Напоминание

Тема "Карбоновые кислоты"


Автор: Бевзенко Ирина Юрьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей инновационных технологий"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Конспект урока химии для 10 класса
Тема: Тема "Карбоновые кислоты"
Раздел: полное образование





Назад




(Химия. 10 класс)
Урок № 17: Карбоновые кислоты.
Цель: -создать условия для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие мотивации учения школьников. Задачи: -стимулировать у обучающихся умения выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности; -создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления обучающихся методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации; -актуализировать имеющие знания обучающихся по данной теме; -познакомить обучающихся с карбоновыми кислотами, их составом, строением, физическими свойствами; -развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её; -развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников и раскрытии практического значения материала. Оборудование: инструктивные карточки с заданиями, справочники "Физические свойства органических веществ”, образцы карбоновых кислот, презентация по теме урока.
Ход урока:

I. Актуализация знаний:
Тест по теме: « Одноатомные спирты - классификация, номенклатура, изомерия физические и химические свойства» 1. Вещество пентанол-2 относится к: а) первичным спиртам; б) вторичным спиртам; в) третичным спиртам; г) двухатомным спиртам. 2. Предельным одноатомным спиртом не является: а) метанол; б) 3-этилпентанол-1; в)2-фенилбутанол-14; г) этанол. 3. Сколько изомерных соединений соответствует формуле С 3 H 8 O, сколько из них относится к алканолам? а) 4 и 3; б) 3 и 3; в) 3 и 2; г) 2 и 2 . 4. Сколько изомеров, принадлежащих к классу простых эфиров, имеет бутанол-1? а)один; б) два; в)три; г) Пять. 5. Изомером положения функциональной группы для пентанола-2 является: а) пентанол-1; б) 2-метилбутанол-2; в) бутанол-2; г) 3-метилпентанол-1.
6. Сколько первичных, вторичных и третичных спиртов приведено ниже? а) СН 3 СН 2 -OH б) C 2 H 5 -CH(CH 3 )-CH 2 - OH в) (CH 3 ) 3 C-CH 2 -OH г) (CH 3 ) 3 C-OH д) CH 3 -CH(OH)-C 2 H 5 е) CH 3 -OH а) первичных - 3, вторичных - 1, третичных – 1; б) первичных - 2, вторичных - 2, третичных – 2; в) первичных - 4, вторичных - 1, третичных – 1; г) первичных - 3, вторичных - 2, третичных – 1. 7. Какой вид химической связи определяет отсутствие среди гидроксисоединений газообразных веществ (при обычных условиях)? а) ионная; б) ковалентная; в) донорно-акцепторная; г) водородная. 8. Температуры кипения спиртов по сравнению с температурами кипения соответствующих углеводородов: а) примерно сопоставимы; б) ниже; в) выше; г) не имеют четкой взаимозависимости. 9. Молекулы спиртов полярны из-за полярности связи водорода с: а) кислородом; б) азотом; в) фосфором; г) углеродом. 10. Выберите верное утверждение: а) спирты – сильные электролиты; б) спирты хорошо проводят электрический ток; в) спирты – неэлектролиты; г) спирты – очень слабые электролиты. 11. Молекулы спиртов ассоциированы из-за: а) образования внутримолекулярных связей; б) образования кислородных связей; в) образования водородных связей; г) молекулы спиртов не ассоциированы. 12. Метанол не взаимодействует с: а) К ; б)Аg; в) СuО; г) О 2. 13. Этанол не взаимодействует с: а) NаОН ; б) Nа; в) НСl; г) О 2. 14. С каким из перечисленных веществ не взаимодействует этанол: а) Na ; б) NaOH; в) HBr; г) O 2. 15. Пропанол не взаимодействует с: а) Hg; б)О 2 ; в)НСl; г) K. 16. Этанол не реагирует с: а) Na; б) CuO; в)HCOOH; г)CuSO 4. 17.Для предельных одноатомных спиртов характерно взаимодействие с: а) КОН (р-р) ; б) К; в) Сu(ОН) 2 ; г) Сu. 18. При окислении первичного бутилового спирта получают: а) пропаналь; б) масляный альдегид; в) этаналь; г) метаналь. 19. При окислении (дегидрировании) вторичного спирта получают: а) третичный спирт; б) альдегид; в) кетон; г) карбоновую кислоту. 20. Какое из гидроксилсодержащих веществ при дегидрировании превращается в кетон: а) метанол; б) этанол; в)пропанол-2; г) о-крезол.
21. При окислении бутанола-1 образуется: а) кетон; б) альдегид; в) кислота; г)алкен. 22. При окислении метанола образуется: а) метан; б) уксусная кислота; в) метаналь; г) хлорметан; 23. При окислении пропанола-2 образуется: а)альдегид; б)кетон; в)алкан; г)алкен. 24. При нагревании метанола с кислородом на медном катализаторе образуется: а) формальдегид; б) ацетальдегид; в) метан; г) диметиловый эфир. 25. При нагревании этанола с кислородом на медном катализаторе образуется: а) этен; б) ацетальдегид; в) диэтиловый эфир; г) этандиол. 26. Одним из продуктов реакции, протекающей при нагревании метанола с концентрированной серной кислотой, является: а) CH 2 =CH 2 ; б)CH 3 -O-CH 3 ; в) CH 3 Cl; г) CH 4. 27. При внутримолекулярной дегидратации бутанола-1 образуется: а) бутен-1; б) бутен-2; в) дибутиловый эфир; г) бутаналь. 28. Внутримолекулярная дегидратация спиртов приводит к образованию: а) альдегидов; б) алканов; в)алкенов; г) алкинов; 29. Какое вещество образуется при нагревании этилового спирта до 140 о С в присутствии концентрированной серной кислоты? а) уксусный альдегид; б) диметиловый эфир; в) диэтиловый эфир; г) этилен. 30. Кислотные свойства этанола проявляются в реакции с: а) натрием; б) оксидом меди (II); в) хлороводородом; г) подкисленным раствором перманганата калия. 31. Какая реакция свидетельствует о слабых кислотных свойствах спиртов: а) с Na; б) c NaOH; в) c NaHCO 3 ; г) c CaO. 32.Алкоголяты получаются из спиртов при их взаимодействии с: а) KМnO 4 ; б) О 2 ; в) CuO; г) Na. 33.При взаимодействии пропанола-1 с натрием образуется: а) пропен; б) пропилат натрия; в) этилат натрия; г)пропандиол-1,2. 34. При воздействии на спирты щелочных металлов образуются: а) легко гидролизуемые карбонаты; б) трудно гидролизуемые карбонаты; в) трудно гидролизуемые алкоголяты; г) легко гидролизуемые алкоголяты. 35.Какое вещество образуется в реакции пентанола-1 с калием? а) С 5 Н 12 ОК; б) С 5 Н 11 ОК; в) С 6 Н 11 ОК; г) С 6 Н 12 ОК. 36. Вещество, реагирующее с Na, но не реагирующее с NaOH, при дегидратации дающее алкен - это: а) фенол; б) спирт; в) простой эфир; г) алкан. 37. Какой из перечисленных спиртов наиболее активно реагирует с натрием? а) СН 3 СН 2 OH; б)CF 3 CH 2 OH; в)CH 3 CH(OH)CH 3 ; г) (CH 3 ) 3 C-OH. 38. Какова молекулярная формула продукта взаимодействия пентанола-1 с бромоводородом?
а) С 6 Н 11 Br; б) С 5 Н 12 Br; в) С 5 Н 11 Br; г) С 6 Н 12 Br. 39. В ходе реакции этанола с соляной кислотой в присутствии Н 2 SО 4 образуется: а) этилен; б) хлорэтан; в) 1,2-дихлорэтан; г) хлорвинил. 40. Из этанола бутан можно получить последовательным действием: а) бромоводорода, натрия; б) брома (облучение), натрия; в) концентрированной серной кислоты (t> 140°), водорода (катализатор, t°); г) бромоводорода, спиртового раствора гидроксида натрия.
II. Изучение нового материала:
Постановка цели и задачи изучения темы: -углубить знания о взаимосвязи с другими классами; -уметь определять принадлежность вещества к классу карбоновых кислот; -узнать свойства и важнейшие области применения карбоновых кислот. Учитель: С давних времен люди используют приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы. Разумеется, тогда никто не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса – карбоновых кислот. Многие из Вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку. Благодаря работам выдающегося шведского химика Карла Вильгема Шееле к концу 18 века стало известно около десяти различных органических кислот. Он выделил и описал лимонную, молочную, щавелевую и другие кислоты. Классификация карбоновых кислот (рассказ с демонстрацией слайдов, беседа по основным моментам темы). Определение карбоновых кислот (обращение к ранее решенной задачи, запись в тетрадь). Преподаватель объясняет этимологию термина «карбоксильная группа» Классификация карбоновых кислот по строению радикала и количеству функциональных групп. Гомологический ряд. Алкановые кислоты. Изомерия кислот. Физические свойства (просмотр слайдов с комментарием преподавателя и демонстрации образцов кислот) Водородная связь. Строение уксусной кислоты. Химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты.
III. Закрепление изученного материала:
Тестовое задание: 1. Какие из названных кислот являются органическими?
а) муравьиная; б) азотная; в) серная; г) лимонная. 2. Почему болезненны укусы муравьев? а) обжигают муравьиной кислотой; б) выделяют яд; в) разъедают муравьиной щелочью; г) вонзают острые зубчики. 3. Как называют соли карбоновых кислот? а) ацетаты; б) бустилаты; в) пропилаты; г) постулаты. 4. Какого названия кислоты не существует? а) лимонная; б) щавелевая; в) винная; г) виноградная. 5. Какие кислоты являются витаминами? а) никотиновая; б) аскорбиновая; в) ацетилсалициловая; г) янтарная.
Домашнее задание:
§ 12, стр. 84-89, упр. № 6 на стр. 84 в рабочей тетради с печатной основой.


В раздел образования