточку с перечеркнутым колокольчиком. Сначала ребенок должен научиться выделять один звук, а затем можно учить различать, например, твердые и м я г к и е с о г л а с н ы е , з в о н к и е и г л у х и е с о г л а с н ы е . Проговаривайте слова, произнося нужный звук громче других з в у к о в . 3. Игра "Подарки для Лисы и Зайца". «Давай будем искать слова - подарки со звуком С д л я Л и с ы , а с л о в а , в к о т о р ы х с л ы ш и т с я з в у к З - д л я З а й ц а » .
4 . И г р о в о е у п р а ж н е н и е " О п р е д е л и м е с т о з в у к а в с л о в е " . О п р е д е л и , к а к о й п о с ч е т у з в у к Ш в с л о в а х : - м а ш и н а , ш и н а ; С - с о н , н о с , н о с о к , с о к , к у с о к ; Ч - ч а й , к а ч а й , п о л у ч а й ; Щ - щ и , о в о щ и , к л е щ и , л е щ и т . п . . 5 . И г р а " О п р е д е л и п о р я д о к с л о г о в в с л о в е " . К а к о й п е р в ы й с л о г в с л о в е в е с н а . А к а к з в у ч и т в т о р о й с л о г ? То же - со словами навес, банка, кабан, камыш, мышка, чайка, качай... 6. Учите считать количество слогов в слове. Каждый слог можно отхлопать или прошагать. Также определяйте в каждом слоге гласный звук. Познакомьте ребенка с п р а в и л о м : « С к о л ь к о в с л о в е г л а с н ы х , с т о л ь к о и с л о г о в » . 7 . И г р а « У г а д а й с л о в о » . Взрослый произносит слово с остановками между звуками, ребенок называет целое слово. Сначала предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок выполнит задание быстро, то можно дать более длинные слова – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Н а п р и м е р : с - ы - н , д - о - м ; в - а - з - а , м - у - х - а ; м - и - с - к - а , л - а - м - п - а . 8 . И г р а « Н е д о в о л ь н ы й С а ш а » . Ребенку предлагается прослушать ряд слов. В случае, когда он услышал неправильное п р о и з н о ш е н и е с л о в а , п о к а з а т ь и з о б р а ж е н и е н е д о в о л ь н о г о С а ш и . 9. Найди слова, отличающиеся одним звуком. Какой это звук? Перед каким и (или) после какого звука он появился? КОШКА, КОТ, ПОЛ, КОЛ, УКОЛ, КРОШКА, КРОТ, ПОЛК, и др... 10. Предложите ребенку внимательно прочитать и найти, а затем списать только п р а в и л ь н о н а п и с а н н ы е с л о в а : К О Ш К А – К Ш К А – К О Ш О К А , Б А Н А К А – Б А Н К А – Б Н К А , М С К А – М И С И К А – М И С К А … 11. Учите различать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова, например: «Объясни, как ты понимаешь слово ручка?» Аналогично можно рассмотреть значение с л о в к о с а , и г о л к и , к л ю ч и д р у г и е . Что это такое: плоды – плоты, роса-роза, кость-гость. Какими звуками отличаются эти слова? 12. Учите прислушиваться к окончаниям слов. Один человек или много людей – поет, п о ю т ; т а н ц у е т , т а н ц у ю т … 13. Можно попросить ребенка произнести слова парами: «пришел – ушел», «залез – слез» и др., старший дошкольник должен уметь объяснить лексическое значение этих с л о в и с л ы ш а т ь , н а з ы в а т ь о т л и ч а ю щ и е с я ч а с т и с л о в . 14. Ребенок этого возраста должен уметь подбирать слова к признакам, согласовывая их между собой. Например: ваза – красный, красная или красное? А цветок? Одновременно нужно научить правильно читать и произносить слова сложные, длинные не сокращая их, не переставляя, не заменяя звуки и слоги при наличии нарушения звуко-слоговой структуры слов. Главное в данной ситуации не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое слово и не понимаете, что он хочет вам сказать. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же. Обратите внимание на то, что только так вы и окружающие люди сможете понимать ребенка. Логопед Доколина Елена Ивановна


В раздел образования