Напоминание

Вода и её свойства


Автор: Исаева Маргарита Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №171 ДО №7
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: опытно-исследовательская деятельность
Тема: Вода и её свойства
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опытно-исследовательская деятельность. Тема: «Вода и ее свойства» (для детей 5-6 лет)
Цель:
закрепить знания ребят о воде, ее свойствах, об агрегатных состояниях воды, развивать представление о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар; формировать представление о значении воды в жизни человека; развивать способности к преобразованию.
Оборудование:
стаканчики, термос, зеркало, глобус.
Материал:
песок, соль, сахарный песок. Дети заходят «паровозиком» друг за другом в зал под музыку и садятся на стулья. ( Вбегает воспитатель с мокрым зонтиком и обращается к воспитанникам). -Ребята! Я опоздала на ваш поезд, попала под дождик и сильно промокла. Нам предстоит сейчас узнать много нового и интересного, а о чем мы будем говорить, догадайтесь сами. Слушайте внимательно и отгадывайте загадку. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать На землю падает опять. (Вода) -Молодцы ребята, это вода. Сегодня мы поговорим о воде и ее свойствах. На столе передо мной Закрутился - шар земной: Арктика, Экватор, Полюс,- Уместил все землю…(Глобус) -А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли).
-А как вы понимаете – модель Земли? (это нашу Землю уменьшили в размере). -Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля, в уменьшенном виде. - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны, а также о том, что планета имеет форму шара…) - А откуда мы узнали, что Земля имеет форму шара? (Из космоса, космонавты фотографировали нашу Землю и на снимках она была похожа на шар). -Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера). -Да ребята больше всего на Земле воды. (Ребята слушают журчание воды). - А что вы сейчас услышали? (шум воды, журчание) (Ребята, изобразите шторм в океане, а теперь штиль в море, а изобразите затем журчание маленького ручейка; двигаются дети под музыку быстро, медленно и т.д.) -Скажите, ребята, а вы знаете сказки, где встречалась вода? («Сказка о золотой рыбке»; « Г уси-лебеди », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»;» По щучьему велению»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Лисичка- Сестричка и серый волк»; «Морозко».) - А где можем увидеть воду? (стихотворение, которое может выучить ребенок заранее) Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без нее нам не прожить! - Кому нужна вода? (она нужна растениям, рыбам, животным, людям).Они без нее не могут жить. - Ребята! А какое значение вода имеет для жизни человека? (огромное, нет воды – нет жизни на земле.) -Организм человека состоит из воды и ученые установили, что мы можем прожить без воды всего 3 суток, а без еды 3 недели. -А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодная растительному, животному миру и человеку. Нам всем нужна вода пресная. А какая это вода пресная? -Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода – соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду нельзя. Пресную воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют: реки загрязняются, мелеют, пересыхают и запасы пресной воды сокращаются). -А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Ребята играют в игру «Море волнуется раз, море волнуется два... ( под музыку) и изображают морских обитателей: рака, краба, медузу, морского конька и т.д. - А теперь настало время для наших опытов. -А какими свойствами обладает вода (прозрачная; не имеет запаха, она жидкая, может течь; в воде могут растворяться некоторые вещества, они
придают ей запах и цвет). Сейчас мы с вами попробуем доказать, что вода способна растворять многие вещества. У нас здесь есть необходимое для этого оборудование и материалы. Первый ребенок делает опыт с солью. Второй ребенок с песком.
Вывод: Вода способна растворять многие вещества, а другие оседают на

дно (песок).
-А какая бывает вода? (горячая, холодная, пресная, теплая, солёная) -Скажите, во что может превращаться вода? (лед, пар) -А что нам нужно сделать, чтобы вода превратилась в лед? (ее надо охладить, например, поставить в морозильную камеру) - А теперь мы попробуем с вами доказать, что пар – это вода. Я вас прошу тихонько встать и подойти к столу. (Воспитатель показывает опыт: открывает термос с горячей водой и подносит аккуратно к нему зеркало, дети видят, как стекло запотело, а потом по нему побежали капельки воды).
Вывод:
Я – веселая вода, Я бегу туда-сюда, Я и в ванне, и в реке, И вблизи, и вдалеке Превращаюсь в пар и в лед А могу наоборот! (читает девочка) -Отгадайте загадку. 1.По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит. (гусь)
2. Почему же гусь сухим выходит из воды? У меня есть перо и я его опущу в воду, посмотрите оно сухое, почему?
Ответ:
Так как организм птицы способен выделять жир, который защищает его оперения (вода скатывается) и она способна долго плавать и не промокать. Вот сколько много нового и интересного мы узнали сегодня о воде. -Понравилось Вам наше путешествие? -А что мы нового сегодня узнали? (Можно по ходу опытно-исследовательской деятельности показывать слайды-картинки: снежинки, дождь, облака, лед, море, река, ручеек...)


В раздел образования