Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения
Автор: Шаповалова Ольга Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" Населённый пункт: пгт Кардымово Наименование материала: статья из опыта работы Тема: Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» пгт Кардымово Смоленской области
«Знакомство дошкольников
с правилами
дорожного движения»
( из опыта работы)
Воспитатель:
Шаповалова Ольга Сергеевна
2016
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших
задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно
раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому
подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует
так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из
детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении,
умел
наблюдать
и
правильно
оценивать
дорожные
ситуации,
владел
навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Именно
в
детском
саду
все
дети
могут
и
должны
получить
систематизированную
информацию
о
безопасном
поведении
на
улице
и
приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу
воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому
сам
педагог
должен
овладеть
всем
комплексом
вопросов
и
проблем,
составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных
задач
воспитатель
должен
исходить
из
следующего:
главная
ценность,
которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и
привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче
ему будут даваться знания.
Очень
важно
приобретение
таких
навыков
и
привычек,
как:
сознательное
отношение
к
своим
и
чужим
поступкам
(правильно
–
неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело
(машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение
имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя,
потому
что
горит
красный
сигнал
светофора).
Важна,
привычка
сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися
затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по
преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не
столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании
безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Главная цель
нашей
работы
по
профилактике
детского
дорожного
травматизма
в
ДОУ
–
формирование
у
детей
навыков
осознанного
безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её путём решения
нескольких задач :
усвоение
дошкольниками
первоначальных
знаний
о
правилах
безопасного поведения на улице;
формирование у детей качественно новых двигательных навыков и
бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не
только правильно двигаться
в соответствии с полученным сигналом
или
ориентируясь
на
взрослого,
но
и
уметь
координировать
свои
движения с движениями других людей и перемещением предметов;
развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретной
меняющейся
ситуации
и
построению
адекватного
безопасного поведения.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного
движения»:
Ребёнок – пешеход
Ребёнок – пассажир
Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,
самоката, роликовых коньков и др.)
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах
ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить
планово,
систематически,
постоянно.
Она
не
должна
выноситься
в
самостоятельный
раздел,
а
входить
логическим
элементом
во
все
виды
детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания
ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в
играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько
времени
отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном
направлении
определяем
мы
сами
в
зависимости
от
условий,
темы,
сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.
Для каждой возрастной группы мы определили свои цели и ориентиры.
Объединили
некоторые
темы
(правила
поведения
на
улице
–
оказание
помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела
поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и
неправильного поведения на улице.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по
формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о
правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может
опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной
группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их
возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей,
накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы,
заучивание рифмованных правил.
Третий
этап
–
закрепление
полученных
знаний
и
формирование
сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью
чтения
и
обсуждения
произведений
художественной
литературы,
игр-
драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и
предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного
возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования,
а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так
как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом
помогают
ребёнку
вовремя
и
правильно
ориентироваться
в
создавшейся
ситуации.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на
улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их
помощью мы осуществляем инновационные подходы в данном направлении
и комплексно решаем поставленные задачи:
- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её
опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в
ней;
-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов:
концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи
и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку
для правильной ориентации на улице;
-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек
безопасного
поведения
на
улице,
понимание
и
осознание
опасных
и
безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.
Планирование работы по формированию навыков безопасного
поведения.
Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал
посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную
проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели
объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы
на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город»,
«Наша
улица»,
на
игровых
площадках,
самостоятельное
моделирование:
составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду
и т.д.
Полученные
знания
детей
в
рамках
«тематической
недели»,
закрепляем затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при
проведении целевых прогулок и экскурсий.
Преимущества тематического подхода к планированию и организации
занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:
тематическое планирование позволяет значительно сократить время для
занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;
повышается качество работы, открывается больше возможностей для
творчества;
повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся
более глубокими и системными;
Материал
по
обучению
правилам
безопасного
поведения
на
улице
ребёнок
лучше
усвоит
в
наглядно-действенной
форме
с
опорой
на
непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при
отражении реальной ситуации.
Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных
занятиях,
а
закрепление
проводить
с
небольшими
подгруппами
и
индивидуально.
Работу мы ведём систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседуем с
детьми
о
безопасном
поведении
на
улицах
и
дорогах,
о
дорожно-
транспортных
происшествиях,
связывая
это
с
изменениями
погоды
и
особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).
Мы
приучаем
ребенка
проговаривать
свои
действия,
чтобы
они
становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и
повторяем детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько
раз
и
так
часто,
чтобы
дошкольники
не
только
запомнили
и
осознали
алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно,
компетентно
и
предусмотрительно,
чтобы
у
них
выработалась
привычка
правильного поведения на улице.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой,
дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя
из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для
него станет привычным.
Чтобы
выработать
положительную
привычку,
не
обязательно
вести
ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении
занятий
по
правилам
дорожного
движения,
имея
минимум
дорожных
символов и атрибутов.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице,
доступное детям дошкольного возраста.
Общие представления:
Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
Иметь
представления
об
опасных
ситуациях,
которые
могут
возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на
велосипеде (самокате, роликовых коньках)
Представления об опасных ситуациях на отдельных участках
пешеходной части улицы:
Знать следующие правила дорожного движения:
o
Переходить улицу только на зелёный свет светофора или только
по пешеходному переходу, если светофора нет.
o
При
переходе
улицы
сначала
посмотреть
налево,
а
дойдя
до
середины – направо.
o
Не играть на дороге или около проезжей части.
o
Знать устройство проезжей части.
o
Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Знать правила поведения в транспорте:
Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения
взрослых.
Не стоять у дверей.
Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
Не ходить никуда без разрешения взрослых.
Играть только на детской площадке.
Не играть близко от проезжей части дороги.
Не кататься по проезжей части дороги.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут
даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы,
включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.
По дороге в детский сад
Мы пойдём с тобой, малыш.
Улыбаясь светофору,
Влево, вправо поглядишь.
Чтобы день такой чудесный
Омрачить не смел никто,
Правила движенья вместе
Мы усвоим? Да, легко!