Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования


Автор: Кастравец Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 48 "Росток"
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 48 «Росток»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через

нетрадиционную технику рисования

Кастравец Татьяна Леонидовна

Сургут

2016

Что такое мелкая моторика? Это физическое и умственное развитие ребенка. Мелкая моторика – это третья часть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, а расположена она рядом с областью, отвечающей за речь, потому что кисти рук наравне с артикуляционным аппаратом. Значит, чтобы быть умным – надо работать руками, чтобы работать руками – надо работать головой. Вот почему физический, нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детей с детства вместе с любовью матери, с ее поддержкой, под ее присмотром, когда контакт с родителями ребенку необходим буквально как воздух. С этого момента и надо развивать мелкую моторику пальцев рук и кисти. Если моторика развивается нормально, то есть ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь, если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставание и в развитии речи: сначала движение рук, потом речь, потому что моторика является фундаментом для развития речи. Мелкая моторика развивает также координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Родителям надо знать, что уже с восьми месяцев можно развивать мелкую моторику у своего ребенка, используя специальные упражнения, которые делятся на расслабляющие, динамические, статические. Расслабляющие нормализуют мышечный тонус, динамические направлены на развитие подвижности пальцев, а статические – на то, чтобы помочь ребенку удерживать пальцы в определенном положении. Делать это необходимо в игровой или учебной форме. Также развитию моторики способствуют занятия по: лепке, рисованию, конструированию, собиранию пазлов, наклеиванию аппликаций. И упражнения с предметами представляют не меньшую ценность. Манипулируя предметами, ребенок развивает двигательную функцию рук. Можно использовать палочки, мячи, некоторые бытовые предметы. Пальчиковую гимнастику можно начинать с шести месяцев, начиная с массажа кистей рук, каждый день по 2-3 минуты. К году можно давать ребенку бумагу, чтобы он ее рвал, перебирать бусы, нанизывать кольца, развивая, таким образом, движения без утомления ребенка. В 1,5 года давать уже застегивать пуговицы, развязывать узелки, замечательны для развития мелкой моторики и специальные пальчиковые игры: выполнять фигурки животных сначала одной рукой, а затем другой и, наконец, двумя руками, одновременно, можно сразу разучивать небольшое стихотворение или потешку. Это развивает мышление, внимание, воображение, реакцию. Можно надеть на пальчики разрисованные бумажные колпачки, ребенок сначала осваивает движения пальцами одной руки, затем другой и двумя вместе. Большинство упражнений по пальчиковой гимнастике имеют в своей основе фольклорный материал, что очень важно для ребенка «Сорока – ворона» (круговые движения по ладошке, поочередно притрагиваются к пальчикам, сгиб пальчиков поочередно от указательного до большого, большой пальчик покачать и так далее).
Во время прогулки продолжаем развивать мелкую моторику, позволяем ребенку прикоснуться к листьям деревьев, к ветке, цветку… Или упражнение: бросить мяч о стену, чтобы он отскочил. Покажите ребенку, как можно поймать мяч. Потом он сам добьется и будет это упражнение делать самостоятельно, но под контролем родителей или педагога по физкультуре. Покажите, что мяч можно подкидывать, катать, бить по нему, бросать друг другу, передавать через голову и т. д. Развитие мелкой моторики при помощи прищепок: прикрепление прищепок к краю банки, на веревку, на пальчики, если прищепки не тугие, а слабые. В три года можно использовать пальчиковый театр, так как такой театр позволяет разместить сказку на своей ладошке. Пальчиковый театр не только позволяет развивать мелкую моторику, но и воображение, ребенок управляет своими движениями и может, используя свою фантазию, всю сказку изобразить пальчиками. Воспитывается интерес, усидчивость, сосредоточенность, дисциплинированность. Использовать дощечки для упражнения на осязание и развитие мелкой моторики, проводить всеми пальцами, затем отдельно каждым по шероховатой, гладкой поверхности и т. д. Застежки с пуговицами, молнией, крючками, кнопками, шнурками. Нанизывание бусин, макарон и других предметов с дырочками. С четырех лет готовим ручку ребенка к письму, продолжая игру с пальчиками, таких игр множество: например, игра «Наша прогулка» Раз, два, три, четыре, пять (ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика) Мы во двор вышли гулять. (пальчики указательный и средний идут по столу, остальные поджаты) Бабу снежную лепили, (изображают лепку снежного комочка двумя руками) Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой) А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (трясем руками, хлопаем по себе) Съели суп и спать легли. (затем берем ложку тремя пальцами и поносим ко рту, после, соединяем ладошки вместе и кладем за щеку) Тренировать пальчики нужно ежедневно по 3-4 минуты и использовать более сложные игры, но они проводятся под присмотром воспитателя, педагога- специалиста или родителей (дома). В работе можно использовать нетрадиционную технику, например:
 сделать дырки в плотной бумаге шилом, расположить в любом порядке и пусть ребенок пропускает яркий шнурок через дырки в разных направлениях;  вырезать из цветной бумаги геометрические фигуры, а затем можно из них составлять разные композиции, наклеивая на бумагу;  фигуры для дорисовки: нарисовать любую непонятную фигуру и предложить ребенку дорисовать ее, чтобы получилось что- то другое.  - перерисовка узора по клеточкам;  провести зайчика к домику через лабиринт, отмечая карандашом или ручкой путь через лабиринт и так далее. В дошкольном возрасте рисование и лепка являются главными помощниками в развитии мелкой моторики. Начинать лепить можно уже с трех лет. Рисунок не только позволяет передать свои эмоции и впечатления, но и развивает наибольшим образом мелкую моторику: ребенок учится держать карандаш, фломастер, кисточку – это предпосылка к письму. Очень полезно пальчиковое рисование, надо заинтересовывать изобразительным искусством: показывать краски, называть цвета, объяснять, как пользоваться кисточкой. Техникой ребенок овладевает постепенно и потом уже может направлять линию туда, куда ему нужно. Он пытается перенести образ, возникший в голове, на бумагу. Рисует людей, которые его окружают, животных. Рисуя людей, дети основной акцент делают на голову и глаза. В их рисунках можно увидеть человека с огромной головой, большими глазами и маленьким туловищем с веточками – ручками, а кое – какие детали и вообще может опустить. Рисование способствует самовыражению, помогает развивать двигательную активность, интеллектуальные навыки, выстроить свою картину мира, развивает осязательное восприятие и координацию движений. Рисуя, ребенок корректирует движение своей руки, стремится использовать различные материалы: краски, карандаши, фломастеры, ручки, восковые мелки и т. п. Но лучше рисовать карандашами и красками, краски лучше выбрать гуашевые, они более яркие и насыщенные, но рисовать под наблюдением педагога или родителей. Не следует открывать все баночки, а дать вначале одну определенного цвета, может ребенок сам выбрать понравившийся ему цвет. Когда ребенку надоест рисовать этим цветом, педагог может предложить ему краску с другим цветом. Кисточку после использования тщательно промыть. Если ребенок захочет смешать два цвета, следует предложить ему палитру. Рабочее место должно быть подготовлено и контролироваться процесс рисования красками, потому что пролития воды или краски не избежать. Нетрадиционная техника рисования может быть вне дома на небольшом блокноте ручкой – это очень удобно, если мать и ребенок, например, сидят в очереди к врачу и т. д. Рисовать можно не только на столе, можно предлагать и другие варианты: на стене, двери и на полу, или на доске и к ней прикрепить лист бумаги. Отличным материалом послужит цветная бумага и карандаш белого цвета, так как на синей и коричневой бумаге он будет виден очень
хорошо, такое открытие доставит ребенку много удовольствия, ведь до этого он совершенно не знал, зачем нужен белый карандаш. При обучении рисованию на первых порах лучше давать трехгранные толстые карандаши с мягким грифелем – это отличный тренинг для руки. Вначале лучше использовать основные цвета карандашей, а затем добавлять различные оттенки. Чтобы ребенок правильно держал карандаш, можно взять руку ребенка в свою сложить пальчики на карандаше так, как надо, и водить по бумаге, затем предложить ребенку попробовать самому нарисовать что-нибудь, держа руку правильно. Любая прогулка может стать стимулом для творческого рисования. Зимой на снегу – штампиками, летом - на песке, на земле. Рассматривать, как лежит снег на крышах, на ветках деревьев, на земле; летом – какого цвета лепестки цветка, серединка, травка и т.д. А после прогулки рисовать по памяти, с натуры. Чтобы не отбить интерес у детей к рисованию, надо хвалить за небольшие достижения, так как все зависит от способности. Раскрашивание рисунков не только развивает мелкую моторику, но и больший интерес к изобразительному искусству. Особенно, дети любят всевозможные раскраски знакомых героев сказок и мультфильмов и любимый цвет. Учатся рисовать по клеточкам – это развивает внимание: дорисуй орнаменты; не допусти ошибок при рисовании узора; рисуем по памяти на основе впечатления от прочитанного стихотворения – это развивает зрительную и слуховую память, фантазию, наблюдательность, интерес к рисованию. Кроме этого расширяем представление детей о форме знакомых предметов, учим выразительности речи и разыгрывании диалогов. Например: разыгрывание «Спокойной ночи малыши». Сначала рисуем телевизор: прямоугольный экран, пульт управления. Затем рисуем гостей телепередачи: клоунов, киску, мышку, королеву. Разговор клоунов: - Где купили вы, сеньор,. Этот красный помидор? - Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос! С. Маршак и т. д. или учим ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клеточки: слуховой диктант: «Фишка шагнула через две клеточки вправо, через три – вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, три клетки вправо, четыре – вниз, две клетки влево и т. д.». Выигрывает тот, кто меньше ошибается. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования разнообразно и с каждым годом становится все более актуальным и востребованным. Это и работа с контурами; штрихование овощей, фруктов, фигур предметов; Эбру – водная анимация, рисунок на воде; рисование на пене; граттаж – разные мазки; мраморная бумага – с кисточки капаем красками и создаем рисунок палочкой в разных направлениях; рисование мятой бумагой, штампиками, солью, манной крупой и многое другое.
Список литературы: 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. 2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: №Издательство Скрипторий 2003», 2007. 3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: №Издательство Скрипторий 2003», 2007. 4. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка- дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М., 1995. 5. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М.:, 1970. 6. Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. М., Педагогика, 2003 7. Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает: Методическое пособие. Великий Новгород, 2002. 8. Цвинтарный И.Б. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб, 1999.


В раздел образования