Напоминание

Правописание О_Е после шипящих и Ц


Автор: Францева Татьяна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Артинского городского округа "Артинская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: п. Арти Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Правописание О_Е после шипящих и Ц
Раздел: полное образование





Назад





Технологическая карта урока

Предмет
Русский язык
Класс
5-б
Дата проведения
29.02.2015
Учитель
Францева Т.П.
Тема урока
: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Тип урока
: открытие новых знаний
Цель урока
: 1) Образовательная: Сформировать понятие у учащихся о правописании о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных; 2) Развивающая: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения); 3) Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Форма проведения урока
: академический урок
Формы работы на уроке
: индивидуальная, в парах, коллективная
Средства обучения
: учебник Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2012, раздаточный материал, карточки, презентация, выполненная Рower Рoint
Используемые технологии
: элементы игровой технологии, технологии РКМЧП, технологии проблемного обучения

Этапы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке; 2) определить содержательные рамки урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных» У ч и т е л ь п р и в е т с т в у е т учащихся. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручка и тетрадки? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Психологический настрой на урок. Откройте тетради, напишите число. Проверим д\з -кому было легко работать? -кому трудно? -остались вопросы? - кто старался?
Оцените

свою

работу

по 5 бальной системе
Учащиеся играют, выполняя условия игры. Учащиеся научатся использовать правило: «В окончаниях существител ьных после шипящих под ударение пишется буква о, без ударения пишется буква е».
Коммуникативные
умение слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Регулятивные
Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
: постановка проблемы
Предлагаю игру. 1 команда будет помогать буквеО, 2 команда будет помогать Букве Е. Условия игры: Участники команд становятся спиной друг к другу. Учитель произносит слова по теме урока. Команда Буквы О поворачивается и «ловит слова» с буквой о. Команда Буквы Е поворачивается и «ловит слова» с буквой Е. Тех, кого поймали, отводят в сторону. Проигрывает та команда, в которой останется меньше игроков. Игра окончена. – Ребята, возникла путаница и неразбериха. Почему? - Зачем нам сейчас нужно знать, когда писать букву о, а когда е? - Потому что мы не знаем, когда писать букву о, а когда е. - Чтобы выиграть в этой игре, а вообще, чтобы грамотно писать. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии Цель: 1) актуализировать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; 2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) мотивировать к пробному действию и его Учитель открывает слова
на

слайде
Врачом, борцов, товарищем, юношей, плащом, маршем, этажом, птицей. Проведем научную работу (шапка таблицы не заполнена). - Распределите по столбикам слова. 1. В какой морфеме находятся гласные о и е? Выделите. Поставьте ударение. Что вы наблюдаете? 2. После каких согласных пишутся эти буквы? Подчеркните. Выпишите эти буквы. 3. Какие согласные звуки обозначают эти буквы? Учащиеся распределяют слова по графам. О – под ударением, Е – безударная. Выписывают: ж, ш, ч, щ и ц Шипящие и нешипящие
Познавательные
Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выбор критериев для сравнения; - выдвижение гипотезы и её обоснование? - выделение общего на основе сравнения.
Регулятивные
Контроль в форме сличения с образцом. Оценка: выделение и
самостоятельному выполнению и обоснованию; 4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. 4 .
Взаимопроверка. Сличение

с образцом. Поменяйтесь

тетрадями. Оцените

работу соседа: Слова

выписаны верно, ( на слайде)

подчеркнули и выделили – 2

балла. Работа выполнена

частично – 1 балл.

Отметьте баллы в листе

оценки.
- Почему происходит затруднение в написании этих слов? Какую ошибку можно допустить? - Как можно объяснить выбор букв о и е? - Со словами какой части речи мы сегодня работаем? -Какая тема нашего урока? - Какая закономерность наблюдается? - Какое новое правило мы сегодня открыли? «Научная» работа: Напишите утверждение, которое вы сейчас сформулировали. Учитель предлагает заготовленные карточки . «В окончаниях существительных после_____ под ударением пишем__, без Оценивают - Окончание в безударном положении. Можно написать в окончании ё вместо о или о вместо е. - В окончании о пишется под ударением, е без ударения. - Имена существительные. Формулируют тему урока. - Правописаниеокончаний существительных после шипящих и ц -
о
под ударением,
е
без ударения. - Формулируют правило. - Работают на карточках. Пишут утверждения. осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные
Логические: подведение под понятие, выведение следствий.
Познавательные
Логические: подведение под понятие
ударения__». Работа в парах. - Расскажите друг другу, какое утверждение вы написали. –Кто привёл примеры? – Кто составил предложение? Работа с учебником. - Давайте сверим ваши утверждения с правилом в
учебнике.
Заполняю - Значит, мы можем сейчас заполнить шапку нашей таблицы. Озаглавить колонки.
Оцените свою работу:

Написал правило 1 балл.

Привёл примеры 2 балла.

Составил предложение – 3

балла. Отметьте баллы в

листе оценки.
- Проверяют друг у друга в паре. Читают утверждения. - Читают правило в учебнике.
Коммуникативные
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им 3. Физкультминутка Обеспечить активный отдых
Фотодиктант.
В тех словах, где пишется буква о – поворот вправо, поворот влево, буква е- приседания Выполняют упражнения 4. Выявление места и причины затруднения Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения Разработаем алгоритм выбора написания гласных о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц. У учащихся на полосках бумаги разного цвета вперемешку даны этапы алгоритма. Должны выложить последовательно. Примечание: среди заготовленных на полосках бумаги этапов Пошагово выкладывают алгоритм действий при затруднении написания гласных о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц: Определи часть речи Слово – существительное с основой на ж ш ч щ ц
Познавательные
Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выбор критериев для сравнения; - синтез –составление целого из частей
алгоритма две позиции даны неверно (выдели корень, определи член предложения). - С какой целью вы выполняете это задание?
Проверка – сличение с

образцом на слайде.

Оцените свою работу: Нет

ошибок - 2 балла. Есть

ошибки – 1 балл. Отметьте

баллы в листе оценки.
Выдели окончание Поставь ударение Гласная ударная? Гласная безударная? Пиши
о
Пиши
е

Регулятивные
Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Регулятивные
Контроль в форме сличения с образцом. Оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 5. Работа с перфокартой
На слайде

Камышом плащом ключом

Грачом товарищем полотенцем

Птенцов скворцов рубежом

Лисицей добычей этажом

Лучом скрипачом пловцом

Поставьте отметку в лист

самооценки
Буквы в окончаниях пропущены , уч-ся записывают только буквы в окончаниях по столбикам. Секрет проверки- соединив поочередно все буквы О получается 5 6. Построение проекта выхода из затруднения Цель: построить проект выхода из затруднения Работа с учебником. По упражнению №556. Задание: Перепишите . Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужную форму. Обозначьте изучаемую орфограмму. (1в. предл. 135 2в. предл. 246 Выполняют задание, подчёркивают орфограмму, комментируют.
Регулятивные
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию
7.Самостоятельна я работа с взаимопроверкой по эталону Цель: Организовать самостоятельную творческую работу с последующей взаимопроверкой учащимися умения писать слова на изучаемую орфограмму. Творческое задание: - Выберите слова из данного упражнения, которые можно использовать в тексте на тему: «Весна наступает». Составьте текст (3-4 предложения). - В какой форме вы будете употреблять слова в предложениях? - Выделите изучаемую орфограмму в словах. – Каким правилом вы воспользовались?
Работу оценит учитель: Нет

ошибок, орфограмма

выделена – 3 балла, 1

ошибка или не выделена

орфограмма – 2 балла, 2

ошибки – 1 балл.
Работают самостоятельно.
Познавательные
Логические: анализ объектов; синтез – составление целого из частей.
Регулятивные
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию 8.Вкючение в систему знаний и повторение Цель: организовать повторение пройденного материала. - Правила написания слов в каком разделе языкознания изучаются? - Изучаемая нами орфограмма с каким разделом языкознания тесно связана? - Почему? - А ещё с каким разделом? - Почему? Отвечают на вопросы. - В разделе Орфография. - С Морфемикой. Орфограмма в окончании слов. - С Фонетикой, т.к. орфограмма после шипящих и ц, - а это звуки речи.
Познавательные
Логические: установление причинно- следственных связей 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: 1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке; 2) зафиксировать затруднения, - Какова цель сегодняшнего урока? - Достигли ли цели? Докажите. -
Давайте вернемся к шагам

учебной деятельности. Кто

может сказать, что сумел сделать

«открытие».
Докажите. - Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я научился… - Больше всего мне понравилось… Анализируют свою работу.
Коммуникативные
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
которые остались, и способы их преодоления; 3) оценить собственную деятельность на уроке. - После урока мне захотелось… - Я оцениваю свою работу на …, потому что…
- Посчитайте баллы в листе

оценки. Запишите.

Оценка «5» - 7 баллов, «4» -

4-6 баллов, «3» - 2-3 балла.

Поставьте в маршрутном

листе оценку.
- Если остались затруднения, где можно над ними поработать? -Выполняя домашнее задание. 9. Домашнее задание Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Домашнее задание: (на

слайде)
приклеить в тетрадь алгоритм. выполнить упр. 558 или 560 Орфограммы подчеркнуть и выделить. Записывают задание. Обсуждают выполнение.


В раздел образования