Напоминание

Особенности подготовки лиц с ОВЗ для индустрии питания на базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа


Автор: Кузнецова Ольга Ильинична
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Особенности подготовки лиц с ОВЗ для индустрии питания на базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ С ОВЗ ДЛЯ ИНДУСТРИИ

ПИТАНИИ НА БАЗЕ ЧЕБОКСАРСКОГО ЭКОНОМИКО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Кузнецова О. И.,

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской

Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства

образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам, возникающим у преподавателя при подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении профессии «Повар», дается определение лиц с ОВЗ. Описываются отличительные особенности работы преподавателя со студентами с ОВЗ.
Ключевые слова:
лица с ОВЗ, инклюзивное образование, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, ФЗ «Об образовании лиц с ОВЗ», госпрограмма «доступная среда». На сегодняшний день 10% населения – лица с ОВЗ, это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физиче ские), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни. Им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание [2]. Право на образование выступает приоритетным социально-культурным правом для каждого человека ввиду того, что оно воспринимается в качестве сферы жизни общества, наиболее существенно влияющей на процесс развития людей. В современных условиях именно такая категория граждан, как дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкивается с проблемами (правовыми, финансовыми, организационно-техническими и социальными) касаемо возможности его реализации. В связи с этим особую актуальность и остроту приобретает изучение конституционно-правового механизма, обеспечивающего право на образование. Инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества. Вместе с тем для лиц с ограниченными возможностями здоровья пока сохраняется значительное неравенство в обеспечении их прав на получение необходимого для успешной социализации образования, что обусловлено не только отсутствием необходимых ресурсов. Во многом это инерция мышления педагогов и родителей, непонимание в обществе важности развития инклюзии в системе образования, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы [1]. На сегодняшний день обучение лиц с ОВЗ – проблема острая, актуальная, об этом свидетельствует и ФЗ «Об образовании лиц с ОВЗ» и государственная программа «Доступная среда» [2]. В связи с этим наше учебное заведение переоборудовало главный корпус, появились надписи над кабинетами с буквами для слабовидящих, дорожки для передвижения, специальный вход для лиц, прикованных инвалидному креслу и
т.д., а второй корпус полностью базируется на обучении лиц с ОВЗ по профессиям: «Парикмахер», «Столяр», «Портной» и т.д. Что касается поваров, в бюджетных группах – их только 1 или 2 человека, целых групп мы не набираем. Мы предоставляем лицам с ОВЗ, то есть нашим же студентам, курсы поваров в качестве дополнительного образования, к которым они проявляют особый интерес. В этом году мы набрали первую группу таких поваров. Первая проблема в моей работе с такими детьми заключалась в том, что из школ они приходят замкнутыми в себе, так как являются изгоями общества, мишенью насмешок в глазах сверстников. Проблема школьного образования с такими лицами связана с работой учителей только с сильными учениками. Поэтому первым делом, я заинтересовала их, завоевала их внимание, уделив каждому свое время, но я ни разу их не жалела, и всегда воспринимала их как обычных учеников (рис.1). Рис. 1 – решение производственных задач И мотивировала их тем, что пригласила к ним повара с ОВЗ, который уже добился многого в своей жизни, он работает кондитером в ресторане Москве. В работе с такими детьми немаловажно знать и социальную психологию. За время работы на данных курсах я узнала о них очень многое: как они жаждут учиться, как мечтают быть самыми обычными. Они даже себе сшили форму, а кто-то приобрел поварскую форму (рис 2). Рис. 2 – работа с учебной литературой
Вторая проблема – это отсутствие социальной зрелости из-за повышенного уровня тревожности родителей и других близких, гипер опека, отсутствие установки на социальную и профессиональную успешность. Мне помогают и их родители, которые присутствуют на курсах по возможности, но в большинстве случаев они стараются всё за них делать, поэтому приходиться регулировать эту «помощь». Ведь всё-таки моя задача, научить их готовить прежде всего для самих себя, чтобы они уже не зависели ни от кого. Такие дети уникальны, поэтому коррекционная помощь должна быть максимально индивидуализирована. Это очень кропотливая, терпеливая и целенаправленная работа, так как ты должен четко представлять, какую методику обучения лучше всего применить к конкретному ученику, как помочь ему справиться с возникшими в ходе обучения трудностями, связанными преимущественно с его болезнью. И третья проблема у меня возникла в усвоении ими учебного материала, так как дети с различными ограничениями…(особенно слабослышащие). Я нашла выход – я стала учить потихоньку их язык- язык жестов, и конечно же результаты появились, особенно при использовании компьютерных технологий. Они позволяют снижать дефекты слуха, зрения, моторно- двигательной и речевой деятельности. Адаптированные варианты компьютерных программ просты в применении и позволяют учиться данной категории детей в удовольствие. Внедрение и использование современных информационно-коммуникационных технологий (образовательные Интернет- ресурсы, проекты, чаты, форумы, аудио и видеоматериалы на электронных носителях) значительно повысили эффективность учебной и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья( рис.3). Рис. 3 – использование ИКТ на занятиях Очень нравятся им лабораторные занятия, где мы в кулинарном цехе по бригадно готовим различные блюда, сами пробуем, и высказываем недостатки блюд. (рис 4,5,6).
Рис.4 – на лабораторном занятии Рис.5 – лабораторное занятие про приготовлению вторых горячих блюд из мяса Рис.6 – Вторые горячие блюда, приготовленные студентами Моя работа с такими детьми только началась, однако их огромное желание и стремление учиться заставляет меня учиться вместе с ними. Я думаю работать узкоспециализированными поварами они смогут, если использовать алгоритмический уровень обучаемости, когда они будут делать каждый день монотонную работу. Я пока только на начальной стадии работы и подготовки таких специалистов, поэтому ещё много трудностей и тонкостей будет в дальнейшей работе (рис.7).
Рис.7 – дегустация приготовленных блюд
Литература.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) 2. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" от 02.06.1999 N 4019-II ГД 3. Государственная программа «Доступная среда» 2011-2015 гг.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники