Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
Автор: Матвеева Ольга Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 59" Населённый пункт: Ярославль Наименование материала: Презентация Тема: Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В
СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ:
МАТВЕЕВА О.А.
«
Роль взрослого заключается в
правильном моделировании
такой среды, которая
способствует максимальному
развитию личности ребенка».
Жан Жак Руссо
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА– СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ,
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ
САДУ, НА СОСТОЯНИЕ ЕГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ,
УСПЕШНОСТЬ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – ЧАСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНО
ОРГАНИЗОВАННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ (ПОМЕЩЕНИЯМИ, УЧАСТКАМИ И
Т.Д), МАТЕРИАЛАМИ, ОБОРУДОВАНИЕМ И ИНВЕНТАРЕМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ
КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ЭТАПА, ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ,
УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ИХ РАЗВИТИЯ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПО ФГОС
В ДОУ :
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
НАПРАВЛЕНО НА УСВОЕНИЕ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, ПРИНЯТЫХ В ОБЩЕСТВЕ;
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И
СВЕРСТНИКАМИ; ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ,
СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ И Т.Д.
ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ
ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ;
ЦЕНТР ПДД;
ЦЕНТР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;
УГОЛОК ДЕЖУРСТВ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРЕДПОЛАГАЕТ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ; РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ, ОБЪЕКТАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА О СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ ОБЪЕКТОВ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ФОРМЕ, ЦВЕТЕ, РАЗМЕРЕ, МАТЕРИАЛОВ И Т.Д.), О
МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ И Т.Д. (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ,
ОБУЧАЮЩИЕ И ДР.)
ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ
ЦЕНТР «МЫ ПОЗНАЕМ МИР» ИЛИ УГОЛОК КРАЕВЕДЕНИЯ,
ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ,
ЦЕНТР КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ВКЛЮЧАЕТ ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ;
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ, ЗНАКОМСТВО С
КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И Т.Д.
ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ
:
ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ УГОЛОК РЕЧИ И
ГРАМОТНОСТИ,
ЦЕНТР «БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
ЦЕНТР «ЗДРАВСТВУЙ, КНИЖКА»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ -МУЗЫКАЛЬНОЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, СЛОВЕСНОЕ
ИСКУССТВО
Примерные центры:
Центр изобразительной деятельности или уголок творчества
Центр музыкально-театрализованной деятельности
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ:
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА
ОБЕСПЕЧИВАТЬ:
возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых (в том
числе детей разного возраста; во всей
группе и в малых группах);
возможность двигательной активности
детей;
возможности для уединения.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА БЫТЬ:
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной
НАСЫЩЕННОСТЬ
СРЕДЫ(РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ,
ИНВЕНТАРЯ В ЗДАНИИ И НА УЧАСТКЕ)
ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ:
возрастным возможностям детей
содержанию Программы
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
ПРОСТРАНСТВА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ
ИЗМЕНЕНИЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В ЗАВИСИМОСТИ:
от образовательной ситуации
от меняющихся интересов детей
от возможностей детей
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
МАТЕРИАЛОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
возможность разнообразного
использования различных составляющих
предметной среды (детская мебель, маты,
мягкие модули, ширмы и т.д.)
наличие не обладающих жестко
закрепленным способом употребления
полифункциональных предметов ( в т. ч.
природные материалы, предметы-
заместители)
ВАРИАТИВНОСТЬ
СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
Наличие различных пространств для
игры, конструирования, уединения и т.д.
Разнообразных материалов и игрушек для
обеспечения свободного выбора детьми
Периодическую сменяемость игрового
материала
Появление новых предметов, которые
стимулируют игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую
активность детей
ДОСТУПНОСТЬ
СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
Доступность для воспитанников всех
помещений, где осуществляется
образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам,
пособиям, обеспечивающим все виды
детской активности
Исправность и сохранность материалов и
оборудования
БЕЗОПАСНОСТЬ
СРЕДЫ :
Соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности
и безопасности, т.е. на игрушки должны
быть сертификаты и декларация
соответствия
ВЫВОД:
Организация развивающей предметно –
пространственной среды в ДОУ с учетом
требований ФГОС строится таким
образом, чтобы дать возможность
наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребенка с
учетом его склонностей, интересов,
уровня активности.
СОЗДАВАЯ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:
Среда должна выполнять образовательную,
развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организованную, коммуникативную функции. Но
самое главное - она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование
пространства. Среда должна служить
удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на
безопасность и возраст детей. Элементы декора
должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для
детской экспериментальной деятельности. Организуя
предметную среду в группе необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их
здоровья, психофизиологические и коммуникативные
особенности, уровень речевого развития, а также
показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра
должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами. При создании развивающего пространства в
группе необходимо учитывать ведущую роль игровой
деятельности. Предметно-развивающая среда должна
меняться в зависимости от возрастных особенностей
детей, образовательной программы.
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:
гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости
групп);
наличие физкультурного и музыкального залов;
наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и
разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в
соответствии с ФГОС;
наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для
организации питания детей;
наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного
образования детей;
наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов
коррекционного образования;
наличие дополнительных помещений для организации разнообразной
деятельности детей.