Напоминание

"Готовим руку дошкольника к письму".


Автор: Михеева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 № "Уголёк"
Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Готовим руку дошкольника к письму".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Готовим руку дошкольника к письму
. Родители часто задают вопрос. Следует ли специально готовить руку ребенка к письму? Проблема имеет и сторонников, и противников. Одни методисты и родители резко «против» и имеют на то серьезные основания: детский организм не готов к письму. Но и те, кто поддерживает тезис специальной предварительной подготовки, расходятся во взглядах на её методы и особенно средства обучения . Некоторые специалисты рекомендуют осуществлять подготовку руки ребенка к письму, используя только продуктивные виды деятельности такие как: рисование, лепку, аппликацию, конструирование (лего, оригами), другие – штриховку контуров, графические диктанты, написание букв. Шагая в ногу со временем,появились технологии, предполагающие использование школьных и дошкольных прописей (тетрадок). Увлеченные идеей научить ребенка писать в дошкольном возрасте, педагоги и родители не всегда замечают, какую цену приходится платить за это. В практике обучения письму подчас имеет место нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных детьми в дошкольном периоде при рисовании. Не совсем совпадают приемы держания карандаша на положение ручки в руке. Цена может быть немалая: нарушенная осанка, слабое зрение, плохой почерк, нежелание учиться. Вместе с тем мы не можем не обращать внимание, что в школе на первом этапе многие дети затрудняются с письмом. Например, быстро устает рука, ребёнок теряет рабочую строку, не получается правильное написание букв, нередко бывает «зеркальное» письмо и другие. Ребенок не различает понятий «лево», «право», «лист», «строка», выпадает из общего темпа работы класса. Затруднения возникают, если неразвита мелкая моторика пальцев руки, зрительно-двигательная координация, произвольное внимание, и т. д. Итак, основными направлениями в работе по подготовке руки к письму можно выделить: — развитие щепоти, тренировка мышечной нагрузки рабочей руки; — подготовка к технике письма; — развитие гладкой мускулатуры кисти руки ребенка; — развитие ориентировки. Для развития щепоти используются игры, тренирующие большой и указательный палец. — «Покрути карандаш (желательно с ребристой поверхностью) тремя пальцами, а затем двумя пальцами»; — «Посолим суп»; — «Катаем шарик». Используем шарик, горошину, бусину. Упражнение проводится в течение 1 минуты. Начинаем медленно. По мере совершенствования навыка темп убыстряется. Для тренировки мышечной нагрузки рабочей руки полезно использовать
упражнения со штампами. Наборы штампов доступны в продаже. Есть штампы с высокими ручками, есть плоские дощечки с круглыми ручками. С помощью штампов ребёнок создает картины: «Звезды», «Осень», «Бусы», «Коврик» и другие. При выполнении работы тонус мускулатуры руки быстро и неоднократно меняется: напряжение, расслабление, силовое напряжение, снова расслабление. Кроме того, дошколёнок учится удерживать штамп за ручку тремя пальцами. Для письма важна сформированная пространственная ориентировка. К началу обучения ребенку полезно научиться ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив. Начать можно с выявления и закрепления правой и левой стороны туловища. Это можно отрабатывать во время: — игровых упражнений по типу «Определи расположение деталей на одежде»; — графических диктантов; — рисования ритмического рисунка; — физкультминутки; — динамической паузы. Письмо — деятельность ритмичная. Это не всегда учитывается педагогами и родителями. В развитии чувства ритма полезно использовать специальные упражнения, которые проводятся в определенной последовательности: — прохлопывание простого ритма и его повтора детьми; — прохлопывание по наглядному образцу заданного ритмического рисунка с помощью условных знаков (палочек, звездочек и пр.) — прохлопывание и простукивание ритма карандашом по плоскости, ладонью по коленке и т.д. При освоении пишущего инструмента использую такие задания как: — штриховка предмета внутри контура; — копирование рисунка, уметь повторить, изобразить рисунок по образцу с учетом строк. —дорисовывание предмета, фигуры; Полезно научить соединять геометрические фигуры прямыми линями, уметь разделить данную фигуру (квадрат, круг, прямоугольник) на несколько частей и раскрасить твердыми цветными карандашами. Развивая гладкую мускулатуру кисти руки ребенка, можно конструировать буквы из разных материалов. Предложите детям нетрадиционные задания. «Ниткопись» Нитки выкладываются по контуру какого-либо изображения. Для занятий используем ворсистые (шерстяные, мохеровые) нитки и бархатную бумагу. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов. «Бисерография» Выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них
бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. У большинства дошкольников высокий мотив новой деятельности.


В раздел образования