Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки...
Автор: Доколина Елена Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАУ ДО " ЦДТ" Населённый пункт: Ивановская обл. г. Родники Наименование материала: методическая разработка Тема: Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки... Раздел: дошкольное образование
переставляет звуки и слоги...
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния
фонематического
восприятия,
артикуляционных
возможностей,
семантической
недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований
–
от
особенностей
развития
неречевых
процессов:
оптико-пространственной
ориентации,
ритмической
и
динамической
организации
движений,
способности
к
серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).
О с т а н о в и м с я
н а
р а з в и т и и
ф о н е м а т и ч е с к о г о
в о с п р и я т и я .
Первый, подготовительный этап - развитие слухового внимания, речевого слуха.
Развитие слухового внимания, речевого слуха
Очень важно научить ребенка внимательно слушать и слышать. Можно использовать
различные задания и игры для совершенствования слухового внимания, речевого
слуха.
Очень
полезно
включать
детям
музыку,
а
старшим
ребятам
детские
радиопередачи.
1. Предложим ребенку в тишине, с закрытыми глазами внимательно послушать звуки
(какие звуки доносятся с улицы, из комнаты?). Ребенок услышит гудки, шуршание шин
автомобиля, шаги, голоса людей, пение птиц, карканье ворон, жужжание мух, звон
капели,
шум
ветра,
тиканье
часов,
звук
закипающего
чайника
и
т.
д .
2. Положим в банку мячик, в спичечную коробку фасоль, и будем издавать звуки,
потряхивая коробочку, банку, сминая бумагу, разрезая ее ножницами, переливая воду
из стакана в стакан, стуча карандашом по банке, по коробке, по столу и т. д.. Потом
повернем ребенка спиной к нам и будем производить те же звуки. Ребенок должен
у з н а т ь
и
н а з в а т ь ,
к а к и е
п р е д м е т ы
и з д а ю т
д а н н ы й
з в у к .
3 .
И г р а
« Ч е т ы р е
с т и х и и » .
Играющие двигаются соответственно словам: "земля" – опустить руки вниз, "вода" -
вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - вращать согнутыми в
л о к т я х
р у к а м и .
К т о
д о п у с т и т
о ш и б к у ,
т о т
п р о и г р а л .
Н у ж н о
т а к ж е
н а у ч и т ь
р е б е н к а
р а з л и ч а т ь
с и л у ,
в ы с о т у
г о л о с а .
4. Покажите ребенку трех медведей — медведя, медведицу и медвежонка (используйте
игрушки или картинки). Вспомните с ребенком сказку о трех медведях. Подражайте
голосам медведей. Голоса должны быть низким, средним по высоте и высоким. Ребенок
д о л ж е н
у г а д а т ь ,
к а к о й
м е д в е д ь
п р о и з н е с
ф р а з у .
5. Вспомните вместе сказку «Маша и медведь». Изобразите голосом, как будто Маша
рядом, далеко и очень далеко – меняйте силу голоса. Затем вы произнесите Машину
фразу «Высоко сижу, далеко гляжу» голосом определенной громкости – громким, тихим
и очень тихим, а ребенок пусть угадает, где находится Маша.
Следующий важный этап - развитие фонематического восприятия.
Развитие фонематического
восприятия
1. Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги
со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, НАПРИМЕР, с-з, ч-щ, с-ш,
ш - ж ,
к - г ,
т - д ,
р - л ,
ч - щ
и
т . п .
2 .
И г р а
« С л у ш а й ,
н е
з е в а й » .
П р и г о т о в ь т е
р а з н о ц в е т н ы е
к а р т о н н ы е
к р у ж к и .
«Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук
«б»,
покажи
синий
кружок.
(То
же
на
звуки
п,
в,
ф,
д,
т
или
другие).
На твердый согласный ребенок должен поднимать синий кружок, на мягкий согласный -
зеленый, на гласные - красный, на звонкий согласный - карточку с колокольчиком, на
глухой согласный - карточку с перечеркнутым колокольчиком. Сначала ребенок должен
научиться выделять один звук, а затем можно учить различать, например, твердые и
м я г к и е
с о г л а с н ы е ,
з в о н к и е
и
г л у х и е
с о г л а с н ы е .
Проговаривайте
слова,
произнося
нужный
звук
громче
других
з в у к о в .
3. Игра "Подарки для Лисы и Зайца". «Давай будем искать слова - подарки со звуком С
д л я
Л и с ы ,
а
с л о в а ,
в
к о т о р ы х
с л ы ш и т с я
з в у к
З
-
д л я
З а й ц а » .
4 .
И г р о в о е
у п р а ж н е н и е
" О п р е д е л и
м е с т о
з в у к а
в
с л о в е " .
О п р е д е л и ,
к а к о й
п о
с ч е т у
з в у к
Ш
в
с л о в а х :
-
м а ш и н а ,
ш и н а ;
С
-
с о н ,
н о с ,
н о с о к ,
с о к ,
к у с о к ;
Ч
-
ч а й ,
к а ч а й ,
п о л у ч а й ;
Щ
-
щ и ,
о в о щ и ,
к л е щ и ,
л е щ
и
т . п . .
5 .
И г р а
" О п р е д е л и
п о р я д о к
с л о г о в
в
с л о в е " .
К а к о й
п е р в ы й
с л о г
в
с л о в е
в е с н а .
А
к а к
з в у ч и т
в т о р о й
с л о г ?
То
же
-
со
словами
навес,
банка,
кабан,
камыш,
мышка,
чайка,
качай...
6. Учите считать количество слогов в слове. Каждый слог можно отхлопать или
прошагать. Также определяйте в каждом слоге гласный звук. Познакомьте ребенка с
п р а в и л о м :
« С к о л ь к о
в
с л о в е
г л а с н ы х ,
с т о л ь к о
и
с л о г о в » .
7 .
И г р а
« У г а д а й
с л о в о » .
Взрослый произносит слово с остановками между звуками, ребенок называет целое
слово.
Сначала предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок выполнит задание
быстро, то можно дать более длинные слова – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Н а п р и м е р :
с - ы - н ,
д - о - м ;
в - а - з - а ,
м - у - х - а ;
м - и - с - к - а ,
л - а - м - п - а .
8 .
И г р а
« Н е д о в о л ь н ы й
С а ш а » .
Ребенку предлагается прослушать ряд слов. В случае, когда он услышал неправильное
п р о и з н о ш е н и е
с л о в а ,
п о к а з а т ь
и з о б р а ж е н и е
н е д о в о л ь н о г о
С а ш и .
9. Найди слова, отличающиеся одним звуком. Какой это звук? Перед каким и (или)
после какого звука он появился?
КОШКА,
КОТ,
ПОЛ,
КОЛ,
УКОЛ,
КРОШКА,
КРОТ,
ПОЛК, и др...
10. Предложите ребенку внимательно прочитать и найти, а затем списать только
п р а в и л ь н о
н а п и с а н н ы е
с л о в а :
К О Ш К А
–
К Ш К А
–
К О Ш О К А ,
Б А Н А К А
–
Б А Н К А
–
Б Н К А ,
М С К А
–
М И С И К А
–
М И С К А …
11. Учите различать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова, например:
«Объясни, как ты понимаешь слово ручка?» Аналогично можно рассмотреть значение
с л о в
к о с а ,
и г о л к и ,
к л ю ч
и
д р у г и е .
Что это такое: плоды – плоты, роса-роза, кость-гость. Какими звуками отличаются эти
слова?
12. Учите прислушиваться к окончаниям слов. Один человек или много людей – поет,
п о ю т ;
т а н ц у е т ,
т а н ц у ю т …
13. Можно попросить ребенка произнести слова парами: «пришел – ушел», «залез –
слез» и др., старший дошкольник должен уметь объяснить лексическое значение этих
с л о в
и
с л ы ш а т ь ,
н а з ы в а т ь
о т л и ч а ю щ и е с я
ч а с т и
с л о в .
14. Ребенок этого возраста должен уметь подбирать слова к признакам, согласовывая
их между собой. Например: ваза – красный, красная или красное? А цветок?
Одновременно нужно научить правильно читать и произносить слова сложные, длинные
не сокращая их, не переставляя, не заменяя звуки и слоги при наличии нарушения
звуко-слоговой структуры слов.
Главное в данной ситуации не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда
он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое
слово
и
не
понимаете,
что
он
хочет
вам
сказать.
Затем
скажите
нужное
слово
правильно, попросите ребенка повторить так же. Обратите внимание на то, что только
так вы и окружающие люди сможете понимать ребенка.
Логопед Доколина Елена Ивановна