Напоминание

Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников через привитие любви к родному краю.


Автор: Лучкина Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: Х-МАО, город Югорск
Наименование материала: Отчет
Тема: Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников через привитие любви к родному краю.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Гражданско – патриотическое

воспитание дошкольников через

привитие любви к родному краю.

Лучкина.Н Л
Югорск 2016 г.
СЛАЙД 1 Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами или терминами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всеми окружающими, и желание сохранить, приумножить богатства нашей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нём применительно к дошкольникам? Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов, позволяет сделать вывод, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» — как нельзя лучше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотизма, мы обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то события и факты. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем — к городу, краю, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, семье уживается с безразличием к судьбе Родины. И наша задача состоит в том, чтобы избежать этого. Мы учим детей любить родителей, помогать им. СЛАЙД 2 Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, надо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад на общее благо и благо нашей Родины. С этой целью были сделаны альбомы «Люди разных профессий», дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Что сначала, что потом». Дети знают много пословиц о труде, что любой труд почетен и уважаем. СЛАЙД 3 Поручили детям принести фотографии их родителей на рабочем месте или в униформе и спецодежде. Организованная таким образом работа способствует воспитанию ещё большей любви к родителям, и воспитанию любви к своей стране. Тот же принцип — через малое к большому — следует сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу, округу. СЛАЙД4 Мы учим детей понимать, что наш город, лес, парк, река, поле — частица Родины. Проводим беседы о нашем городе, экскурсии , о людях, которые прославляют наш город, нашу страну.
СЛАЙД 5 Знакомя детей с родным городом, и в рамках празднования его юбилея, в группе была проведена предварительная работа: подобран богатый наглядный и демонстрационный материал — наборы открыток о разных периодах становления и развития Югорска, о достопримечательностях города, памятных местах. Знакомство детей с «гимном» нашего города – песней «Югорская звезда», был снят видеоролик к дню города. СЛАЙД 6 К юбилею округа сделан мини - музей из жизни народов манси и ханты, демонстрационный материал. Знакомство с музыкой народов ханты и манси, с инструментами варган и нарсюх, и танцевальными движениями СЛАЙД7. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа севера. Они отражают сущность и психологию народов ханты и манси. Дети с большим интересом слушают рассказы и беседы о жизни коренных жителей. СЛАЙД 8 А с каким интересом они воспринимают сказки народов Севера! Дети узнали много интересного о жизни и быте народов ханты и манси, через сказки, рассказанные бабушкой Аннэ. Учились рисовать чум, раскрашивали малицу, расселять в чуме жителей, соблюдая обычаи и верования ханты и манси. СЛАЙД 9 Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для коренных жителей ханты и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова. И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. СЛАЙД 10 Не менее сильным средством воспитания любви к Родине, как и гуманных чувств, может стать музыка, танцы, художественная литература, искусство. Для детей создано много высокохудожественных произведений разных жанров: стихи, рассказы, очерки. СЛАЙД 11 В наличии имеется литература разных авторов о нашей Родине. Мы сделали подборку книг о нашем городе и крае. При воспитании патриотических чувств важно не количество прочитанных книг, а правильный отбор их и последующая беседа. Изготовили альбомы «Природа нашего края», «Красная книга ХМАО», «Игры народов Севера», «Хантыйские узоры», своими руками сделаны куклы- обереги (клюковки), чум.
Одной из задач патриотизма является воспитание толерантного отношения к людям других национальностей. Опираясь на ведущие положения при отборе знаний о крае, стране, дети должны знать, что Россия — многонациональна, что необходимо жить в мире и дружбе с людьми разных национальностей. СЛАЙД 12 Наши дети участвовали в празднование «Дня народного единства» в доме пенсионеров, где собрались разные представители национальных диаспор( татары, башкиры, украинцы и т.д). Также эти знания они получают из повседневной жизни — на занятиях, в беседе, в игре. В патриотическом воспитании важное место занимают игры. СЛАЙД 13 Игры одновременно и средство воспитания, и показатель глубины чувств и представлений детей. Для привития любви к Родине и родному краю имеем дидактические пособия и игры: «Государственные праздники», «Нашей родиной гордимся», «Мир животных», «Четвертый лишний», «С какой ветки детка», «Деревья и кустарники», «Птицы нашего края», «Кто где живет», «ГРИБЫ» и «ягоды», «Животный мир Севера», «Дикие звери» и т.д. СЛАЙД 14 Разрабатываем картотеку подвижных игр народов Севера и продолжаем разучивать с детьми много подвижных и малоподвижных игр ПЕРСПЕКТИВА НА БУДУЩЕЕ СЛАЙД 15 Создание в следующем году и реализация проекта «Наши имена». Выпуск газеты «Где я был в России». Изготовление «Генеалогическое дерево семьи», «Герб семьи» Хотелось бы, чтобы воспитатели не забывали, что они первыми знакомят детей с Родиной, с городом, с окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное — зародить в ребенке это великое чувство — быть гражданином своей страны, своей Родины!


В раздел образования