Чтение художественной литературы как средство организации форм совместной деятельности взрослого с детьми в ДОО
Автор: Норенко Алла Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Чтение художественной литературы как средство организации форм совместной деятельности взрослого с детьми в ДОО Раздел: дошкольное образование
Чтение художественной литературы как средство организации
форм совместной деятельности взрослого с детьми в ДОО
Норенко Алла Александровна, воспитатель
МБ ДОУ "Детский сад № 37", г.Новокузнецк
Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые.
Белинский В. Г.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и
сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои
задачи.
Исключить
из
этого
процесса
период
дошкольного
детства
невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во
многом
определяет
его.
Главная
ценность
данного
возраста
-
высокая
эмоциональная
отзывчивость
на
художественное
слово,
способность
сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой
развязки,
поэтому
мы
и
говорим
о
возможности
и
необходимости
формирования
литературного
вкуса
с
раннего
дошкольного
возраста
Важнейшей
задачей
взрослого
становится
отбор
таких
художественных
произведений,
которые
действительно
способствуют
формированию
литературного вкуса.
Дошкольники
уже
в
3-4
года
отличаются
высокой
познавательной
активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той
среды, которая их окружает. Читательские интересы дошкольников постарше
более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях,
детях, описания игровых и бытовых ситуаций. По мере взросления ребенка
меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки:
рассматривание,
слушание,
перелистывание,
чтение,
лопот ание,
воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией,
ф а н т а з и и
н а
т е м ы
р и с у н к о в .
Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю.
1
Реализуя
деятельностный
подход
в
литературном
образовании
дошкольников,
мы
постарались
работать
не
только
с
хрестоматийными
книгами, но главное знакомим детей с книгами, как предметом искусства,
т в о р ч е с т в а
п и с а т е л я ,
х у д о ж н и к а
и
д и з а й н е р а .
Деятельностный подход в общении с книгой заключается в том, что книга
сама
учит
думать,
представлять,
чувствовать,
размышлять,
а
при
столкновении с проблемными ситуациями предполагать ход их решения.
Результативностью
полноценного
восприятия
книги
является
то,
что
у
ребенка появляется желание не только отвечать на поставленные вопросы, но
и задавать их самому. В практической работе используются различные виды
деятельности по приобщению ребенка к детской литературе.
дети охотно рассматривают книги по правилам,
пересказывают содержание по иллюстрациям,
с удовольствием изготавливают книжки-самоделки,
драматизируют сказки, показывают в виде кукольных спектаклей.
проводятся конкурсы чтецов.
Реализация
деятельностного
метода
возможна
при
создании
развивающей
среды,
которая
обеспечивает
ребенку
потребность
в
самореализации.
При работе с детьми в подготовительной группе обращаем особое внимание
на
содержание
книжного
уголка,
в
котором
помещаются:
книги,
рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию
с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для
развития
речи:
«Закончи
сказку»,
«Узнай
героя»,
«Подбери
картинки»;
портреты
писателей
и
поэтов;
рисунки
детей
по
мотивам
любимых
произведений;
изготовленные
дошкольниками
книжки-малютки.
Среди старших дошкольников стали популярными дидактические игры
« У з н а й
г е р о я » ,
« Н а й д и
д р у г а » ,
« К т о
а в т о р ? » .
В
группах
мы
организуем
и
мастерские
по
ремонту
книг.
Дети
сами
подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п.
2
Во
время
совместного
труда
они
вспоминают
содержание
книг,
делятся
своими впечатлениями о поступках героев
В старшей группе детей учат понимать мотивы поступков героев
литературных
произведений,
формируют
осознанное
отношение
к
ним,
обращают
внимание
на
язык
сказки,
рассказа,
на
авторские
приемы
и
обороты,
закрепляют
навыки
аккуратного
пользования
книгой.
Дети
получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую
о г р о м н у ю
ц е н н о с т ь
о н и
и м е ю т
д л я
п о з н а н и я
м и р а .
На занятиях проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о
книге», «Книга – лучший друг» и другие. Организуем и специальные занятия,
посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов.
В
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
широко
используется
художественная литература. Дети любят слушать народные сказки, стихи,
рассказы.
Интересное
содержание,
богатство
фантазии,
яркие
художественные
образы
привлекают
внимание
ребенка,
доставляют
ему
радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
В свободное от занятий время педагоги также проводят работу по
ознакомлению с художественной литературой.
Проверяют,
помнят
ли
дети
произведения,
проводят
литературные
викторины, подбирая задания для воспитанников ( дети узнают книги по
обложкам, рассказывают, к какому произведению выполнена иллюстрация, о
чем
она;
называют
произведение,
из
которого
зачитан
отрывок),
заканчиваться викторина может чтением и рассказыванием по заявкам ребят,
показом кукольного представления. Часто мы составляем книги из рассказов
детей. Периодически оформляем тематические выставки «Веселые книжки»,
«Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети.
Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков
мы составляем альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка.
Проведение
экскурсий,
выставок
и
специальных «библиотечных
занятий»способствует
формированию
у
детей
умений
пользоваться
3
библиотечным
фондом,
а
также
усвоению
определенного
объема
библиотечно-библиографических
сведений
(«библиотека»,
«стеллаж»,
«каталог»,
«каталожная карточка»,
«картотека»,
«читательский формуляр» и
др.).
Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель
учит детей работать с оглавлением. Вся эта атрибутика создана специально
для детей, как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у
дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки
пользования информационными ресурсами.
Чтение художественной литературы может быть использовано как одно из
средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других
форм
совместной
деятельности
взрослого
с
детьми
(продуктивной,
познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном
образовательном процессе. (таблица1)
Таблица 1
Виды деятельности
Формы работы
Игровая деятельность
Дидактические игры по сборникам:
А.И.Сорокина.
Дидактические
игры
в
детском саду;
Л.В.Артемова. Окружающий мир в детских
мирах дошкольников;
А.К.Бондаренко.
Дидактические
игры
в
детском саду;
Сюжетно
-
ролевые
игры
«Книжный
м а г а з и н » ,
« П оч т а » ,
« Б и б л и о т е к а » ,
«Типография» и другие;
Настольно - печатные игры;
Игры - шоу.
Познавательная
деятельность
Экскурсии в библиотеку, типографию,
книжный магазин;
4
Беседы о книге, чтении (какие раньше были
книги, как «делают» книгу, какие бывают
книги и т.д.), о людях, чьи профессии связаны
с книгой, о бережном отношении к книге;
Встречи с работниками библиотеки, поэтами,
писателями;
Игры - эксперименты«Из чего можно сделать
книгу? », «Из какой бумаги можно сделать
книгу? » и т.д.;
Беседы по адекватной оценке прочитанного.
Речевая деятельность
Словесно - речевые игры по сборникам:
Г.С.Швайко. «Игры и игровые упражнения для
развития речи»;
А.К.Бондаренко. « Словесные игры в
детском саду»;
Литературные минутки (ежедневное чтение
по 10-15 минут по желанию детей);
Беседа - пятиминутка «Что читаем? »;
сказочная лаборатория (словесное
творчество):
Сочини рекламу книги;
Придумай продолжение сказки;
Устное письмо литературному герою;
Салат из сказок;
Пресс конференция (задай вопрос
литературному герою);
Экскурсия по произведениям (экскурсоводы
дети);
Составление лингвобанка;
Сочинение стихотворений;
Составление рассказов : по иллюстрациям;
из личного опыта «Обо мне и обо всем»;
Литературные викторины;
Литературные игры: «Поле чудес»;
«О, счастливчик»; «КВН».
Театрализованная
деятельность
Драматизация сказок, рассказов, стихов;
постановка спектакля по произведению;
Музыкальная
деятельность
Сочинение сказок на музыкальные
произведения;
5
«Рисование»музыкальных произведений
словами.
Досуговая
деятельность
Развлечения «Почтальон принес посылку»,
«Волшебные странички»;
Литературные праздники, «Книжкины
именины», «Парад любимых книг»;
Кукольный спектакль«Мурзилкины
загадки»;
Конкурс частушек о книге, чтении;
Конкурс чтецов
Литературное кафе.
Продуктивная
деятельность
(изобразительная
деятельность,
конструирование,
художественный труд )
Рисование иллюстраций к произведениям;
Выставка рисунков«Моя любимая книга»;
Оформление книги «Панно из
сказок»методом аппликации;
Оформление сборников стихов детей;
Оформление альбомов, загадок, пословиц,
скороговорок и т.д.
Трудовая деятельность
Книжкина мастерская (ремонт книг);
Акции:
подари книгу другу;
сделай книжку малышам.
Тематическое погружение на любую тему (творчество писателя, поэта,
любимый герой, тема сказок и т.д.).
Чтение художественной литературы - это совместная деятельность взрослого
с
детьми.
В
отличие
от
совместной
продуктивной
познавательно
-
исследовательской, игровой деятельности эта форма (чтение) не может быть
продолжена
детьми
самостоятельно,
не
может
перейти
в
их
свободную
деятельность. Это налагает особую ответственность на педагога в плане
подбора текстов для чтения и его организации с тем, чтобы книга, затронув
струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и
6
образованию
ребёнка,
установления
эмоционального
контакта
с
детьми
посредством чтения.
Работа воспитателя с родителями предполагает решение следующих задач:
знакомство родителей с возрастными возможностями дошкольников -
читателей, позитивными и негативными стереотипами;
расширение представлений родителей о детской литературу;
обучение родителей руководству чтением детей;
привлечение к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями представлена в таблице 2
Таблица 2 «Работа с родителями по приобщению воспитанников к чтению»
Просветительская
Консультативная
Информационная
Родительский лекторий:
что и как читать детям;
положи своё сердце у
чтения;
Встречи у камина
(родительский
читательский клуб):
обмен опытом семейного
чтения;
организация и проведение
семейных литературных
праздников, досугов, игр,
спектаклей;
Встречи с поэтами,
писателями;
Выставка детских книг;
Дискуссионная площадка
«Первые книги ребёнка»;
Круглый стол «Чтение
начинается с колыбели»;
Детско-родительское
шоу«Самая читающая
семья»;
Конкурсы:
иллюстрации детей и
родителей;
Групповые и
индивидуальные устные
консультации по
вопросам, возникающим
у родителей;
Письменные
консультации;
Привлечение родителей
для решения общих
(семьи и ДОУ)
вопросов.
Устная и письменная
информация:
Оформление
информационных
стендов (ребёнок и
книга; пришли мне
чтения доброго и т.д.);
Реклама новинок;
Выпуск газеты ДОУ
«Непоседы»;
Постоянная рубрика в
газете «Читаем дома».
7
сочинение сказок (детьми
и родителями);
творческие проекты.
Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает
ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними.
Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои
знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить
мыслить и чувствовать !
Литература
1.
Алиева Т., Кудрявцева В. Еще раз о природе детской субкультуры //
Дошкольное воспитание 1997. № 3.
2.
Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных
форм
сотрудничества
педагогов
детского
сада
с
семьей
ребенка
//
Дошкольное воспитание. 1988. №6
3.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика- Синтез,
1999
4. Введение дошкольника в мировую культуру //Дошкольное воспитание . –
2006. №5.
5.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
6.Иванова
Н.В.
Особенности
и
значение
детской
субкультуры
//
Педагогика. 2005. №7.
7.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера,
1999
8
9