Программа кружка «Юный фотограф-краевед».
Рассчитана на учащихся 14-16 лет, срок реализации 3 года.
Пояснительная записка.
Программа кружка направлена на развитие творческих и художественных
способностей; пространственного воображения.
Программа соответствует требованиям времени и социально-психологической
ситуации. Её основаниями являются:
Сбор материала для истории села и района;
Лейтмотивом Программы воспитания выступает отношение к миру: школьник
вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир.
Реальный, конкретный, жестокий, прекрасный, понятный и непостижимый мир полный
проблем, которые вынужден ежеминутно решать человек. И, вступая во взаимодействие с
этим всё более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник всё более приобретает
способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии с этим
миром. Так или только так мы можем достичь цели: взращивая личность, способную
строить жизнь, достойную Человека.
Таким образом, данная программа выстраивается как логическое восхождение
от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом
становлении. В зависимости от того, в каком ракурсе рассматривается явление жизни, оно
становится средством определённой воспитательной задачи.
Принимаются все желающие научиться пользоваться фотоаппаратом и
отображать своё видение мира. Особенности данной программы в том, что она дает
возможность запечатлеть все моменты происходящего вокруг для истории на память.
Основные формы работы это практическая деятельность и выставки, как
результат этой деятельности.
Рассчитана на учащихся 11-16 лет. Программа реализуется в течение трёх лет
по два академических часа в неделю, в течение восьми месяцев году. Итого 30 часов в год
и 90 часов за три года.
Цели программы:
Овладение конкретными знаниями по созданию фотографии необходимых для
создания летописи.
Формирование представлений о фотографии как об искусстве; понимание
значимости фотографии для общества.
Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
Задачи:
1.
Развитие индивидуальных способностей, превратить учение в творческую
потребность каждого ученика.
2.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном крае
3.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.
Пополнение фондов школьного фотоальбома работами учащихся.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа. Длительность изучения
30 часов в год.
Механизм реализации программы:
пешие экскурсии по окрестностям села;
учить основам фотографирования;
сбор краеведческих материалов;
оформление материалов;
создание и оформление фотоальбома;
участие в российских и республиканских краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты: Итогом каждого года является участие кружковцев в
экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать интересное
о природе родного района. Приобретенные знания по истории и культуре родного края
учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через
знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота
и гражданина своей страны.
Формы реализации программы “По малой Родине моей”.
Проведение фотовыставок о нашем районе.
Участие в районных краеведческих конкурсах.
Участие в республиканских краеведческих конкурсах: “Отечество» и.т.д.
Проведение летней экспедиции.
Тематическое планирование занятий
ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”
Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических
впечатлений о своем районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие
красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.
№ Тема занятий
Содержание
Кол-во
часов
1
Навыки и умения
пользования
Знакомство с правилами пользования
фотоаппаратом и особенностями съёмки
2
фотоаппаратом.
Виды фотоаппаратов.
2
Показ работ разных
фотографов.
Умение выбора сюжета.
2
2
4
Краеведение - наука о
родном крае.
Человек и его окружение. Что изучает
краеведение. Источники изучения родного края.
Творческое задание подобрать стихотворения,
пословицы и поговорки о родном крае.
2
5
Красотою славится наша
земля.
Знакомство с природой района. Легенды и
предания. Воспитание бережного отношения к
природе.
2
6
Наш Тес-Хемский район
Физико-географическая характеристика района.
Географическое положение. Климат.
Растительный мир. Животный мир.
2
7
Наши жемчужины.
Легенды и предания. Памятник природы.
Красная книга.
2
8
Топонимика нашего
района
Наука топонимика. Объяснение названий
населенных пунктов, географических объектов
на территории Тес-Хемского района.
2
9
Осенние каникулы
2
1
0
Наш дом родной.
Экскурсия по селу.
2
1
1
Откуда пошёл мой род.
Знакомство со своей родословной. Создание
родословной своей семьи.
2
1
2
Портретные зарисовки
Знакомство с правилами и особенностями съёмки
фотопортрета. Умение выбора сюжета.
2
1
3
Съёмка интересных и
значимых людей села и
родственников
Организация выставки «Они живут рядом».
3
1
4
Экспедиция.
Сбор краеведческого материала.
1
1
5
Подводим итоги работы
кружка за год.
Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.
2
ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”
Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к
культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники
Великой Отечественной войны.
1
С чего всё начиналось.
Наш край в древности. Археологические
памятники на территории района.
3
2
Здесь пыль веков.
Экскурсия в краеведческий музей.
2
3
О чём рассказали книги.
Экскурсия в краеведческий отдел районной
библиотеки. Работа с краеведческой литературой.
2
4
2
5
Вся власть Советам!
2
6
Гражданская война на территории нашего
района.
2
7
У каждого своя судьба.
Образование Тес-Хемского района.
Коллективизация. Образование нашего района.
Репрессии 30-х.
2
8
Земляки – добровольцы.
Наш район в годы войны. «Кызыл-кош».
2
9
6
1
0
О чём рассказали
фотографии из
семейного альбома.
Составить рассказ о людях на старых
фотографиях в семейном альбоме. Человек и
история. История в лицах
2
1
1
История моей страны в
названиях улиц.
Названия улиц нашего села.
История в названиях улиц.
3
1
2
Подводим итоги работы
кружка.
Выставка творческих работ кружковцев.
2
ТРЕТИЙ ГОД. Люди Тес-Хемского кожууна.
Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через
знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие
интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим
близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.
1
.
Биография
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
Репрессия
Экскурсия в музей репрессий
2
7
Им гордится наш район.
2
8
2
9
“Не позволяй душе
лениться
Сбор материала о героях социалистического
труда. Они рядом с нами сбор материалов о
людях разных профессий
3
1
0
Экскурсия на
3
1
1
Гордое звание – учитель.
Гордость нашей школы. Сбор материала об
учителях работающих в нашей школе.
Оформление папки.
3
1
2
Люди в белых халатах.
Известные врачи нашего района. Сбор материала
о врачах и медсёстрах работающих в районной
больнице.
2
1
3
Подводим итоги работы
кружка.
Отчёт руководителя кружка. Выступления
учащихся. Выставка творческих работ
кружковцев.
2