Напоминание

Обобщение и повторение по теме "Сложные предложения с разными видами связи


Автор: Литвиненко Ника Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШ№16"
Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым
Наименование материала: конспект урока
Тема: Обобщение и повторение по теме "Сложные предложения с разными видами связи
Раздел: среднее образование





Назад





Тема:
Обобщение и повторение по теме «Сложные предложения с разными видами связи».
Цели:
1) повторить и обобщить изученное по теме; 2) закрепить навыки постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; совершенствовать умения устанавливать виды связи; умение использовать в речи данный тип предложений; 3) развивать связную речь учащихся, грамматический строй речи.
Оборудование
: эпиграф, раздаточный материал.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока. II. Работа над темой урока. Пушкин – родоначальник русской классической литературы, которая дала миру гениальных художников слова, но столь же неоценимо его громадное влияние на развитие всей культуры. М. Горький 1. Слово учителя. Мне бы хотелось обратить внимание на эпиграф к нашему уроку. Прочитайте слова Горького и скажите с личностью какого поэта будет связан наш урок? Да, ребята, все тексты и предложения, над которыми мы будем работать сегодня, так или иначе расскажут нам о великом поэте. 2. Актуализация опорных знаний учащихся 1) Беседа с классом - Прочитайте еще раз эпиграф и скажите, что представляет это предложение с точки зрения русского языка. - Какое предложение называется сложным с разными видами связи? - Как ставятся знаки препинания в таких предложениях? - Когда не ставится запятая при сочинительной и подчинительной связи между частями сложного предложения? 2) Запишите эпиграф. Определите виды связи.
3. Работа с текстом.(раздаточный материал) Еще не научившись читать, мы слушали сказки Пушкина в чтении старших. Став взрослыми, мы обращаемся к произведениям Пушкина еще больше и чаще, и постигая ее глубины, приобщаемся к пушкинской поэтической мудрости. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Так о значении Пушкина в истории русской литературы писал Гоголь. Поэзия Пушкина служит познанию мира и познанию человеческой души. Тем самым она воспитывает читателя. Задание: 1) Выразительно прочитать текст. Сформулировать основную мысль. 2) В каком стиле речи написан этот текст? 3) Объясните значение слова «ландшафт». 4) Какие виды предложений встречаются в этом тексте? 5) Найдите и выпишите предложения с разными видами связи. Определите виды связи, составьте схемы. 6) Почему это предложение взято в кавычки? Запишите автора высказывания. 4. Пунктуационная разминка.(раздаточный материал) Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить выбор пунктуационного знака; объяснить написание н, нн в прилагательных и причастиях. В 1836 году Михайловское стало принадлежать А.С. Пушкину его брату Льву и сестре Ольге. Брат и сестра хотели продать свою часть имения но поэт слишком любил этим места чтобы согласиться с таким проектом. Вся обстановка комнат Михайловского домика была очень снромна в комнате где был рабочий кабинет стояла самая простая деревянная кровать стол был некрашеный и везде были разбросаны исписанные поэтом листы. Пущин был близким другом Пушкина и когда поэт был сослан Пущин навестил его в Михайловском. 5. Творческая работа. Редактирование текста. Задание: устранить недочеты в построении текста. Перестроить предложения так, чтобы они соответствовали схемам. 1) [ - = O,O,O,O,O] 2) [ ], (НАД КОТОРЫМ): [ ] 3) [ - = ].
А.С. Пушкин был талантливым писателем. Он был поэтом, прозаиком, драматургом. Он писал роман в стихах «Евгений Онегин». Он работал над романом более 8 лет. Роман был начат в южной ссылке (1823г.) и закончен в Болдино (1830г.). В романе он правдиво показал жизнь русского общества в начале 19 века. III. Итоги. - Над каким видом предложений мы сегодня работали? - Сегодня мы много говорили о Пушкине, знакомились с высказываниями о нём, на уроках литературы мы изучили жизнь и творчество Пушкина. Напишите дома мини-сочинение о том, какое впечатление производит на вас поэзия Пушкина, каким он вам представляется, что нового вы для себя открыли. Постарайтесь в своих сочинениях использовать предложения с разными видами связи. IV. Д/з: написать мини-сочинение «Мой Пушкин».


В раздел образования