Автор: Исаева Маргарита Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №171 ДО №7 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: опытно-исследовательская деятельность Тема: Вода и её свойства Раздел: дошкольное образование
Опытно-исследовательская деятельность.
Тема: «Вода и ее свойства»
(для детей 5-6 лет)
Цель: закрепить знания ребят о воде, ее свойствах, об агрегатных состояниях
воды, развивать представление о единстве агрегатных состояний воды – лед,
вода и пар; формировать представление о значении воды в жизни человека;
развивать способности к преобразованию.
Оборудование: стаканчики, термос, зеркало, глобус.
Материал: песок, соль, сахарный песок.
Дети заходят «паровозиком» друг за другом в зал под музыку и садятся на
стулья.
( Вбегает воспитатель с мокрым зонтиком и обращается к
воспитанникам).
-Ребята! Я опоздала на ваш поезд, попала под дождик и сильно промокла.
Нам предстоит сейчас узнать много нового и интересного, а о чем мы будем
говорить, догадайтесь сами. Слушайте внимательно и отгадывайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (Вода)
-Молодцы ребята, это вода. Сегодня мы поговорим о воде и ее свойствах.
На столе передо мной
Закрутился - шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс,-
Уместил все землю…(Глобус)
-А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли).
-А как вы понимаете – модель Земли? (это нашу Землю уменьшили в
размере).
-Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля, в уменьшенном
виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?
(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны, а также о том, что
планета имеет форму шара…)
- А откуда мы узнали, что Земля имеет форму шара? (Из космоса,
космонавты фотографировали нашу Землю и на снимках она была похожа
на шар).
-Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это
вода: моря, океаны, реки, озера).
-Да ребята больше всего на Земле воды.
(Ребята слушают журчание воды).
- А что вы сейчас услышали? (шум воды, журчание)
(Ребята, изобразите шторм в океане, а теперь штиль в море, а изобразите
затем журчание маленького ручейка; двигаются дети под музыку быстро,
медленно и т.д.)
-Скажите, ребята, а вы знаете сказки, где встречалась вода? («Сказка о
золотой рыбке»; « Г уси-лебеди », «Сказка о молодильных яблоках и живой
воде», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»;» По щучьему велению»; «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»; «Лисичка- Сестричка и серый волк»;
«Морозко».)
- А где можем увидеть воду? (стихотворение, которое может выучить ребенок
заранее)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
- Кому нужна вода? (она нужна растениям, рыбам, животным, людям).Они
без нее не могут жить.
- Ребята! А какое значение вода имеет для жизни человека? (огромное, нет
воды – нет жизни на земле.)
-Организм человека состоит из воды и ученые установили, что мы можем
прожить без воды всего 3 суток, а без еды 3 недели.
-А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она
пригодная растительному, животному миру и человеку. Нам всем нужна вода
пресная. А какая это вода пресная?
-Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы
знаете, вода – соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские
обитатели. А людям употреблять такую воду нельзя. Пресную воду нужно
беречь. Почему? (Дети объясняют: реки загрязняются, мелеют,
пересыхают и запасы пресной воды сокращаются).
-А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Ребята играют в игру «Море волнуется раз, море волнуется два... ( под
музыку) и изображают морских обитателей: рака, краба, медузу, морского
конька и т.д.
- А теперь настало время для наших опытов.
-А какими свойствами обладает вода (прозрачная; не имеет запаха, она
жидкая, может течь; в воде могут растворяться некоторые вещества, они
придают ей запах и цвет). Сейчас мы с вами попробуем доказать, что вода
способна растворять многие вещества. У нас здесь есть необходимое для
этого оборудование и материалы.
Первый ребенок делает опыт с солью.
Второй ребенок с песком.
Вывод: Вода способна растворять многие вещества, а другие оседают на
дно (песок).
-А какая бывает вода? (горячая, холодная, пресная, теплая, солёная)
-Скажите, во что может превращаться вода? (лед, пар)
-А что нам нужно сделать, чтобы вода превратилась в лед? (ее надо
охладить, например, поставить в морозильную камеру)
- А теперь мы попробуем с вами доказать, что пар – это вода. Я вас прошу
тихонько встать и подойти к столу.
(Воспитатель показывает опыт: открывает термос с горячей водой и
подносит аккуратно к нему зеркало, дети видят, как стекло запотело, а
потом по нему побежали капельки воды).
Вывод:
Я – веселая вода,
Я бегу туда-сюда,
Я и в ванне, и в реке,
И вблизи, и вдалеке
Превращаюсь в пар и в лед
А могу наоборот! (читает девочка)
-Отгадайте загадку.
1.По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит. (гусь)
2. Почему же гусь сухим выходит из воды?
У меня есть перо и я его опущу в воду, посмотрите оно сухое, почему?
Ответ: Так как организм птицы способен выделять жир, который защищает
его оперения (вода скатывается) и она способна долго плавать и не
промокать.
Вот сколько много нового и интересного мы узнали сегодня о воде.
-Понравилось Вам наше путешествие?
-А что мы нового сегодня узнали?
(Можно по ходу опытно-исследовательской деятельности показывать
слайды-картинки: снежинки, дождь, облака, лед, море, река, ручеек...)