Напоминание

Литературное кафе


Автор: Городилова Светлана Петровна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Кадетская школа"
Населённый пункт: Пермский край, г. Чернушка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературное кафе
Раздел: среднее образование





Назад





Литературное кафе «Есть такие книги…»
Добрый день, друзья! Сегодня здесь собрались ценители и любители литературы и это не случайно. 2015 год в России объявлен годом литературы и наша страна будет отмечать ещё одно важное событие – 70- летие Великой Победы над фашизмом. Я рада приветствовать вас в литературном кафе «Есть такие книги…» (слайд) Как сказал английский государственный деятель, философ Фрэнсис Бэкон «Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить и лишь немного – разжевать и переварить» (слайд). А как считаете вы , модно ли сегодня читать? (читать не модно, но необходимо, развивается речь, память, накапливаются знания-ведь это то, что нельзя ни украсть, ни отобрать, ни потерять. Когда читаешь сам, ты проживаешь эти события) В литературном кафе, как правило, собираются те, кому интересно почитать книги, обсудить их, встретиться с автором. Темой нашей встречи сегодня будут книги о Великой Отечественной войне. Итак, мы начинаем. Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мёртвым, и живым, Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья! Предлагаю перейти к меню нашего кафе. Посмотрите, пожалуйста, первое блюдо в ассортименте. (Ассорти «Загадочное») Героизм граждан нашей страны во время Великой Отечественной войны был массовым и стал нормой поведения каждого. Каждая республика, край, область, нация и народность имела своих героев. Скажи, о каком герое идёт речь. 1. В селе Петрищево, что под Москвой, остановился большой фашистский отряд. Выполняя боевое задание, девушка-партизанка проникла в Петрищево. Враги схватили её и стали допрашивать:
- Кто вы? - Не скажу. - Ваши цели? - Уничтожить вас. Девушку начали избивать, а ночью раздетую и босую повели на казнь. В последний миг своей молодой жизни она успела крикнуть: -Товарищи! Бейте фашистов! Победа будет за нами!
(Зоя Космодемьянская)
2. Он был одним из самых прославленных полководцев Великой Отечественной войны. Его боялись немцы, называя военным гением. Он происходил из крестьян. Военную службу начал в 18 лет рядовым. Специального военного образования не получил, военные науки изучал путём самообразования. Когда началась Великая Отечественная война – был уже генералом армии. В 1943 стал маршалом. Он блистательно выиграл битвы: великую Московскую, великую Сталинградскую, Курскую, Берлинскую. В июне 1945 года принимал на Красной площади Парад Победы.
(Георгий Жуков)

3.
Шёл пятый день войны. Советский лётчик вывел свой бомбардировщик к намеченной цели, отбомбился. Выполнил боевую задачу. Развернулся. Стал уходить домой. И вдруг фашистский снаряд пробил бензобак. Горит самолёт, высоту теряет. В это время внизу под самолётом двигалась фашистская автоколонна: цистерны с горючим, автомашины. Не воспользовался лётчик парашютом. Нацелил бомбардировщик на автоколонну. Погиб лётчик, а память осталась. Вечная память. Вечная слава.
(Николай Гастелло)
Как вы считаете, какое качество, какие человеческие ценности связывает этих героев вместе? (
Патриотизм, любовь к Родине
)

И снова обратимся к меню. Что там числится дальше (Десерт «Узнавай-

ка» )

Подвиг
… Как ни странно, но ни один европейский язык не имеет слов хотя бы приблизительного значения. Даже слова героизм, доблесть не в состоянии передать всю глубину смысла, вложенного в русское слово подвиг. Для того, чтобы отмечать подвиги защитников Родины, их воинскую доблесть и успехи в полководческом искусстве, героям вручались ордена и медали. За годы Великой Отечественной войны правительством были учреждены 10 орденов и 21 наградная медаль. Вручались также ордена и медали, учреждённые до войны. О каких наградах идёт речь? 1. Орден учреждён 6 апреля 1930 года для награждения за большие заслуги по обороне страны в военное и мирное время. Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, покрытую рубиново-красной эмалью. В центре подкова с изображением красноармейца с винтовкой в руке, ниже – серп и молот. Первым кавалером ордена стал Командир Красной Армии В. Блюхер. Ни один орден не имел такого большого числа награждённых, как этот орден. Во время Великой Отечественной войны орденом было награждено около 3 млн человек.
(Орден Красной Звезды)
2. После 1917 года все царские ордена, медали и другие знаки отличия были упразднены. Но, сохраняя лучшие традиции русской армии и флота, правительство учредило 8 ноября 1943 года солдатский орден трёх степеней. Он отмечал личную храбрость и воинскую доблесть солдат Красной Армии. Орден представляет собой пятиконечную золотую или серебряную звезду, в центре которой в венке из листьев лавра помещена Кремлёвская башня с красной звездой на шпиле. Внизу венка на красной ленте надпись. Всего за годы войны орденом награждено около 1 млн человек.
(Орден Славы)

3.

8 ноября 1943 года
был учреждён высший военный орден для награждения полководцев Красной Армии за успешное проведение операции крупного масштаба.
Орден – сложное произведение ювелирного искусства. Основным элементом является красная рубиновая звезда, выполненная из искусственных рубинов. Она обрамлена 170 бриллиантами. В центре звезды на голубом фоне в золотом венке из лавровых листьев помещена Кремлёвская башня. Всего за годы войны было произведено 19 награждений. Среди награждённых Сталин, Жуков, Василевский. Учреждение ордена явилось мудрым и дальновидным решением: появление такой награды за полтора года до весны 1945 года как бы предрешало неизбежный и близкий конец войны.
(Орден Победы)
Об орденах и медалях есть замечательная книга. Ребята, а как вы думаете, а какая человеческая ценность нам поможет в неё заглянуть – правильно,
любознательность!
Вчитывайтесь, всматривайтесь и познавайте новое. Открывайте для себя новые страницы и всегда будите идти в ногу со временем.
Но что у нас далее в меню? (Экзотическое блюдо «Сюрприз»)

Как вы думаете, что здесь может быть?
Конечно же, песни. Песни Великой Отечественной войны особенные. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, «перелетали» через линию фронта, проникали в глубокий тыл, в партизанские отряды. Давайте и мы вспомним сейчас эти песни. 1. Вот уже более 70 лет поёт эту песню страна. Да и не только наша. Песня М. Блантера и М. Исаковского, сложенная до войны, как никакая другая песня согревала солдатские сердца в тяжёлую военную пору. Именем героини этой песни, солдаты прозвали гвардейские миномёты – грозное оружие нашей армии. Напойте её. (
Катюша.
«Расцветали яблони и груши…») 2. Зимой 1941-1942 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня композитора К. Листова Когда поэт А. Суриков писал стихотворение, он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это было несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Напойте эту песню. (
Землянка.
«Бьётся в тесной печурке огонь…»)
3. Всё дальше уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, мы называем песнями наших отцов и дедов. Но появились новые песни о войне. Одна из них была написана спустя 30 лет. Но она сразу же стала близка и необходима. Без неё не обходится ни один концерт, посвящённый нашей армии и флоту. Её авторы (
День Победы
)
Как вы считаете, а что объединяет все эти песни. Какие

человеческие ценности они пропагандируют? (жизнелюбие).
Настало время подвести итоги.
Скажите, а какие человеческие качества были вашими

помощниками сегодня? (Любовь к книге)

Желаю вам, пусть книги входят в вашу жизнь, как великое чудо,

ведь именно они открывают дверь в мир знаний, человеческих

чувств. Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги.

Не забудьте оставить свои отзывы в Книге жалоб и предложений.

Всего доброго!

Приложение З
еленин А. С. «Я был бы Гитлером» Весна сорок четвёртого оказалась доброй…. На ферме, на задах овраг. К концу марта снег в полях на убыль пошёл, а в овраге – нисколечко. По вечерам, когда свободная минутка, вся ребятня деревенская за фермой собирались. Прыгали. В снег.
Прыгнешь с оврага вниз солдатиком – руки по швам – и аж сердечко замирает: а ну как останешься в овраге навсегда! В снег-то по грудь улетаешь, а то и по шею – так обхватывает, не пошевелиться. Пока кто другой не откопает – сам не выберешься. Потому и ходили кучей: один другого выручал. Все знали: прыгать по очереди надобно, а тут – видать не одной Саньке радость разум затмила – все ухнули! Да хорошо-то как! Девчонки – из-за веса мелкого – по грудь, парни – чуть ли не по горлышко! Сперва, конечно, хохотали – дурачились. После загрустили. Подёргались в надежде, что снег объятья ослабит – наоборот вышло: ещё глубже ушли. Кричать стали, да овраг глубокий, крики до фермы не долетают. Николка, как самый старший, решил: – Хватит орать! Силы только тратим. Подождём. – К ночи нас хватятся, искать пойдут. Куда? Ну, сначала по домам пройдутся, а потом сюда – куда больше? – Николка разъяснил. Николка запрокинул голову, глянул на тёмное небо: – Когда пойдут, тогда и пойдут. Не боись, не замёрзнем! А поговорить… – Эх! – вздохнул Гришка. – Если бы я мог, я бы лётчиком стал. Гастелло! Я б самую большую колонну фашистов выбрал, и как шарахнул бы в неё самолётом! – Насмерть?! – ахнула Тонька. – Ну, почему – насмерть? – солидно произнёс Гришка. – Я бы успел на парашюте, в лес. – И упал бы неудачно, и ногу бы сломал, – повела свою мысль Тонька. – А я бы медсестрой была, и тебя нашла бы, и ногу бы твою перевязала, и сто тысяч вёрст на себе до наших несла! И вынесла бы! – Это хорошо! – усмехнулся Гришка. – Только это не ты бы меня несла, а я тебя! – Почему это? – изумилась Тонька. – Так ты бы замёрзла и ноги-руки отморозила, а бы тебя на спину взвалил, и сам бы до наших донёс! – гордо заявил Гришка. – Я бы и со сломанной ногой… – Да ну! – перебил ребят Петька. – Лётчик! Медсестра! Вот я, если бы мог, я бы Ворошиловым был! Я бы одну армию на фашистов слева, другую – справа, третью…
– Мелко плаваешь! – не дал договорить Петьке Николка. – Вот если бы я мог, я бы Сталиным стал! Я бы армии Ворошилова на фрицев с юга, Будённого – с севера, а Жукова – по центру. А потом бы Черчиллю позвонил и сказал бы: «А ну, давай уже второй фронт! А не дашь, я по тебе «катюшей» как жахну!» – О-ой! – протянула вдруг Клашка. – А вот я, если бы могла, я бы «катюшей» стала! – Представляете, я бы сама по фашистам снаряды пускала! По их танкам! По пушкам! Я бы их всех! За папку! За брата! Все замолчали и только Зойка-маленькая вздохнула: – А я не знаю, кем бы была, если бы могла… И в этот самый момент над их головами раздался голос: – А я, если бы мог, Гитлером был бы! На краю оврага сидел Грицько. Этого парня, эвакуированного с тёткой с Украины, в деревне недолюбливали многие. Со старшими не здоровался, малышей обижал, второй год сидел в пятом классе. Говорил, что наши солдаты, сдавшиеся немцам в плен, не предатели. – Ты! Гитлером?! – вскипел Николка. – Ты?! – взъярились Гришка с Петькой. – Да мы тебя! Да дай только руки достать! Гад! – ребята завозились в снегу, увязая в нём сильнее, проваливаясь глубже. Грицько, не отвечая, спокойно спустился в овраг, вплотную подошёл к Николке, присел перед ним на корточки и сказал: – Был бы я Гитлером, взял бы пистолет и застрелился бы. И тогда войны не было бы. И батька мой с мамкой живы были бы. Потом Грицько откопал Николку и так же спокойно, как спустился, поднялся из оврага к ферме и исчез в опустившейся на деревню темноте. Литературное кафе «Есть такие книги…»
МЕНЮ 1. Ассорти «Загадочное» 2. Горячее «Память» 3. Десерт «Узнавай-ка» 4. Экзотическое блюдо
«Сюрприз»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева»

Литературное кафе

«Есть такие книги…»
( 70-летию Победы посвящается)
Работу подготовил: Городилова С.П., педагог – библиотекарь г. Чернушка, 2015 г.


В раздел образования