Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников через привитие любви к родному краю.
Автор: Лучкина Наталья Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 Населённый пункт: Х-МАО, город Югорск Наименование материала: Отчет Тема: Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников через привитие любви к родному краю. Раздел: дошкольное образование
Лучкина.Н Л
Югорск 2016 г.
СЛАЙД 1 Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что
не может быть определено несколькими словами или терминами.
Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности со всеми окружающими, и желание сохранить, приумножить
богатства нашей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных
жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нём
применительно к дошкольникам? Внимательные наблюдения за детьми,
изучение их возрастных особенностей, интересов, позволяет сделать вывод,
что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с
дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» — как
нельзя лучше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках
патриотизма, мы обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под
окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то события и факты.
Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит
в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к
родителям, родному дому, к детскому саду, затем — к городу, краю, ко всей
стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы
уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны
случаи, когда преданность своему дому, семье уживается с безразличием к
судьбе Родины. И наша задача состоит в том, чтобы избежать этого.
Мы учим детей любить родителей, помогать им. СЛАЙД 2 Но для того,
чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, надо, чтобы дети как
можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как
тружеников, вносящих свой вклад на общее благо и благо нашей Родины. С
этой целью были сделаны альбомы «Люди разных профессий»,
дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Что
сначала, что потом». Дети знают много пословиц о труде, что любой труд
почетен и уважаем.
СЛАЙД 3 Поручили детям принести фотографии их родителей на рабочем
месте или в униформе и спецодежде.
Организованная таким образом работа способствует воспитанию ещё
большей любви к родителям, и воспитанию любви к своей стране.
Тот же принцип — через малое к большому — следует сохранять и при
воспитании у детей любви к своему городу, округу. СЛАЙД4 Мы учим детей
понимать, что наш город, лес, парк, река, поле — частица Родины. Проводим
беседы о нашем городе, экскурсии , о людях, которые прославляют наш
город, нашу страну.
СЛАЙД 5 Знакомя детей с родным городом, и в рамках празднования его
юбилея, в группе была проведена предварительная работа: подобран богатый
наглядный и демонстрационный материал — наборы открыток о разных
периодах становления и развития Югорска, о достопримечательностях
города, памятных местах. Знакомство детей с «гимном» нашего города –
песней «Югорская звезда», был снят видеоролик к дню города.
СЛАЙД 6 К юбилею округа сделан мини - музей из жизни народов манси и
ханты, демонстрационный материал. Знакомство с музыкой народов ханты и
манси, с инструментами варган и нарсюх, и танцевальными движениями
СЛАЙД7.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей
к традициям народа севера. Они отражают сущность и психологию народов
ханты и манси. Дети с большим интересом слушают рассказы и беседы о
жизни коренных жителей. СЛАЙД 8
А с каким интересом они воспринимают сказки народов Севера! Дети узнали
много интересного о жизни и быте народов ханты и манси, через сказки,
рассказанные бабушкой Аннэ. Учились рисовать чум, раскрашивали малицу,
расселять в чуме жителей, соблюдая обычаи и верования ханты и манси.
СЛАЙД 9 Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей
земле. Тайга для коренных жителей ханты и манси – это огромный,
просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным
только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты
бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих
поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя,
насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю
железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно
найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.
И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов
Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они
живут.
СЛАЙД 10 Не менее сильным средством воспитания любви к Родине, как и
гуманных чувств, может стать музыка, танцы, художественная литература,
искусство. Для детей создано много высокохудожественных произведений
разных жанров: стихи, рассказы, очерки.
СЛАЙД 11 В наличии имеется литература разных авторов о нашей Родине.
Мы сделали подборку книг о нашем городе и крае.
При воспитании патриотических чувств важно не количество прочитанных
книг, а правильный отбор их и последующая беседа.
Изготовили альбомы «Природа нашего края», «Красная книга ХМАО»,
«Игры народов Севера», «Хантыйские узоры», своими руками сделаны
куклы- обереги (клюковки), чум.
Одной из задач патриотизма является воспитание толерантного отношения к
людям других национальностей. Опираясь на ведущие положения при отборе
знаний о крае, стране, дети должны знать, что Россия — многонациональна,
что необходимо жить в мире и дружбе с людьми разных национальностей.
СЛАЙД 12 Наши дети участвовали в празднование «Дня народного
единства» в доме пенсионеров, где собрались разные представители
национальных диаспор( татары, башкиры, украинцы и т.д).
Также эти знания они получают из повседневной жизни — на занятиях, в
беседе, в игре.
В патриотическом воспитании важное место занимают игры. СЛАЙД 13
Игры одновременно и средство воспитания, и показатель глубины чувств и
представлений детей. Для привития любви к Родине и родному краю имеем
дидактические пособия и игры: «Государственные праздники», «Нашей
родиной гордимся», «Мир животных», «Четвертый лишний», «С какой ветки
детка», «Деревья и кустарники», «Птицы нашего края», «Кто где живет»,
«ГРИБЫ» и «ягоды», «Животный мир Севера», «Дикие звери» и т.д.
СЛАЙД 14 Разрабатываем картотеку подвижных игр народов Севера и
продолжаем разучивать с детьми много подвижных и малоподвижных игр
ПЕРСПЕКТИВА НА БУДУЩЕЕ
СЛАЙД 15 Создание в следующем году и реализация проекта «Наши имена».
Выпуск газеты «Где я был в России».
Изготовление «Генеалогическое дерево семьи», «Герб семьи»
Хотелось бы, чтобы воспитатели не забывали, что они первыми знакомят
детей с Родиной, с городом, с окружающей действительностью. Пути
воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное — зародить в
ребенке это великое чувство — быть гражданином своей страны, своей
Родины!