Напоминание

"Проблемы самоорганизации игр детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимнее время"


Автор: Ханафина Алла Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №109 "Сказка"
Населённый пункт: п. Вычегодский, Котласский р-н, Архангельская обл.
Наименование материала: Проект "Снежные домишки"
Тема: "Проблемы самоорганизации игр детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимнее время"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект
«Снежные домишки»
Воспитатель: Ханафина Алла Ивановна.
Тема:
создание эскизов снежных построек (домиков) для сюжетно-ролевых игр на участке детского сада.
Тип проекта
: познавательно- творческий.
Проект краткосрочный, групповой.

Участники проекта
: дети подготовительной группы.
Взаимодействие
: воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Проблема
: дети не имеют достаточно знаний, у них нет эскизов и чертежей построек оборудования из снега для самоорганизации игр на участке и возможности объединения детей по интересам и гендерной направленности.
Актуальность проблемы
: На участке дети проводят много времени, здесь продолжается их активная деятельность. Однако, дети часто мешают друг другу, неожиданно нарушая границы уединившихся для совместной игры сверстников. Чтобы пребывание на участке всегда радовало ребенка, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности необходимо оборудование (домики, загородки), позволяющее ребенку уединиться или объединиться с друзьями для совместной игры по интересам. Прекрасные возможности для решения этой проблемы кроются в зимней поре, которая предоставляет удивительный строительный материал для построек – снег! Чтобы исключить хаотичность и несостоятельность сооружений из снега к строительству необходимо подготовиться: собрать познавательную информацию, сделать эскизы и чертежи будущих построек.
Цель:
развитие познавательных и творческих способностей в процессе создания эскизов построек домиков из снега. Дидактическая цель:
задачи

Для воспитателя

Для детей
1
. развивающий аспект
Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес. Развивать поисковую деятельность детей, умение выбирать материал и использовать его в изобразительной и конструктивной деятельности Развивать познавательный интерес к неживой природе. Развивать коммуникативные умения, групповое взаимодействие, память, внимание, мышление. Развивать воображение, художественно-творческие навыки и исполнительские умения.
2
. образовательный аспект
Способствовать взаимодействию с природой и умению детей приспосабливаться к условиям зимы. Обратить внимание на необходимость безопасного сооружения построек. Знакомить с разными способами строительства снежных укрытий Формировать изобразительные и конструктивные умения. Понимать и различать, в чем заключается опасность и безопасность снежных укрытий для человека. Закреплять знание сказок 3.
воспитательный аспект
Повысить уровень самостоятельности детей посредством самоорганизации в проведении творческой работы. Укреплять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
2. Характеристика учебного материала.
Формирует у детей умения продумывать, планировать и изображать посредством эскиза будущую постройку.
методы и приемы обучения:
*Словесные, *Наглядные, *Практические, *Игровые.
3.Методические

приемы

организации

и

осуществления

учебной

деятельности.
 беседа  вопросы  индивидуальные рассказы детей  изобразительная деятельность  обыгрывание работ в форме игры-инсценировки.
5.Форма обучения
: групповая . Деление детей на группы: «Знайки» - 2 чел. Художники-оформители – 15 чел. Артисты – 4 чел.
Ожидаемый

результат:
Дети познакомятся с разными способами строительства снежных укрытий. Научатся выбирать наиболее безопасный. У них сформируются умения продумывать, планировать и изображать посредством эскиза будущую постройку. повысится уровень самостоятельности и самоорганизации в проведении творческой работы; появятся чувства ответственности и значимости своего участия в общем деле.

Продукт проектной деятельности
: *альбом с эскизами, чертежами, фотографиями и описанием построек снежных домиков на участках детского сада; *Театрализованное представление «Домики для зайчат» .
Предполагаемый ход непосредственно-образовательной деятельности и

подготовка к презентации проекта:
Структурные элементы материал Задание для детей Деятельность воспитателя Деятельность детей 1.Мотивационная ситуация Обеспечить правильное восприятие проблемы и пути ее решения. Вступительная беседа о значении дома в жизни детей и животных, об активизировании игровой деятельности на участке в зимнее время года в процессе создания построек из снега. Текст загадки Отгадать загадку Вспомнить о жизнедеятельност и человека и животных. Выяснить причины споров в самостоятельной игровой деятельности на прогулке Выявить необходимость и возможные способы решения проблемы. Загадывает загадку о доме. Задает вопросы: «Зачем человеку дом?», «Есть ли дом у животных?», Предлагает назвать, какие материалы используют люди и животные при строительстве своих жилищ, Выясняет, хотели бы дети построить сами себе домики на участке и, какой материал они бы для этого использовали. Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы воспитателя. Рассказывают о своих играх на участке зимой. Выясняют, что им мешает в самоорганизации игр, делятся мечтой о снежных постройках на участке. Формулируют проблему. Планируют пути решения проблемы. Информационно- познавательная деятельность Сообщения группы «Знаек» о том, какие люди строят снежные укрытия, если в пути их застала непогода. Разговор о безопасности снежных построек. Беседа о сказках и сказочных домиках. Показ иллюстраций и чертежей. Иллюстрации с изображением сказочных домиков, Чертежи трех видов снежных укрытий. Вспомнить названия сказок, где упоминаются избушки, жилища сказочных животных. Определить самые безопасные постройки снежных укрытий. Направляет внимание детей на сообщения ребят из группы «Знаек». Следит за ходом сообщений, помогает правильно выразить мысль. Обращает внимание на причины обрушения построек из снега и на необходимость выбора Дети внимательно слушают сообщения своих сверстников, называют сказки по общему признаку - наличию сказочных домов у животных. Выбирают наиболее безопасные способы строительства.
безопасных способов сооружений. Практическая деятельность Рисование, плоскостное моделирование, аппликация по выбору. Краски, кисти, бумага белая и тонированная, клей, ножницы, ватные диски, кусочки белой фланели, флиса. Выбрать материал для практической деятельности. Изготовить эскизы будущих построек домиков и укрытий из снега. Дает необходимые рекомендации. Направляет практическую деятельность детей, осуществляет индивидуальную помощь. Выбирают материал, необходимый для создания эскизов. Самостоятельно работают над эскизом. Оценочно- рефлексивная деятельность Обыгрывание детских работ. Анализ полученных результатов, вклада каждого участника в работу над осуществлением проекта Шапочки – маски зайчат и лисы. Готовые эскизы домиков. Артистам – обыграть ситуацию выбора домика, в котором можно спрятаться от лисы. Художникам – дизайнерам – рассказать о преимуществах своего домика, объяснить его конструкцию. Обеспечивает игровое взаимодействие, Активизирует речевое общение. Анализирует результаты и значимость участия каждого ребенка в проекте. Предлагает детям возможные способы презентации. Дети предлагают зайчикам свои эскизы домиков, рассказывают о преимуществах своего домика. «Зайцы» выбирают, обосновывают свой выбор, определяют удачные решения, отвечающие правилам безопасности снежных построек. Выбирают способ презентации своего проекта. Презентационный этап Подготовка проекта к защите. Защита проекта в форме театрализованной игры: «Домики для зайчат» Подготовить и выучить роли к театрализованной игре: «Домики для зайчат». Сделать декорации зимней поляны. Оформить вместе с воспитателем папку с эскизами, чертежами и фотографиями снежных построек – домиков. Готовит сценарий театрализованной игры. Обеспечивает ролевое взаимодействие. Помогает детям готовить декорации. Оформляет продукт проекта – папку с эскизами детей. Учат текст роли. Участвуют в создании декораций. Показывают театрализацию «Домики для зайчат» Представляют родителям и детям разных групп папку с эскизами, чертежами, фотографиями снежных построек.


В раздел образования