Напоминание

Чтение художественной литературы как средство организации форм совместной деятельности взрослого с детьми в ДОО


Автор: Норенко Алла Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Чтение художественной литературы как средство организации форм совместной деятельности взрослого с детьми в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Чтение художественной литературы как средство организации

форм совместной деятельности взрослого с детьми в ДОО
Норенко Алла Александровна, воспитатель МБ ДОУ "Детский сад № 37", г.Новокузнецк Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые. Белинский В. Г. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его. Главная ценность данного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, лопот ание, воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, ф а н т а з и и н а т е м ы р и с у н к о в . Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. 1
Реализуя деятельностный подход в литературном образовании дошкольников, мы постарались работать не только с хрестоматийными книгами, но главное знакомим детей с книгами, как предметом искусства, т в о р ч е с т в а п и с а т е л я , х у д о ж н и к а и д и з а й н е р а . Деятельностный подход в общении с книгой заключается в том, что книга сама учит думать, представлять, чувствовать, размышлять, а при столкновении с проблемными ситуациями предполагать ход их решения. Результативностью полноценного восприятия книги является то, что у ребенка появляется желание не только отвечать на поставленные вопросы, но и задавать их самому. В практической работе используются различные виды деятельности по приобщению ребенка к детской литературе.  дети охотно рассматривают книги по правилам,  пересказывают содержание по иллюстрациям,  с удовольствием изготавливают книжки-самоделки,  драматизируют сказки, показывают в виде кукольных спектаклей.  проводятся конкурсы чтецов. Реализация деятельностного метода возможна при создании развивающей среды, которая обеспечивает ребенку потребность в самореализации. При работе с детьми в подготовительной группе обращаем особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений; изготовленные дошкольниками книжки-малютки. Среди старших дошкольников стали популярными дидактические игры « У з н а й г е р о я » , « Н а й д и д р у г а » , « К т о а в т о р ? » . В группах мы организуем и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. 2
Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев В старшей группе детей учат понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируют осознанное отношение к ним, обращают внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляют навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую о г р о м н у ю ц е н н о с т ь о н и и м е ю т д л я п о з н а н и я м и р а . На занятиях проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие. Организуем и специальные занятия, посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов. В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественная литература. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. В свободное от занятий время педагоги также проводят работу по ознакомлению с художественной литературой. Проверяют, помнят ли дети произведения, проводят литературные викторины, подбирая задания для воспитанников ( дети узнают книги по обложкам, рассказывают, к какому произведению выполнена иллюстрация, о чем она; называют произведение, из которого зачитан отрывок), заканчиваться викторина может чтением и рассказыванием по заявкам ребят, показом кукольного представления. Часто мы составляем книги из рассказов детей. Периодически оформляем тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков мы составляем альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка. Проведение экскурсий, выставок и специальных «библиотечных занятий»способствует формированию у детей умений пользоваться 3
библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечно-библиографических сведений («библиотека», «стеллаж», «каталог», «каталожная карточка», «картотека», «читательский формуляр» и др.). Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением. Вся эта атрибутика создана специально для детей, как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами. Чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе. (таблица1) Таблица 1
Виды деятельности

Формы работы

Игровая деятельность
 Дидактические игры по сборникам:  А.И.Сорокина. Дидактические игры в детском саду;  Л.В.Артемова. Окружающий мир в детских мирах дошкольников;  А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду;  Сюжетно - ролевые игры «Книжный м а г а з и н » , « П оч т а » , « Б и б л и о т е к а » , «Типография» и другие;  Настольно - печатные игры;  Игры - шоу.
Познавательная

деятельность
 Экскурсии в библиотеку, типографию, книжный магазин; 4
 Беседы о книге, чтении (какие раньше были книги, как «делают» книгу, какие бывают книги и т.д.), о людях, чьи профессии связаны с книгой, о бережном отношении к книге;  Встречи с работниками библиотеки, поэтами, писателями;  Игры - эксперименты«Из чего можно сделать книгу? », «Из какой бумаги можно сделать книгу? » и т.д.;  Беседы по адекватной оценке прочитанного.
Речевая деятельность
 Словесно - речевые игры по сборникам: Г.С.Швайко. «Игры и игровые упражнения для развития речи»;  А.К.Бондаренко. « Словесные игры в детском саду»;  Литературные минутки (ежедневное чтение по 10-15 минут по желанию детей);  Беседа - пятиминутка «Что читаем? »;  сказочная лаборатория (словесное творчество):  Сочини рекламу книги;  Придумай продолжение сказки;  Устное письмо литературному герою;  Салат из сказок;  Пресс конференция (задай вопрос литературному герою);  Экскурсия по произведениям (экскурсоводы дети);  Составление лингвобанка;  Сочинение стихотворений;  Составление рассказов : по иллюстрациям; из личного опыта «Обо мне и обо всем»;  Литературные викторины;  Литературные игры: «Поле чудес»; «О, счастливчик»; «КВН».
Театрализованная

деятельность
 Драматизация сказок, рассказов, стихов;  постановка спектакля по произведению;
Музыкальная

деятельность
 Сочинение сказок на музыкальные произведения; 5
 «Рисование»музыкальных произведений словами.
Досуговая

деятельность
 Развлечения «Почтальон принес посылку», «Волшебные странички»;  Литературные праздники, «Книжкины именины», «Парад любимых книг»;  Кукольный спектакль«Мурзилкины загадки»;  Конкурс частушек о книге, чтении;  Конкурс чтецов  Литературное кафе.
Продуктивная

деятельность

(изобразительная

деятельность,

конструирование,

художественный труд
)  Рисование иллюстраций к произведениям;  Выставка рисунков«Моя любимая книга»;  Оформление книги «Панно из сказок»методом аппликации;  Оформление сборников стихов детей;  Оформление альбомов, загадок, пословиц, скороговорок и т.д.
Трудовая деятельность
 Книжкина мастерская (ремонт книг);  Акции:  подари книгу другу;  сделай книжку малышам.
Тематическое погружение на любую тему (творчество писателя, поэта,

любимый герой, тема сказок и т.д.).
Чтение художественной литературы - это совместная деятельность взрослого с детьми. В отличие от совместной продуктивной познавательно - исследовательской, игровой деятельности эта форма (чтение) не может быть продолжена детьми самостоятельно, не может перейти в их свободную деятельность. Это налагает особую ответственность на педагога в плане подбора текстов для чтения и его организации с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и 6
образованию ребёнка, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. Работа воспитателя с родителями предполагает решение следующих задач:  знакомство родителей с возрастными возможностями дошкольников - читателей, позитивными и негативными стереотипами;  расширение представлений родителей о детской литературу;  обучение родителей руководству чтением детей;  привлечение к взаимодействию с ДОУ. Работа с родителями представлена в таблице 2 Таблица 2 «Работа с родителями по приобщению воспитанников к чтению»
Просветительская

Консультативная

Информационная
 Родительский лекторий:  что и как читать детям;  положи своё сердце у чтения;  Встречи у камина (родительский читательский клуб):  обмен опытом семейного чтения;  организация и проведение семейных литературных праздников, досугов, игр, спектаклей;  Встречи с поэтами, писателями;  Выставка детских книг;  Дискуссионная площадка «Первые книги ребёнка»;  Круглый стол «Чтение начинается с колыбели»;  Детско-родительское шоу«Самая читающая семья»;  Конкурсы:  иллюстрации детей и родителей;  Групповые и индивидуальные устные консультации по вопросам, возникающим у родителей;  Письменные консультации;  Привлечение родителей для решения общих (семьи и ДОУ) вопросов.  Устная и письменная информация:  Оформление информационных стендов (ребёнок и книга; пришли мне чтения доброго и т.д.);  Реклама новинок;  Выпуск газеты ДОУ «Непоседы»;  Постоянная рубрика в газете «Читаем дома». 7
 сочинение сказок (детьми и родителями);  творческие проекты. Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать ! Литература 1. Алиева Т., Кудрявцева В. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание 1997. № 3. 2. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1988. №6 3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика- Синтез, 1999 4. Введение дошкольника в мировую культуру //Дошкольное воспитание . – 2006. №5. 5.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 6.Иванова Н.В. Особенности и значение детской субкультуры // Педагогика. 2005. №7. 7.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 1999 8
9


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники