Автор: Михеева Наталья Викторовна Должность: воспитатель детей дошкольного возраста Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 № "Уголёк" Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Готовим руку дошкольника к письму". Раздел: дошкольное образование
Готовим руку дошкольника к письму
.
Родители часто задают вопрос. Следует ли специально готовить руку
ребенка к письму? Проблема имеет и сторонников, и противников. Одни
методисты и родители резко «против» и имеют на то серьезные основания:
детский организм не готов к письму.
Но и те, кто поддерживает тезис специальной предварительной подготовки,
расходятся во взглядах на её методы и особенно средства обучения .
Некоторые специалисты рекомендуют осуществлять подготовку руки ребенка
к письму, используя только продуктивные виды деятельности такие как:
рисование, лепку, аппликацию, конструирование (лего, оригами), другие –
штриховку контуров, графические диктанты, написание букв. Шагая в ногу
со временем,появились технологии, предполагающие использование
школьных и дошкольных прописей (тетрадок). Увлеченные идеей научить
ребенка писать в дошкольном возрасте, педагоги и родители не всегда
замечают, какую цену приходится платить за это. В практике обучения
письму подчас имеет место нежелательный перенос некоторых приемов,
усвоенных детьми в дошкольном периоде при рисовании. Не совсем
совпадают приемы держания карандаша на положение ручки в руке.
Цена может быть немалая: нарушенная осанка, слабое зрение, плохой почерк,
нежелание учиться.
Вместе с тем мы не можем не обращать внимание, что в школе на первом
этапе многие дети затрудняются с письмом. Например, быстро устает рука,
ребёнок теряет рабочую строку, не получается правильное написание букв,
нередко бывает «зеркальное» письмо и другие.
Ребенок не различает понятий «лево», «право», «лист», «строка», выпадает
из общего темпа работы класса. Затруднения возникают, если неразвита
мелкая моторика пальцев руки, зрительно-двигательная координация,
произвольное внимание, и т. д.
Итак, основными направлениями в работе по подготовке руки к письму
можно выделить:
— развитие щепоти, тренировка мышечной нагрузки рабочей руки;
— подготовка к технике письма;
— развитие гладкой мускулатуры кисти руки ребенка;
— развитие ориентировки.
Для развития щепоти используются игры, тренирующие большой и
указательный палец.
— «Покрути карандаш (желательно с ребристой поверхностью) тремя
пальцами, а затем двумя пальцами»;
— «Посолим суп»;
— «Катаем шарик». Используем шарик, горошину, бусину. Упражнение
проводится в течение 1 минуты. Начинаем медленно. По мере
совершенствования навыка темп убыстряется.
Для тренировки мышечной нагрузки рабочей руки полезно использовать
упражнения со штампами. Наборы штампов доступны в продаже. Есть
штампы с высокими ручками, есть плоские дощечки с круглыми ручками.
С помощью штампов ребёнок создает картины: «Звезды», «Осень», «Бусы»,
«Коврик» и другие.
При выполнении работы тонус мускулатуры руки быстро и неоднократно
меняется: напряжение, расслабление, силовое напряжение, снова
расслабление. Кроме того, дошколёнок учится удерживать штамп за ручку
тремя пальцами.
Для письма важна сформированная пространственная ориентировка. К
началу обучения ребенку полезно научиться ориентироваться в пространстве
относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно
человека, стоящего напротив.
Начать можно с выявления и закрепления правой и левой стороны
туловища.
Это можно отрабатывать во время:
— игровых упражнений по типу «Определи расположение деталей на
одежде»;
— графических диктантов;
— рисования ритмического рисунка;
— физкультминутки;
— динамической паузы.
Письмо — деятельность ритмичная. Это не всегда учитывается педагогами и
родителями. В развитии чувства ритма полезно использовать специальные
упражнения, которые проводятся в определенной последовательности:
— прохлопывание простого ритма и его повтора детьми;
— прохлопывание по наглядному образцу заданного ритмического рисунка с
помощью условных знаков (палочек, звездочек и пр.)
— прохлопывание и простукивание ритма карандашом по плоскости,
ладонью по коленке и т.д.
При освоении пишущего инструмента использую такие задания как:
— штриховка предмета внутри контура;
— копирование рисунка, уметь повторить, изобразить рисунок по образцу с
учетом строк.
—дорисовывание предмета, фигуры;
Полезно научить соединять геометрические фигуры прямыми линями, уметь
разделить данную фигуру (квадрат, круг, прямоугольник) на несколько частей
и раскрасить твердыми цветными карандашами.
Развивая гладкую мускулатуру кисти руки ребенка, можно конструировать
буквы из разных материалов. Предложите детям нетрадиционные задания.
«Ниткопись»
Нитки выкладываются по контуру какого-либо изображения. Для занятий
используем ворсистые (шерстяные, мохеровые) нитки и бархатную бумагу.
Нитки и бумага должны быть контрастных цветов.
«Бисерография»
Выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них
бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. У
большинства дошкольников высокий мотив новой деятельности.