Напоминание

Методика проведения занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с фольклором.


Автор: Сидорова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОЦ ЦРР - детский сад №221
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Методика проведения занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с фольклором.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Знакомим детей дошкольного возраста с фольклором.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативу? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребёнка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотров открытых занятий, игр) обнаруживают новые приёмы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приёмы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребёнка. Знакомство человека с произведениями искусства,с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.
Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть. Водичка, водичка, умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. Травка – муравка со дна поднялась, Птица – синица за зерно взялась, Зайка за капусту, мышка за норку, Детки за молоко. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Язык народных потешек , песенок лаконичен, многообразен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова , по смыслу разные, но отличаются друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются и это подчеркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребёнка к овладению правильного звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышится в песенках: «Ай, качи – качикачи! Глянь баранки,калачи!..»; «Чики,чики, чикалочки….»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребяток пущу». Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность. Большинство песенок, потешек, прибауток создавал ось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и
выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребёнка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное Влияние – пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядных, хоровых, скоморошьих песен – это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, многообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «Личико», до весны – «весны красной, весны ясной»); богатством стихотворных форм, размеров (от чётких ,точных рифм – «Наша Таня…», «Ладушки…») – до белого стиха («Ты трава ли моя, травушка…») – до юмористической – «Ты умница, разумница…». Разнообразные сказки: простые «Курочка Ряба», «Репка» и сказки с захватывающим сюжетом «Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса». Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могучих сил с силой добра, представленной как правило в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы детей и вселить в них уверенность в победе добра над злом, сказки рассказывали , как трудна эта борьба и как преданность, мужество и стойкость обязательно победят зло. Так же нравственному воспитанию служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки , как злость, заносчивость, глупость, трусость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям , к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идёт переосмысление услышанного ранее. Так, дети трёх- трёх с половиной лет называют медведя из сказки «Теремок» добрым, хорошим.
Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки «Зимовье» ; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки «Привередница» ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки «Гуси-лебеди». Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества. Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово. Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей. Эта внутренняя активность - «жизнь вместе с героем» -как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом. Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержанием или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его. Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношений, поступки. Больше вслушивается теперь
малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельных понравившиеся ему выражения. Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушивавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность. Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра). У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовить она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок сложено много, например: За ступенькою ступенька- Станет лесенка, Слово к слову ставь складненько – Будет песенка. А колечко на колечко – Станет вязочка. Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку. Сказка, сказка, прибаутка, Рассказать её не шутка, чтобы сказочка сначала, словно реченька, журчала, чтоб к концу ни стар, ни мал от неё не задремал.
Новую сказку лучше начинать присказкой знакомой, а знакомую детьми – присказкой новой, интересной. Заканчивать сказку можно широко известными концовками : «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец»; «Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя». Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительное рассказывание, беседа о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.


В раздел образования