"Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"
Автор: Булатова Татьяна Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ 22 "Ивушка" Населённый пункт: п.Приютово Белебеевский район Наименование материала: доклад Тема: "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида №22 «Ивушка» р.п.Приютово муниципального
района Белебеевский район Республики Башкортостан
Доклад
«Нетрадиционные формы
взаимодействия с родителями»
Воспитатель: Булатова Т.Г.
р.п. Приютово
2016 г.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
В
статье
18
Закона
РФ
«Об
образовании»
говорится:
«Родители
являются
первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
первые
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности
ребёнка в раннем возрасте».
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как
писал А.С, Макаренко: «Семьи бывают, хорошие и семьи бывают плохие.
Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы
должны организовать семейное воспитание».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у
истоков
нашего
будущего,
но
зачастую
не
всегда
им
хват ает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребёнка.
Как
изменить
такое
положение?
Как
заинтересовать
родителей
в
совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в
семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для
этого
в
своей
работе
стараемся
использовать
нетрадиционные
формы
общения с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на
привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
К
нетрадиционным
формам
общения
педагога
с
родителями
относятся:
-информационно-аналитические
-познавательные
-досуговые
-наглядно - информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление
интересов,
запросов
родителей,
установление
эмоционального
контакта
между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты;
анкетирование;
социальный
паспорт;
«почтовый
ящик
доверия».
Кроме
анкетирования , мне в моей работе с родителями помогает « Почта доверия»
-это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со
своими проблемами, идеями , предложениями, вопросами на любую тему
воспитания. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или
заседаниях
родительского
клуба,
либо
в
виде
консультаций
как
в
письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы
позволяет родителям делиться своими идеями, проблемами, опытом.
Познавательные формы
выполняют
доминирующую
роль
в
повышении
психолого-педагогической
культуры
родителей.
Их
суть
ознакомление
родителей
с
возрастными
и
психологиче скими
особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических
навыков воспитания детей.
Нетрадиционные формы собраний.
Клуб заботливых родителей
Педагогическая мастерская
Круглый стол
Деловая, ролевая игра
Конференции
Диспуты
Семинары
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны
устанавливать
теплые,
неформальные,
доверительные
отношения,
эмоциональные
контакты
между
педагогами
и
родителями,
между
родителями и детьми.
Досуги
позволяют
создать
эмоциональный
комфорт
в
группе.
Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать
в
детском
саду
культурным
центром,
сплачивающим
родителей
-
единомышленников.
К досуговым формам относятся:
Праздники:
Марафон
«Мама, папа, я – спортивная семья»
Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где
дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике играют
на музыкальных инструментах, поют песни, танцуют с детьми, читают
стихи. Участвуют активно в спортивных мероприятиях.
Родители помогают в организации и проведении пятничных развлечений
одно из таких «Фиксики Симка и Нолик в гостях у ребят»
Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и
детей.
Наглядно – информационные
формы используется для ознакомления с
работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и
методах работы с дошкольниками.
Например,
открытые
занятия
для
родителей,
день
открытых
дверей,
просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ, портфолио
группы.
Провидение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-
разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают
занятия. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке,
получают рекомендации об обучении детей в семье.
В
другом
случае
родители
могут
быть
активными
участниками
педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми
двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.
Очень часто я привлекаю к помощи наших родителей. Они и красят, и
строят, и цветы с деревьями сажают и в различных конкурсах участвуют.
Чем только не помогают! Поэтому все слова благодарности хранятся в
папке, которую я назвала «Копилка добрых дел».
Нами сделан групповой альбом « Наша дружная семейка» , который
находится в родительском уголке, начиная с младшей группы, мы
записываем интересные случаи с ребенком в группе, вклеиваю фотографии
детей, а также участие ребенка в конкурсах, детские поступки, достижения
и рисунки. Родители с интересом рассматривают альбом и у них
появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными
событиями в группе с участием родителей.
Так же созданы в интернете страницы групп в контакте где воспитатели
сообщают информацию для родителей выкладывают фото детей с
утренников, режимные моменты, развлечения также родители могут
обмениваться информацией и делиться впечатлениями.
В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы
подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять
как можно больше новых современных приемов и методов.
Чтобы отойти от стандартных уголков, можно выпустить стенды ,
составленные по запросам и заявкам родителей , стенды-презентации, где
сами родители могут презентовать например творчество своего ребенка.
Взаимодействие
родителей
и
детского
сада
редко
возникают
сразу.
Это
длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого
неуклонного
следования
к
цели.
Главное,
не
останавливаться
на
достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями.
Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков
человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Свое выступление я хочу закончить словами Ольги Высоцкой:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!