СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Автор: Потехина Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 300 Населённый пункт: г. Красноярск Наименование материала: СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Тема: СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Раздел: дошкольное образование
МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Воспитатель МБДОУ № 300: Потехина И. В.
г. Красноярск.
Учить ребёнка рассказывать и пересказывать – это значит формировать его
связную речь. Данная задача входит как составная в общую задачу развития
речи детей дошкольного возраста. Этот вид работы занимает одно из ведущих
мест в системе формирования связной речи. И это подчёркивается многими
исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике
(Глухов В.П., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и
др.).
Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления.
Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться
о
том,
чтобы
всеми
мерами
при
поддержке
слова
содействовать
формированию
в
сознании
детей
богатого
и
прочного
внутреннего
содержания,
способствовать
точному
мышлению,
возникновению
и
упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой
способности
комбинировать
их.
При
отсутствии
всего
этого
язык
утрачивает свою цену и значение».
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче
осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно
труднее овладевают различными формами связи, согласования фраз и частей
рассказа. Зачастую ребёнок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания,
переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т. е. смысловые связи
между фразами в его речи либо слабо выражены ,или совсем отсутствуют.
Связная
монологическая
речь
детей
успешно
развивается
как
в
непосредственно-образовательной
деятельности,
так
и
в
повседневной
жизни.
Так что же такое пересказ?
Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца.
Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только
точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения
.Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра(сказка,
рассказ),не
допускать
слов
и
оборотов
речи
,несвойственных
жанру.
В
народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень
современные слова и стилистические обороты.
Специфика обучения пересказу
по
сравнению с другими видами
непо средственно-образовательной
деятельно сти
по
р а з в и т и ю
монологической
речи
прежде
всего
в
том,
что
качество
пересказа
оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Мы останавливаем
ребёнка и возвращаем его к образцу, если он добавляет слишком много или
упускает важные детали.
Пересказ
художественного
произведения
доступен
и
близок
детям
дошкольного возраста в силу того, что ребёнок получает готовый образец,
который действует на его чувства, заставляет сопереживать
и тем самым
вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на
речевую
деятельность
дошкольников.
Дети
приобщаются
к
подлинно
художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся
владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои
собственные рассказы на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.
Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование
связной речи детей. Высокая художественность произведений, предлагаемых
для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и
последовательно строить
рассказ,
не увлекаясь деталями и не упуская
главного, т.е. развивают их речевые умения.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА:
СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Должен иметь воспитательное значение.
Доступен по содержанию.
Близок
жизненному
опыту,
чтобы
ребёнок
мог
отразить
личное
отношение к событиям.
С ярко выраженной последовательностью действий.
Чёткой композицией.
Иметь персонажей с ярко выраженными чертами характера.
Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.
ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
С доступным детям словарём.
С небольшими короткими и чёткими фразами.
С отсутствием сложных грамматических форм.
С несложными формами прямой речи.
С наличием ярких и точных определений.
С ярко окрашенными выразительными средствами языка.
Пересказ очень важен для развития мышления и речи детей дошкольного
возраста.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию
восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи
и
произношение,
усваиваются
нормы
построения
предложений
и
целого
текста.
Список используемой литературы:
1.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования [Текст]/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.:
Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с. ISBN 978 – 5 –
906750 – 33 – 4.
2.
Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб.
заведений/ М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Академия,
2010. – 400с. ISBN 978-5-7695-9603-2.
3.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М.:
Просвещение, 2011. – 256с. ISBN 5-09-001634-8.
4.
Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. О. С.
Ушаковой, Е. М. Струниной. – М.: Владос, 2013. – 288с. ISBN 978-5-69-00871-9.
5.
Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е.
И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2011.- 111с. ISBN 5-09-000726-8.