Автор: Францева Татьяна Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ Артинского городского округа "Артинская средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: п. Арти Свердловская область Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Правописание О_Е после шипящих и Ц Раздел: полное образование
Предмет Русский язык
Класс 5-б
Дата проведения 29.02.2015
Учитель Францева Т.П.
Тема урока : Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Тип урока : открытие новых знаний
Цель урока :
1) Образовательная: Сформировать понятие у учащихся о правописании о - е после шипящих и ц в окончаниях имен
существительных;
2) Развивающая: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и
навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
3) Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать
ценность совместной деятельности.
Форма проведения урока : академический урок
Формы работы на уроке : индивидуальная, в парах, коллективная
Средства обучения : учебник Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2012,
раздаточный материал, карточки, презентация, выполненная Рower Рoint
Используемые технологии : элементы игровой технологии, технологии РКМЧП, технологии проблемного обучения
Этапы
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
1.Мотивация к
учебной
деятельности
Цель:
1) создать
мотивацию к
учебной
деятельности на
уроке;
2) определить
содержательные
рамки урока:
«Правописание о
– е после шипящих
и ц в окончаниях
существительных»
У ч и т е л ь
п р и в е т с т в у е т
учащихся.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в
порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Психологический настрой на
урок.
Откройте тетради, напишите
число.
Проверим д\з
-кому было легко работать?
-кому
трудно?
-остались
вопросы? - кто старался?
Оцените
свою
работу
по 5 бальной системе
Учащиеся играют, выполняя
условия игры.
Учащиеся
научатся
использовать
правило: «В
окончаниях
существител
ьных после
шипящих под
ударение
пишется
буква о, без
ударения
пишется
буква е».
Коммуникативные
умение слушать и
понимать речь других;
совместно
договариваться о
правилах поведения и
общения и следовать
им.
Регулятивные
Целеполагание:
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и того,
что ещё неизвестно.
Познавательные :
постановка проблемы
Предлагаю игру.
1 команда будет помогать буквеО,
2 команда будет помогать Букве Е.
Условия игры: Участники команд
становятся спиной друг к другу. Учитель
произносит слова по теме урока. Команда
Буквы О поворачивается и «ловит слова»
с буквой о. Команда Буквы Е
поворачивается и «ловит слова» с буквой
Е. Тех, кого поймали, отводят в сторону.
Проигрывает та команда, в которой
останется меньше игроков.
Игра окончена.
– Ребята, возникла путаница и
неразбериха. Почему?
- Зачем нам сейчас нужно знать,
когда писать букву о, а когда е?
- Потому что мы не знаем,
когда писать букву о, а когда е.
- Чтобы выиграть в этой игре, а
вообще, чтобы грамотно
писать.
2.Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
пробном
действии
Цель:
1) актуализировать
правило
правописания о-е
после шипящих и
ц в окончаниях
существительных;
2) тренировать
вариативность
мышления,
мыслительные
операции:
сравнение, анализ,
обобщение;
3) мотивировать к
пробному
действию и его
Учитель открывает слова на
слайде Врачом, борцов,
товарищем, юношей, плащом,
маршем, этажом, птицей.
Проведем научную работу (шапка
таблицы не заполнена).
- Распределите по столбикам слова.
1. В какой морфеме находятся
гласные о и е? Выделите.
Поставьте ударение. Что вы
наблюдаете?
2. После каких согласных пишутся
эти буквы? Подчеркните.
Выпишите эти буквы.
3. Какие согласные звуки
обозначают эти буквы?
Учащиеся распределяют слова
по графам.
О – под ударением, Е –
безударная.
Выписывают: ж, ш, ч, щ и ц
Шипящие и нешипящие
Познавательные
Логические:
- анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
- выбор критериев для
сравнения;
- выдвижение гипотезы
и её обоснование?
- выделение общего на
основе сравнения.
Регулятивные
Контроль в форме
сличения с образцом.
Оценка: выделение и
самостоятельному
выполнению и
обоснованию;
4) организовать
фиксацию
образовательной
цели и темы урока;
5) организовать
выполнение
пробного действия
и фиксацию
затруднения;
6) организовать
анализ
полученных
ответов и
зафиксировать
индивидуальные
затруднения в
выполнении
пробного действия
или его
обосновании.
4
. Взаимопроверка. Сличение
с образцом. Поменяйтесь
тетрадями. Оцените
работу соседа: Слова
выписаны верно, ( на слайде)
подчеркнули и выделили – 2
балла. Работа выполнена
частично – 1 балл.
Отметьте баллы в листе
оценки.
- Почему происходит затруднение в
написании этих слов? Какую
ошибку можно допустить?
- Как можно объяснить выбор букв о
и е?
- Со словами какой части речи мы
сегодня работаем?
-Какая тема нашего урока?
- Какая закономерность
наблюдается?
- Какое новое правило мы сегодня
открыли?
«Научная» работа:
Напишите утверждение, которое
вы сейчас сформулировали.
Учитель предлагает заготовленные
карточки . «В окончаниях
существительных после_____ под
ударением пишем__, без
Оценивают
- Окончание в безударном
положении. Можно написать в
окончании ё вместо о или о
вместо е.
- В окончании о пишется под
ударением, е без ударения.
- Имена существительные.
Формулируют тему урока.
- Правописаниеокончаний
существительных после
шипящих и ц
- о под ударением, е без
ударения.
- Формулируют правило.
- Работают на карточках.
Пишут утверждения.
осознание учащимися
того, что уже усвоено и
что ещё подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения.
Познавательные
Логические:
подведение под
понятие, выведение
следствий.
Познавательные
Логические:
подведение под
понятие
ударения__».
Работа в парах.
- Расскажите друг другу, какое
утверждение вы написали.
–Кто привёл примеры?
– Кто составил предложение?
Работа с учебником.
- Давайте сверим ваши
утверждения с правилом в
учебнике. Заполняю
- Значит, мы можем сейчас
заполнить шапку нашей таблицы.
Озаглавить колонки.
Оцените свою работу:
Написал правило 1 балл.
Привёл примеры 2 балла.
Составил предложение – 3
балла. Отметьте баллы в
листе оценки.
- Проверяют друг у друга в
паре. Читают утверждения.
- Читают правило в учебнике.
Коммуникативные
умение оформлять свои
мысли в устной форме;
слушать и понимать
речь других; совместно
договариваться о
правилах поведения и
общения в школе и
следовать им
3.
Физкультминутка
Обеспечить
активный отдых
Фотодиктант. В тех словах, где
пишется буква о – поворот вправо,
поворот влево, буква е- приседания
Выполняют упражнения
4. Выявление
места и причины
затруднения
Цель:
выявить и
зафиксировать
место и причину
затруднения
Разработаем алгоритм выбора
написания гласных о и е в
окончаниях существительных
после шипящих и ц.
У учащихся на полосках бумаги
разного цвета вперемешку даны
этапы алгоритма. Должны
выложить последовательно.
Примечание: среди заготовленных
на полосках бумаги этапов
Пошагово выкладывают
алгоритм действий при
затруднении написания
гласных о и е в окончаниях
существительных после
шипящих и ц:
Определи часть речи
Слово – существительное с
основой на ж ш ч щ ц
Познавательные
Логические:
- анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
- выбор критериев для
сравнения;
- синтез –составление
целого из частей
алгоритма две позиции даны
неверно (выдели корень, определи
член предложения).
- С какой целью вы выполняете это
задание?
Проверка – сличение с
образцом на слайде.
Оцените свою работу: Нет
ошибок - 2 балла. Есть
ошибки – 1 балл. Отметьте
баллы в листе оценки.
Выдели окончание
Поставь ударение
Гласная
ударная?
Гласная
безударная?
Пиши о
Пиши е
Регулятивные
Планирование:
определение
последовательности
промежуточных целей с
учётом конечного
результата; составление
плана и
последовательности
действий.
Регулятивные
Контроль в форме
сличения с образцом.
Оценка: выделение и
осознание учащимися
того, что уже усвоено и
что ещё подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения.
5. Работа с
перфокартой
На слайде
Камышом плащом ключом
Грачом товарищем полотенцем
Птенцов скворцов рубежом
Лисицей добычей этажом
Лучом скрипачом пловцом
Поставьте отметку в лист
самооценки
Буквы в окончаниях
пропущены , уч-ся записывают
только буквы в окончаниях по
столбикам. Секрет проверки-
соединив поочередно все
буквы О получается 5
6. Построение
проекта выхода из
затруднения
Цель:
построить проект
выхода из
затруднения
Работа с учебником.
По упражнению №556.
Задание:
Перепишите
.
Поставьте имена
существительные, данные в скобках, в
нужную форму. Обозначьте изучаемую
орфограмму. (1в. предл. 135 2в. предл. 246
Выполняют задание,
подчёркивают орфограмму,
комментируют.
Регулятивные
Волевая саморегуляция
как способность к
мобилизации сил и
энергии; способность к
волевому усилию
7.Самостоятельна
я работа с
взаимопроверкой
по эталону
Цель:
Организовать
самостоятельную
творческую работу
с последующей
взаимопроверкой
учащимися умения
писать слова на
изучаемую
орфограмму.
Творческое задание: - Выберите
слова из данного упражнения,
которые можно использовать в
тексте на тему: «Весна наступает».
Составьте текст (3-4 предложения).
- В какой форме вы будете
употреблять слова в
предложениях?
- Выделите изучаемую
орфограмму в словах. – Каким
правилом вы воспользовались?
Работу оценит учитель: Нет
ошибок, орфограмма
выделена – 3 балла, 1
ошибка или не выделена
орфограмма – 2 балла, 2
ошибки – 1 балл.
Работают самостоятельно.
Познавательные
Логические: анализ
объектов;
синтез – составление
целого из частей.
Регулятивные
Волевая саморегуляция
как способность к
мобилизации сил и
энергии; способность к
волевому усилию
8.Вкючение в
систему знаний и
повторение
Цель:
организовать
повторение
пройденного
материала.
- Правила написания слов в каком
разделе языкознания изучаются?
- Изучаемая нами орфограмма с
каким разделом языкознания тесно
связана?
- Почему?
- А ещё с каким разделом?
- Почему?
Отвечают на вопросы.
- В разделе Орфография.
- С Морфемикой. Орфограмма
в окончании слов.
- С Фонетикой, т.к. орфограмма
после шипящих и ц, - а это
звуки речи.
Познавательные
Логические:
установление
причинно-
следственных связей
9. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Цель:
1) зафиксировать в
речи новый способ
действий,
изученный на
уроке;
2) зафиксировать
затруднения,
- Какова цель сегодняшнего урока?
- Достигли ли цели? Докажите.
- Давайте вернемся к шагам
учебной деятельности. Кто
может сказать, что сумел сделать
«открытие». Докажите.
- Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я научился…
- Больше всего мне понравилось…
Анализируют свою работу.
Коммуникативные
умение оформлять свои
мысли в устной форме;
слушать и понимать
речь других; совместно
договариваться о
правилах поведения и
общения в школе и
следовать им
которые остались,
и способы их
преодоления;
3) оценить
собственную
деятельность на
уроке.
- После урока мне захотелось…
- Я оцениваю свою работу на …,
потому что…
- Посчитайте баллы в листе
оценки. Запишите.
Оценка «5» - 7 баллов, «4» -
4-6 баллов, «3» - 2-3 балла.
Поставьте в маршрутном
листе оценку.
- Если остались затруднения, где
можно над ними поработать?
-Выполняя домашнее задание.
9. Домашнее
задание
Цель:
организовать
обсуждение и
запись домашнего
задания.
Домашнее задание: (на
слайде) приклеить в тетрадь
алгоритм. выполнить упр. 558 или
560 Орфограммы подчеркнуть и
выделить.
Записывают задание. Обсуждают
выполнение.