Напоминание

Формирование учебной мотивации у дошкольников


Автор: Карпова Оксана Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Консультация-практикум для педагогов
Тема: Формирование учебной мотивации у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация-практикум для педагогов

«Формирование учебной мотивации у дошкольников»

Цель:
повышение уровня психологических знаний педагогов по формированию учебной мотивации дошкольников.

Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это может быть т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родители, старшие братья и сестры по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Некоторые дети хотят идти в школу не потому что они готовы обучаться, а потому что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция – стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу. Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика. Дошкольника практически невозможно научить тому, чего он не хочет. Поэтому все обучение детей 6-7 лет основано на игровых методиках. А к семи годам ребенок от «хочу» уже движется к «надо». Начинается переход к школьной позиции, ведущий мотив деятельности меняется с игрового на учебный. Это не говорит о том, что дети перестают играть. Игровой мотив может остаться, но он делается подчиненным. Это происходит у детей в разное время. У кого-то в дошкольном возрасте, у кого-то в августе перед школой, у кого-то в процессе адаптации к школе. Не бывает такого, что вчера ребенок был с ведущим игровым мотивом, а сегодня утром проснулся готовым школьником, у которого сформирован как основной мотив деятельности учебный. У тех детей, которые проходят психологическую диагностику на готовность к школе, а это чаще всего март-апрель, у некоторых еще не сформирована мотивация, и это в принципе нормально. Она у них в процессе формирования. Процесс формирования у каждого свой. И формироваться она еще может и первые три месяца в школе, в течение которых ребенок приобретает способность быть учеником. Что это значит быть учеником? Это значит заниматься теми делами, которые прямого интереса не вызывают. Не больно-то интересно делать пятый по счету
пример. Но зато в это время я учусь! Я ученик и это моя работа! Именно этот мотив обеспечивает учебу. Мотивация сама по себе является сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Все вы знаете, что на протяжении всей жизни нас сопровождают возрастные кризисы – переломные точки в развитии, отделяющие один возраст от другого. Каждый кризис сопровождается сменой ведущей деятельности. Смена мотива всегда есть некий процесс с собственной протяженностью. Не бывает такого, что ребенку сегодня исполнилось 3 года, он проснулся и у него начался кризисный период. Нет. Он может начаться и в 2,5 и в 3,5 года. Также и с ребенком 7-го года жизни. Никто не спорит о том, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться. Но у ребенка еще есть время. Другое дело, что задача педагога в том, чтобы направить ее в нужное русло. Очень часто родители, да и педагоги тоже, запугивают детей школой, говоря: «Ты даже двух слов сказать не можешь», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут», «Как ты будешь учиться, ведь ты же ни чего не умеешь» и т.д. Подобного рода высказывания очень опасны особенно по отношению к неуверенным в себе детям, и уж никак не формируют положительного отношения к школе. Наличие каких мотивов возможны при поступлении ребенка в первый класс? Какова их характеристика?
Тип мотива

Характеристика поведения

ребенка

Пример
Социальный Занимается потому, что понимает: это важно и нужно «Я пойду в школу, потому что все дети должны учиться: это нужно и важно» Учебный Желание научиться чему-то новому; интерес к новым знаниям «Я пойду в школу, потому что в школе я могу узнать много нового и интересного» Оценочный Занимается потому, что за это хвалят взрослые «Я пойду в школу, потому что там буду получать только пятерки» Позиционный Занимается тогда, когда много атрибутики «Я пойду в школу, потому что я уже большой, а детском саду маленькие; мне купят тетради, пенал, портфель» Внешний Занимается тогда, когда на этом настаивают «Я пойду в школу, потому что так мама
сказала» Игровой Хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры «Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями» Что можно предпринять по формированию учебной мотивации? 1. Поддерживать интерес ко всему новому, отвечать на вопросы ребенка, давать новые сведения о знакомых предметах. 2. Организовывать экскурсии в школу, беседы о ней, знакомить с основными атрибутами школьной жизни. 3. Практиковать приходы детей-школьников в детский сад. 4. Использовать:  загадки на школьную тему;  чтение рассказов и стихов по школьной тематике;  рассматривание картин, отражающих школьную жизнь, беседовать по ним;  игры по формированию учебной мотивации. («Я возьму с собой в портфеле…», «Тихо-громко», «Урок и перемена», «Доскажи словечко» и др.);  рисование школы:  рисунок школы после экскурсии;  рисунок школы будущего;  рисунок на тему: «В какой школе я хочу учиться». 5. Подбирать игры, моделирующие школьные ситуации, а также проводить совместные игры и праздники с младшими школьниками. 6. Ориентировать родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника и формировать на этой основе позитивный образ современной школы у них, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию его родителей.
Список литературы

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. 2. Гиппиус А., Магид С. К школе готов! – М.: АСТ; СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. 3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд- во ЭКСМО-Пресс, 1999. 4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.


В раздел образования