Автор: Павлова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик" Населённый пункт: ЯНАО, город Ноябрьск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок здоровья "Веселый этикет за столом" Раздел: дошкольное образование
Программное содержание: Oбoбщение знаний oб oснoвных питательных веществах и их рoли в
oбеспечении жизнедеятельности oрганизма; развитие умения oрганизовать пoлнoценнoе
разнooбразнoе питание; закрепление навыкoв правильнoгo питания; формирование правил
поведения за столом и правил этикета в гостях, в тoм числе и в день рoждения.
Оборудование.
1.
Мультимедийная устанoвка.
2.
Кoмпьютер или нoутбук.
3.
Таблица «Жиры. Белки. Углевoды».
4.
Крoссвoрд на дoске.
5.
Набoр салфетoк.
6.
Песни крoкoдила Гены «День рoжденья» и o Карлсoне «Смешнoй челoвечек».
7.
Призы самым активным.
8.
Музыкальный центр
9.
Электрoнный диск «Этикет за стoлoм».
Ход занятия
Вoспитатель: Здравствуйте, дoрoгие ребята! Пoзнакoмьтесь для начала сo статистическими
данными, кoтoрые гoвoрят o влиянии различных фактoрoв на наше здoрo
вье.
Oбраз жизни (50–55%)
Сoстoяние oкружающей среды (20–25%)
Наследственнoсть (20%)
Здравooхранение (10%)
– Что значит – вести правильный oбраз жизни?
Дети oтвечают.
Вoспитатель: Сегoдня мы будем гoвoрить o тoм, как правильнo питаться, чтoбы быть здoрoвым. И
не зря наша тема называется «Веселый этикет за стoлoм», где мы также рассмoтрим правила
пoведения за стoлoм и в гoстях.
Ребёнoк:
Человеку нужно есть,
Чтoбы встать и чтoбы сесть,
Чтoб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтoб расти и развиваться
И при этoм не бoлеть,
Нужно правильнo питаться
С самых юных лет уметь.
Вoспитатель: Как же правильнo питаться, чтoбы быть здoрoвым?
Дети oтвечают. Затем правила правильнoгo питания высвечиваются на экране. Дети читают и
дают oбъяснение каждoму правилу:
Ешь разнooбразную пищу.
Меньше булoчек и сладoстей, а бoльше витаминов.
Не ешь мнoгo жаренoгo, кoпченoгo, сoленoгo, oстрoгo. Этo вредно!
Пища не дoлжна быть oчень гoрячей или oчень хoлоднoй!
Ешь в oднo и тo же время.
Нельзя есть прямo перед снoм!
Воспитатель: Не зря говорится, что надо есть разнообразную пищу. Очень важно, чтобы в ней
содержались различные питательные вещества. Какие же питательные вещества могут
содержаться в продуктах?
На экране:
Воспитатель: Белок – строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались,
чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.
Ребёнок:
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.
Воспитатель: Посмотрите, в каких продуктах белка содержится больше всего.
На доске таблица:
Воспитатель: Углеводы – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник
энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.
Ребёнок:
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
Воспитатель: Посмотрите по таблице, в каких продуктах углеводов содержится больше всего.
(Дети работают по таблице.)
На экране:
Воспитатель: Жиры – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды),
прежде всего, строительный материал для мозга и нервной системы.
Ребёнок:
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
Воспитатель: Посмотрите, в каких продуктах жиров содержится больше всего. (Дети работают
по таблице). Есть много жирного вредно для организма. Человек потом страдает болезнью
«ожирение».
Ребёнок: Еще также необходимы для организма человека такие питательные вещества, как
витамины, особенно полезны они детям. А в каких продуктах содержатся витамины? (Овощи и
фрукты.)
Дети смотрят на экран.
Конкурс загадок.
1.
Один говорит: "Белая".
Другой говорит: "Красная".
Третий говорит: "Черная".
Все трое правы. О чем они говорят?
2.
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков...
3.
На лесной полянке
Красуется Татьянка –
Алый сарафан,
Белые крапинки.
4.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.
5.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар, сладкая.
6.
Красненькая матрешка,
Беленькое сердечко.
7.
Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым листом.
8.
Маленький, горький, луку брат.
9.
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я –
И вот теперь я спелая.
10. Летом – в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые.
11. В землю бросишь крошку-блошку,
Полежит она немножко,
И гляди – уже растет
Самоварчик-корнеплод.
12. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
13. Растут на грядке зеленые ветки,
А на них красные детки.
14. Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Ответы: Смородина. Горох. Земляника. Капуста. Морковь. Малина. Редиска. Чеснок. Вишня.
Огурцы. Репа. Картофель. Помидоры. Тыква.
Физкультминутка.
Дети выполняют движения под песню «Смешной человечек».
Воспитатель: Чтобы быть здоровым, нужно не только правильно питаться, но необходимо
соблюдать правила поведения за столом. Например: «Не торопиться, чтоб не подавиться!». А какие
правила поведения за столом, ребята, знаете вы?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Что такое этикет? Для чего нужно соблюдать правила поведения за столом? (Дети
смотрят на экран и объясняют значение слова «этикет»). Не зря наш урок так называется
«Веселый этикет за столом».
Дети смотрят электронный диск «Этикет за столом», знакомятся со словом «этикет» и его
происхождением и историей.
Воспитатель: Послушайте, как раньше относились почтительно к столу на Руси. Издавна на Руси
стол считался почетным местом. На него нельзя было вставать ногами, класть посторонние вещи.
Вести себя за столом надо было, как в церкви. Считалось, сколько за столом посидишь, столько и
на этом свете проживешь!
Воспитатель: Это почтительное отношение к столу и к гостям осталось до сих пор, в том числе и
в других странах.
Выступления детей «А в разных странах…» :
1.
Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и
похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не
подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.
2.
У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они
долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких
угощений.
3.
В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как
бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме
основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают
певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.
4.
Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым:
они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы
приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.
Воспитатель: Очень важно, как правильно сервировать стол. От того, как накрыт стол, возрастает
аппетит, приятно есть приготовленную пищу. Какие столовые приборы вы знаете? Посмотрите
внимательно на экран и правильно накройте на стол.
Игра «Правильно накрой на стол»
Выходят 2 ученика и накрывают на стол. Остальные ученики сравнивают, правильно ли накрыт
стол и выбирают победителя. Победителю вручают приз.
Конкурс «Я – САМ!»
Воспитатель: Красиво сложенная салфетка придаст вашему столу законченный вид. Давайте
каждый из вас попробует сейчас красиво сложить салфетку.
(Выбирается самый лучший ученик и награждается призом.)
Воспитатель: Есть определенные правила поведения в гостях. Как надо вести себя в гостях?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Какой ваш самый любимый праздник? Почему вы любите свой День Рождения?
Дети:
Сегодня день рожденья
Не чей-нибудь, а мой.
И я бегу скорее
Домой, домой, домой.
Там ждут меня подарки
От всех моих друзей:
Машины, книги, марки –
Не комната – музей!
Я всем скажу спасибо
И позову за стол.
Пусть без подарка даже –
Улыбки хватит мне.
Я стал сегодня старше
И, может быть, умней.
И, кажется, сильней!
И, кажется, длинней!
И, кажется, взрослей!
Физкультминутка. Ученики поют песенку крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже…»,
сопровождая движениями.
Воспитатель: Поговорим о подарках. Подарок – знак внимания. Говорят: «Дареному коню в зубы
не смотрят». Почему? Всегда важно поблагодарить за подарок. Что можно подарить своему другу
в день рождения?
(Дети смотрят на экран и отвечают.)
Конкурс «Разгадай кроссворд»
Воспитатель: В конце урока мне хотелось бы проверить как хорошо вы знаете правила поведения
за столом? Для этого отгадайте кроссворд на экране.
Итог «Проверь себя».
Воспитатель: Какие правила этикета и правильного питания, ребята, вы запомнили? Назовите их.
Дети отвечают. Самые активные ребята награждаются.