Напоминание

Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ


Автор: Матвеева Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 59"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Презентация
Тема: Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ: МАТВЕЕВА О.А.
« Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка». Жан Жак Руссо

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА–
СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ, НА СОСТОЯНИЕ ЕГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, УСПЕШНОСТЬ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
– ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ (ПОМЕЩЕНИЯМИ, УЧАСТКАМИ И Т.Д), МАТЕРИАЛАМИ, ОБОРУДОВАНИЕМ И ИНВЕНТАРЕМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ЭТАПА, ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ, УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ИХ РАЗВИТИЯ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПО ФГОС

В ДОУ
: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
НАПРАВЛЕНО НА УСВОЕНИЕ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, ПРИНЯТЫХ В ОБЩЕСТВЕ; РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ; ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ И Т.Д.

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ

ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ;

ЦЕНТР ПДД;

ЦЕНТР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;

УГОЛОК ДЕЖУРСТВ.


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРЕДПОЛАГАЕТ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ; РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ, ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА О СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ФОРМЕ, ЦВЕТЕ, РАЗМЕРЕ, МАТЕРИАЛОВ И Т.Д.), О МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ И Т.Д. (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ И ДР.)

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ
ЦЕНТР «МЫ ПОЗНАЕМ МИР» ИЛИ УГОЛОК КРАЕВЕДЕНИЯ, ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, ЦЕНТР КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ВКЛЮЧАЕТ ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ; РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ, ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И Т.Д.

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ

:
ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ УГОЛОК РЕЧИ И ГРАМОТНОСТИ, ЦЕНТР «БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО» ЦЕНТР «ЗДРАВСТВУЙ, КНИЖКА»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ -МУЗЫКАЛЬНОЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, СЛОВЕСНОЕ ИСКУССТВО



Примерные центры:
Центр изобразительной деятельности или уголок творчества Центр музыкально-театрализованной деятельности

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ:
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА

ОБЕСПЕЧИВАТЬ:
 возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах);  возможность двигательной активности детей;  возможности для уединения.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА БЫТЬ:  содержательно-насыщенной  трансформируемой  полифункциональной  вариативной  доступной  безопасной

НАСЫЩЕННОСТЬ
СРЕДЫ(РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ИНВЕНТАРЯ В ЗДАНИИ И НА УЧАСТКЕ)
ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ:
 возрастным возможностям детей  содержанию Программы

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
ПРОСТРАНСТВА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ЗАВИСИМОСТИ:  от образовательной ситуации  от меняющихся интересов детей  от возможностей детей

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
МАТЕРИАЛОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ:  возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)  наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов ( в т. ч. природные материалы, предметы- заместители)
ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ:  Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т.д.  Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми  Периодическую сменяемость игрового материала  Появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

ДОСТУПНОСТЬ
СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ:  Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность  Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности  Исправность и сохранность материалов и оборудования
БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ :  Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия
ВЫВОД:  Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

СОЗДАВАЯ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:
 Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
 В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:
 гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);  наличие физкультурного и музыкального залов;  наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;  оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;  наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;  наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;  наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;  наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


В раздел образования